Моисеенко Евсей Евсеевич: картины

Моисеенко Евсей Евсеевич никогда не помнил, когда начал рисовать. Родившись в 1916 году в семье крестьян, он с раннего детства привыкал к сельскому труду на холмистых полях. Живя самой простой жизнью среди покосившихся одноцветных избушек, он умел находить прекрасное и в мужественности односельчан, каждый день уходящих работать под жарким солнцем, в лесах и бескрайних полях, в ночном звёздном небе, которое он разглядывал, сбегая вместе с соседскими мальчишками, даже в церквушках – старых и покосившихся со временем. Именно всё это оставило самый сильный отпечаток в памяти будущего художника, своё обычное детство, ничем не отличавшееся от детства других ребят его возраста, он вспоминал с особым трепетом и переносил впоследствии на свои картины.

Начало жизненного пути

моисеенко евсей евсеевич
Родился Евсей Евсеевич в Уваровичах, Гомельский уезд Могилёвской губернии 28 августа. Свой путь Моисеенко Евсей Евсеевич начал с юного возраста, когда особый взгляд на вещи начинал только формироваться. Духовно развиваться ему помогал его дедушка Прокофий, став первым, кто начал приучать его к прекрасному, чувствовать природу и познавать законы жизни. В школе Евсей изучал картины русских художников и учился рисовать сам, а после её окончания отправился получать образование в Москву. Евсею на тот момент было всего 15 лет, но решение стать художником было твёрдым как никогда.

Дорога к творчеству

Отправившись за своей мечтой, ещё юный и неопытный подросток, стал впитывать новые знания в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. Он открывал для себя новое, фанатично изучая всё, что могли дать ему преподаватели, знакомился с формой, цветом и композицией, изучал историю живописи и изучал постановку натюрморта. Благодаря профессионализму педагогов училища Моисеенко учился анализировать и изучать работу, прежде чем приступать к ней, обуздывал свою увлечённость и направлял вдохновение в нужное русло. Дни напролёт изучал художник все азы искусства живописи, трудясь, как приучали с детства родители, всё свободное от учёбы время.

художник евсей евсеевич моисеенко
Знакомство со знаменитыми художниками того времени, их советы и наставления, походы в театр и на выставки, культурная жизнь в самом сердце России помогали Евсею оттачивать своё мастерство всё больше и больше. Обладая тягой ко всему героическому, глубоким душевным эмоциям, он останавливал на своих картинах время, изображая моменты порывистых движений.

Поиск места в искусстве

После окончания училища, Евсея Евсеевича приняли на факультет института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его наставником стал педагог А. А. Осмеркин, к которому Евсей очень хотел попасть. Как и в училище, одним из лучших учеников среди всех снова стал Моисеенко Евсей Евсеевич. Картины, которые он писал под внимательным наблюдением наставника, становились более осмысленными. Рука Моисеенко обрела твёрдость и уверенность, в работах появились чёткость и организованность. Юный художник продолжал учиться смотреть в глубь вещей, познавать их смысл и переносить на холст в соответствии с законами композиции и цвета. Каждая творческая личность формировалась Осмеркиными индивидуально, строился фундамент, со своим особенным подходом, в том числе и к Евсею. Вскоре, работы Моисеенко стали заслуживать похвалы педагогов и особого внимания со стороны студентов.

Для Евсея период обучения в институте стал решающим в его становлении. Определились его цели и методы работы. Картины художника заговорили своим, неповторимым стилем.

К концу учёбы он взялся за выполнение довольно сложной преддипломной работы, но закончить её так и не успел, помешала Великая отечественная война.

Начало творческого пути

моисеенко евсей евсеевич картины
Вернувшись с фронта, с отличием и похвалами окончив институт, Моисеенко Евсей Евсеевич начал свой творческий путь. Первой его серьёзной работой стала картина «Генерал Доватор», написанная в 1947 году. Именно участие в войне, где Евсей столкнулся лицом к лицу с опасностью, воочию увидел и сам стал участником подвигов советских солдат, помогло ему закончить работу. Главным героем картины является генерал и полководец Лев Михайлович Доватор, окружённый пленными фашистами, позади которых освобождённая земля. В работе Моисеенко смог отразить восторг от победы и величественность войск, добился абсолютного единства между композицией, цветами и правильной расстановкой акцента, чем заслужил высшую похвалу от преподавателей института.

После такого триумфа, уже полноправно носивший звание художник, Евсей Евсеевич Моисеенко, углубился в работу с 1950 по 1954 года, в результате которой общественностью были признаны работы «За власть Советов», «Партизаны», «В степи». Но и на этих работах Моисеенко не останавливался, продолжая пробовать себя в разных стезях, ища своё, индивидуальное совершенство.

Художник продолжает обращаться к военной теме. Снова и снова переживает свои воспоминания Моисеенко Евсей Евсеевич. Произведения, которые он создаёт, образуют серию, посвящённую Красной Армии и наполненную романтикой героизма: «Орлёнок», «Трубач первой конной», «Прощание».

«Красные пришли»

моисеенко евсей евсеевич произведения
Совсем близко видны лица, вернувшегося с войны отряда конников. Коснувшиеся их болезни и страдания не стирают слабых улыбок на лицах, ведь они, наконец, вернулись домой, к семьям, с победой. И снова грубыми мазками Моисеев как будто вырывает картинку из реальности и помещает её на полотно, вот-вот, и красные всадники движутся дальше, покинув пределы холста.

Картина «Красные пришли» стала одной из значимых картин в истории и лучшей в истории живописи времён Советского союза. Холст побывал на многих выставках, Моисеенко Евсей Евсеевич был удостоен премии имени И. Е. Репина за неё. На создание этого шедевра у Моисеенко ушло много времени, проведённого в раздумьях над работой. Это картина стала не первой, что принесла ему почёт и уважение, но первой на пути ко всеобщему признанию.

Воспоминания о войне

этого забыть нельзя евсей евсеевич моисеенко
Отдельно он уделил время и своим воспоминаниям о Великой Отечественной войне, где участвовал в битвах под Ленинградом, попал в плен и был освобождён союзными армиями. Из этих воспоминаний и родилась серия картин «Этого забыть нельзя». Евсей Евсеевич Моисеенко, написав множество полотен о жизни в плену в фашистских лагерях, бараках, однополчанах, радости освобождения и долгожданной свободе, 15 лет воссоздавал по памяти моменты из своей жизни, не давая ранам в душе зажить. Вошедшие в эту серию холсты назывались: «Ополченцы», «Барак», «Песня», «Он победил», «Свобода».

Спустя 15 лет

На протяжении всей жизни Евсей не переставал трудиться, он не раз возвращался в родное село, где всплывали детские воспоминания, невинные, ещё не тронутые суровым бытом жизни. Он рисовал полотна с пейзажами, которыми часто любовался в юном возрасте, ещё до отъезда в Москву.

моисеенко евсей евсеевич
Спустя 15 лет художник вернулся к теме колхозов, полевых работ, деревне. Теперь он тщательно изучает человеческую натуру обычного крестьянина, его жизнь и быт. Создаются картины "Земля", "Товарищи", "Сергей Есенин с дедом", впоследствии выставленные на выставке "Советская Россия-65".

"Матери-сёстры"

матери сестры евсей евсеевич моисеенко
Не останавливаясь на чём-то одном, следующей целью Моисеенко поставил себе портрет. И непросто портрет, а изображение русской женщины, со свойственной ей силой духа и храбростью. В результате в свет вышла новая работа художника "Матери-сестры". Евсей Евсеевич Моисеенко снова обращается к воспоминаниям о женщинах, что провожали своих детей и мужей на войну, и о своей собственной матери. Главной задумкой произведения стала трагедия прощания, и всё в картине указывает на скорбь: длинные фигуры, занимающие собой почти всё полотно, и строгие лица, наблюдающие, как уходят на смерть их родные, неподвижные и молчаливые.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.