Она была уникальной и необычайно талантливой лицедейкой театрального мира прошлого столетия. Сыграв свыше тридцати драматических образов в «мейерхольдовском» храме Мельпомены, актриса Бабанова влюбила в себя невообразимо огромное количество зрителей. Она обладала голосом, который представлял собой гармоничное сочетание сказочной «мягкости» и нежной лиричности. Актриса Бабанова на протяжении длительного времени выступала на радио, ее сказки и постановки были обожаемыми миллионами граждан Советского Союза. Ее талант лицедейства был настолько многогранен, что на театральной сцене ей удалось создать целый ряд многоплановых ролей. Каким же был творческий путь советской актрисы? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Биографическая справка
Бабанова Мария Иванова родилась в столице 29 октября 1900 года. Детские годы ее прошли в Замоскворечье. Семья будущей актрисы придерживалась патриархальных устоев. По некоторым источникам отец Бабановой происходил из рода цыганских баронов, другие же ссылаются на то, что он был представителем рабочей интеллигенции.
Так или иначе, но актриса Бабанова с неохотой вспоминала свое детство, считая, что у нее не было его в принципе, поскольку существовало огромное количество запретов.
Учеба
Вскоре девушка поступает в Коммерческое училище ( в будущем Плехановское), где и демонстрирует свои уникальные голосовые данные: она с особым вдохновением читает прозу и стихи на концертах.
Период юности Бабановой по воле судьбы совпал с тем временем, когда театральный мир переживал бурное развитие: создавались различные вариации сценических направлений, что помогало начинающим лицедеям «найти себя» в профессии. Творческие поиски в конечном итоге и предопределили ее дальнейшую судьбу.
После училища она становится студенткой Коммерческого института, а затем переводится во 2-ой Московский государственный университет.
В 1919 году будущая актриса Бабанова проходит отбор в Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководителями которого являются М.Бебутов и Ф.Комиссаржевский. Именно на сцене данного храма Мельпомены состоялся дебют Марии Ивановны в качестве актрисы. Ее утвердили на роль Фаншетты в постановке «Свадьба Фигаро». В этом вузе, как вспоминает актриса, ее учили, скорее, не главным, а второстепенным вещам: фехтованию, ритмике, акробатике – все это было новым и непонятным для нее испытанием.
Вскоре студию ХПСРО реорганизовали: она стала неотъемлемой частью созданного Мейерхольдом Театра РСФСР 1-го.
Бабанова Мария Ивановна учится теперь в Высших режиссерских мастерских, которые организовал Всеволод Эмильевич.
Начало театральной карьеры
В 1922 году начинающая лицедейка попадает в труппу Театра Актера под руководством Мейерхольда (впоследствии ГИТИС). На сцене этого храма Мельпомены прошла премьера постановки Всеволода Эмильевича «Великолепный рогоносец», в котором приняла участие Бабанова. На следующий день после этого события никому неизвестная лицедейка проснулась знаменитой. Критики отметили, что появился еще один яркий талант в театральном мире.
Спустя год после триумфального выступления Мария Ивановна Бабанова – актриса, которую уже хорошо знают советские зрители, на сценической площадке Театра Революции примерит на себя образ Полины в пьесе Островского «Доходное место». Опять постановкой произведения занялся именитый Мейерхольд. И здесь театральные критики отметили высокий уровень мастерства лицедейки.
Уход из театра, руководимого Мейерхольдом
Вскоре после блистательных выступлений Мария Бабанова занимает место ведущей примы театра, который возглавлял Всеволод Эмильевич. Но Мейерхольд предпочел, чтобы на нем «восседала» его супруга – Зинаида Райх. Однако в противоборстве талантов двух актрис победу одерживала Бабанова.
В 1927 году Мария Ивановна была вынуждена уйти из театра им.Мейерхольда и перейти в Театр Революции, которому она будет служить всю оставшуюся жизнь. И все же она всегда будет благодарить своего учителя, который открыл для нее дорогу в искусство лицедейства. В Театре Революции она сыграет множество блестящих ролей: «Поэма о топоре» (Анка), «Бесприданница» (Лариса), «Сыновья трех рек» (Мари), «Ромео и Джульетта» (Джульетта).
Эксперты неоднократно говорили о том, как филигранно и талантливо удается играть Бабановой на театральной сцене.
«Трудная» актриса
Однако в ее карьере были не только взлеты, но и падения. Случалось и так, что, несмотря на ее высокое мастерство игры, зритель не запоминал образы, в которые перевоплощалась Бабанова. С годами Мария Ивановна становилась все избирательнее в работе и ее многочисленные отказы от, как ей казалось, «неинтересных» ролей вызывали обиду у режиссеров. Некоторые из них стали даже называть «трудной» актрисой.
В 1979 году она в последний раз вышла на театральную сцену, приняв участие в спектакле «Все кончено» (Эдвар Олби), который поставил Олег Ефремов во МХАТе.
Семейная жизнь
Бесспорно, Мария Бабанова – актриса, личная жизнь которой сложилась далеко не по тривиальному сценарию. Она несколько раз вступала в брак. Еще в ранней молодости актриса, втайне от отца и матери, стала женой однокурсника. В то время они были счастливы: ходили в гости, весело проводили время за душевными разговорами, жаркими спорами из-за различных политических убеждений. Со временем брак начал давать трещину. Он уехал в далекий Казахстан, и более Бабанова Мария Ивановна, мужья которой «души в ней не чаяли», никогда супруга больше не видела.
Вторым избранником актрисы стал партнер по танцам – Давид Липман, с которым она долго не прожила. Третьим мужем Бабановой оказался известный писатель Ф.Кнорре – она рассталась с ним после Великой Отечественной войны.
Умерла Мария Ивановна 20 марта 1983 года, похоронили ее на Новодевичьем кладбище столицы.