Первый график московской школы – Фаворский Владимир Андреевич. Биография художника включает в себя не только творчество, но и участие в Первой мировой войне, и работу над многочисленными теоретическими трудами, и преподавательскую деятельность. Но в первую очередь он известен как книжный иллюстратор. Многие безошибочно узнают его рисунки к произведениям У. Шекспира и С. Я. Маршака.
Молодость
Можно сказать, что Фаворскому было суждено связать свою жизнь с искусством как преемнику семейной традиции. Художниками были его дед, мать и прабабка. Великий российский иллюстратор родился в 1886 году в Москве. Постоянно наблюдая, как рисует мать, он и сам взялся за кисти и карандаши. Изначально живопись воспринималась им как приятное времяпрепровождение – не более. Но войдя в мир искусства, Фаворский остался здесь навсегда и поставил своей целью приобщить к нему как можно больше людей. Начинал он карьеру в качестве живописца, подавая большие надежды. Но позже выбрал графику как наиболее близкий к народу вид искусства.
Детство художника, проходившее в кругу любящей семьи, было лишено невзгод. Ближайшие родственники, – художники, архитекторы, скульпторы, – способствовали тому, чтобы интерес к искусству становился все крепче. И когда пришла пора отправляться на учебу, помимо основного образования было решено отдать мальчика в частную художественную школу К. Ф. Юона.
Учеба
Одновременно с посещением школы Юона юноша бывал на вечерних курсах Строгановского училища. После окончания гимназии он отправился в Мюнхен и поступил было на экономический факультет, но вскоре понял, что это совершенно не его занятие. В 1906 году молодой человек поступает в частное учебное заведение, которым руководил венгерский художник армянского происхождения Шимон Холлоши. Этого учителя Владимир Андреевич Фаворский всегда будет вспоминать с благодарностью как одного из любимых наставников. Без сомнения, он оказал большое влияние на становление молодого таланта и формирование его художественных принципов.
Мюнхенский университет, между тем, Фаворский не бросил и прослушал там курс по истории искусства. В 1907 году он вернулся в Россию и продолжил искусствоведческое образование в Московском университете.
Семейная жизнь
На последнем курсе университета, в 1812 году, Владимир Андреевич Фаворский женился на Марии Дервиз, прелестной девушке с живым характером, ко всем прочим достоинствам еще и перспективной художнице. Среди ее родственников был Валентин Серов, который всячески поощрял тягу Марии к искусству. Она училась живописи в Петербурге и во Франции. В Москве, как и будущий муж, была студенткой Юона, а затем Школы живописи, ваяния и зодчества. Марии не суждено было стать великим художником, но виной тому обстоятельства жизни, а не отсутствие таланта. Несмотря на это до конца дней она была другом и помощником для своего супруга. Последнее десятилетие своей жизни она трудилась над воспоминаниями, благодаря которым исследователи Фаворского смогли восстановить некоторые страницы его биографии.
У художника было трое детей: два сына, Никита и Иван, и дочь Мария. Оба брата отправились добровольцами на фронт, когда началась Великая Отечественная. Старший погиб в первый же год войны, младший не дожил пару месяцев до окончания. А Мария Владимировна стала художником-керамистом и хранителем семейных архивов.Зрелость художника
После окончания института Владимир Андреевич Фаворский занимался преподавательской деятельностью и работал над теорией искусства. С началом Первой мировой он отправляется на фронт и проходит через всю войну. В Москву художник вернулся в 1918 году в звании прапорщика. После армии он быстро включился в творческую жизнь столицы.
Художник возобновил преподавательскую деятельность. В 1920-х он заведует одной из кафедр Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), обучает студентов гравюре и ксилографии. В 1923 году становится ректором ВХУТЕМАСа. Фаворский начинает работу над оформлением книг Пушкина и Толстого, и с этих пор книжная графика становится одним из главных дел его жизни.
В это же время он тесно общается с философом П. А. Флоренским. Сотрудничество, подкрепленное дружбой и родством характеров, обогатило их обоих. Во многих теоретических положениях художника можно заметить влияние Флоренского. Вместе они примкнули к Левому Фронту Искусств (ЛЕФу). Из-за убеждения о преобладании духовного начала над интеллектуальным их окрестили группой «производственных мистиков».
К концу 1930-х художник все больше углубляется в теорию искусства. Пишет статьи и доклады, преподает во Всероссийской Академии художеств. Продолжает заниматься гравюрой, оформляет книги, сотрудничает с Московским Художественным театром. Участвует в выставках в Венеции и Париже.
Зрелым мастером вошел в 40-е годы Фаворский. Художник получил признание и возможность работать над самыми интересными заказами. Мастерство его продолжает расти, техника совершенствуется. Оттачивается глубина образов и выразительность штриха.
Последние годы
На склоне лет художник пожинал заслуженные плоды своей деятельности. В 1956 году он становится заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1959 – народным художником РСФСР, а в 1963 – народным художником СССР. Получает золотые медали на международных выставках в Брюсселе, Лейпциге и Сан-Паулу. А весной 1962 года Фаворскому присуждают ленинскую премию за достижения в иллюстрации. Это не значит, что художник почил на лаврах – он продолжает работу над сериями рисунков, гравюрами, занимается живописью. Почтенным мастером ушел из жизни художник в конце 1963 года. Его могила находится в Москве на Новодевичьем кладбище.
Теоретические взгляды
Фаворский тщательно разрабатывал и оформлял свою теоретическую программу. В основу концепции легли лекции, которые профессор читал своим студентам. С них он начал оформление и систематизацию своего видения искусства. В результате родились книги «Об искусстве, о книге, о гравюре», «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом», «Лекции по теории композиции». В них Фаворский рассуждал о процессе взаимодействия с формой и ее воплощении на плоскости. Рассматривал тему трактовки линий, роль плоскости в живописи и графике. Каждому типу поверхности художник приписывает собственную композицию и «изобразительность».
О каком бы аспекте творчества ни рассуждал Фаворский, рефреном звучала мысль о том, что производственная и идеологическая его составляющие должны быть неделимы и уравновешены. Крен в любую сторону вызывает деформацию и ведет к вырождению искусства. Творчество должно быть жизнеутверждающим, поскольку понятие правды неотделимо от понятия красоты. Эстетизация уродства для искусства должна быть неприемлемой.
Книжная графика
Фаворский часто говорил о том, что не иллюстрирует произведение, а создает книгу. Он всегда подходил к задаче комплексно, создавая не только иллюстрации, но и подбирая шрифт, формат, орнамент, пропорции. Все это должно подчиняться единому стилистическому синтезу. Ритм отступов, полей и абзацев должен быть созвучен ритму гравюры. В работе Фаворский руководствовался не только своей творческой интуицией, но и опирался на опыт античности и возрождения. Он ввел в обиход такое понятие, как «архитектура книги» – наука о соразмерности и гармонии всех ее составляющих.
К каждому произведению Фаворский находил свой подход. Оформление «Слова о полку Игореве» было навеяно древнерусскими книгами. Орнаменты и буквицы отсылают читателя к старым рукописным текстам. Иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина отличаются высокой детализацией, вниманием к мельчайшим деталям. Герои застывают в театральных позах и становятся символом выражаемой эмоции: жадность, скорбь, гнев, страх. В иллюстрациях к гоголевскому «Шпоньке» появляются гротескные фантастические создания: гигантские насекомые, птицеголовые люди. Визуальный ряд не только дополняет текст, но и служит отдельным художественным произведением, способным предоставить пищу для размышлений. Одно из произведений зрелого автора – иллюстрации к произведению С. Спасского «Новогодняя ночь». Их стиль продиктован драматичным сюжетом произведения. Рисунки резкие, смелые, динамичные. Художник уверенно играет с композицией, при этом всегда добиваясь безупречного результата. Гравюра Фаворского приобрела множество поклонников и до сих пор ценится среди коллекционеров.
Художник проиллюстрировал Пушкина, Шекспира, Толстого, Данте, Гоголя, Мериме, Бернса, и это далеко не полный список его работ. Не только взрослую литературу оформлял Фаворский, он также плотно сотрудничал с издательством ДЕТГИЗ. Иллюстрация к стихотворению «Если бы дети всей Земли…» многим знакома по учебнику литературы. Босоногие ребята беззаботно смеются и бегают на лугу, наслаждаясь мирной жизнью. Каждый советский ребенок наверняка читал сборник Маршака, где была иллюстрация к стихотворению «Усатый-полосатый» с непослушным котенком.
Другие виды творчества
Рамки одного вида искусства были тесны для Владимира Андреевича. Он прославился не только книжной иллюстрацией. Во второй половине 40-х годов Фаворский выполняет цикл «Великие русские полководцы», где в портретах выдающихся людей воплощается величие и мощь России. Одно из лучших его произведений – портрет Ф. М. Достоевского. Серьезным и сосредоточенным предстает перед зрителем писатель. Художник не льстит ему, не украшает реальность, не напускает карикатурный пафос. Но в скромной фигуре Достоевского сквозит тревога за русский народ, любовь к своей стране и незаурядная сила мысли.
Любимой техникой художника была ксилография и гравюра на дереве, но привлекала его и линогравюра. В этой технике был создан прелестный «Самаркандский цикл». Начав карьеру как живописец, в течение всей жизни Фаворский периодически брался за кисти. Его авторству принадлежит мозаика «1905 год». Он занимался скульптурой и монументальной живописью. Кроме того, художник сотрудничал с театрами – делал эскизы для постановок и костюмов, а в молодости даже деревянные куклы для детских спектаклей. За что бы ни брался Владимир Андреевич Фаворский, все делал с любовью и большим мастерством. Но в памяти потомков он остался прежде всего выдающимся графиком и иллюстратором.