Нарушения речи - распространенная проблема у детей. Это мешает общению и развитию. Но своевременная диагностика и правильная коррекция помогают исправить ситуацию. Давайте разберемся, отчего возникают речевые расстройства, как их распознать и что делать родителям.
Типы нарушений речи у детей
Существует несколько основных видов речевых расстройств у детей:
- Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
- Дизартрия - нарушение произношения вследствие поражения нервной системы.
- Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте.
- Заикание - нарушение плавности речи, характеризующееся непроизвольными повторениями звуков, слогов или слов.
Каждое из этих расстройств имеет свои отличительные черты, симптомы и особенности.
Так, при дислалии ребенок неправильно произносит определенные звуки, искажает их. Это может быть свистящий звук "с", шипящий "ш", сонорные "р" и "л" и др. При этом ребенок не испытывает никаких физических затруднений в произнесении звуков, просто не может уловить разницу в их звучании.
При дизартрии, наоборот, имеются нарушения иннервации мышц речевого аппарата, что мешает четкому произнесению звуков и слов. Ребенок может говорить невнятно, медленно, смазанно. Это связано с поражением нервной системы.
При алалии отмечается полное отсутствие речи или ее значительное недоразвитие, несмотря на сохранный слух и интеллект ребенка. Такие дети либо совсем не говорят, либо могут произносить лишь несколько простых слов.
А вот при заикании бросается в глаза нарушенная плавность речи: ребенок может застревать или повторять определенные звуки и слоги, у него сбивается ритм речи. Это выглядит как запинки во время разговора. Заикание часто сопровождается лишними движениями лица и тела.
Конкретные проявления зависят от ребенка. Например, у Пети дислалия проявляется в замене звуков [с] на [ф], из-за чего он говорит "фобака" вместо "собака". А Саша с дизартрией говорит очень невнятно и глотает окончания слов. Вова с заиканием сильно запинается на гласных и часто повторяет слоги "а-а-а", "у-у-у".
Причины речевых нарушений у детей
Причины речевых расстройств могут быть разными:
Органические причины:
- Поражения речевых зон коры головного мозга.
- Нейроинфекции и травмы головы.
- Нарушения развития центральной нервной системы.
- Дефекты развития органов артикуляции (губ, языка, челюстей).
Функциональные причины:
- Психологические травмы.
- Неблагоприятная речевая среда.
- Психические и невротические расстройства.
Также важную роль играет наследственная предрасположенность. Если в семье кто-то из родственников страдал речевыми нарушениями, риск их возникновения у ребенка повышается.
К факторам риска относят:
- Осложненное течение беременности и родов.
- Родовые травмы.
- Недоношенность.
- Асфиксия при рождении.
Особо уязвимыми считаются два возрастных периода - 1-3 года и 6-7 лет. В эти критические фазы любые неблагоприятные воздействия могут нарушить формирование речевой функции.
По статистике, примерно у 40% детей с речевыми нарушениями их причиной являются органические поражения центральной нервной системы. Еще 30% - результат неправильного речевого окружения и психотравм. Остальные 30% приходятся на наследственные факторы и врожденные аномалии речевого аппарата.
Таким образом, причины речевых нарушений могут быть самыми разными. Для постановки правильного диагноза нужна тщательная диагностика специалистами.
Диагностика речевых нарушений
Диагностика речевых расстройств у детей включает несколько этапов:
- Обследование ребенка педиатром - сбор анамнеза, осмотр, выявление сопутствующих заболеваний.
- Консультация невролога - оценка состояния нервной системы.
- Логопедическое обследование речи и коммуникативных навыков.
- При необходимости - инструментальная диагностика (ЭЭГ, МРТ головного мозга и др.).
- Тестирование с помощью специальных методик.
Очень важен подробный сбор анамнеза - информации о развитии ребенка. Анализируют течение беременности, родов, раннего детства. Обращают внимание на перенесенные заболевания и травмы. Уточняют, когда появились первые отклонения в речи.
При осмотре ребенка оценивают строение и подвижность органов артикуляции, слух, двигательную сферу. Логопед детально изучает все стороны речи.
Для объективизации используют разные тесты и опросники. Например, тест на определение уровня речевого развития или шкалу Tspeaker для выявления заикания. Такие методики позволяют количественно оценить имеющиеся нарушения речи.
Все это помогает поставить правильный диагноз и составить план коррекционного воздействия.
Методы коррекции речевых нарушений
Для исправления речевых расстройств у детей применяется комплексный подход, включающий:
- Медикаментозную терапию.
- Логопедические занятия.
- Физиотерапевтическое лечение.
- Массаж и лечебную физкультуру.
- Психологическую коррекцию.
Лекарства назначаются для нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшения мозгового кровообращения, восстановления нарушенных функций.
Основу коррекционной работы составляют регулярные занятия с логопедом. Они включают:
- Дыхательную гимнастику.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование правильной артикуляции звуков.
- Постановку нарушенных звуков.
- Работу над слоговой структурой слова.
- Расширение и обогащение словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Коррекцию просодической стороны речи.
Большое значение имеет вовлечение родителей в коррекционный процесс. Логопед обучает их приемам работы с ребенком в домашних условиях.
Профилактика речевых нарушений у детей
Профилактика речевых расстройств должна начинаться до рождения ребенка и включает:
- Подготовку организма к беременности.
- Регулярное наблюдение у врачей во время вынашивания малыша.
- Соблюдение режима труда и отдыха, питания и гигиены.
- Исключение вредных привычек и приема некоторых лекарств.
- Своевременное лечение хронических заболеваний.
После рождения ребенка важно:
- Следить за нервно-психическим и физическим развитием.
- Создать благоприятную речевую среду.
- Регулярно развивать моторику, слух, зрение.
- Стимулировать лепет и гуление.
- Проводить занятия по развитию речи.
Такой комплексный подход позволит снизить риск возникновения проблем с речью у ребенка.
Прогноз при речевых нарушениях у детей
Прогноз зависит от:
- Формы и тяжести речевого расстройства.
- Своевременности начала лечения.
- Правильности подобранных методов терапии.
- Регулярности занятий с логопедом.
При условии ранней диагностики, грамотного лечения и занятий дома большинство нарушений речи разрешаются полностью. Однако в некоторых случаях могут сохраняться легкие остаточные проявления.
Наиболее благоприятен прогноз при дислалии и функциональных расстройствах. Хуже при органических поражениях мозга. По статистике, дислалию удается исправить в 80% случаев, дизартрию - в 60%, алалию - в 50%.
Советы родителям при речевых проблемах ребенка
Чтобы помочь ребенку справиться с речевым нарушением, родителям рекомендуется:
- Сохранять спокойствие и терпение.
- Посещать все занятия и выполнять задания логопеда.
- Заниматься с ребенком дома каждый день.
- Не ругать за ошибки в речи.
- Создать доброжелательную атмосферу.
- Поощрять малейшие успехи.
- Быть для ребенка примером правильной речи.
Совместными усилиями семьи и специалистов речевые проблемы у детей можно преодолеть.
Как помочь ребенку с речевыми трудностями
Чтобы скорректировать имеющиеся у ребенка речевые нарушения, родителям рекомендуется:
- Развивать мелкую моторику - лепка, рисование, игры с мелкими предметами.
- Делать артикуляционную гимнастику, массаж языка.
- Тренировать правильное дыхание - дутье, надувание шариков.
- Проводить пальчиковые игры и потешки.
- Читать ребенку стихи, скороговорки, поговорки.
Полезны занятия логопедической ритмикой, подвижные игры, хоровое пение. Для коррекции конкретных нарушений используют специальные упражнения.
Рекомендуемые книги и пособия
Для занятий с ребенком родителям будут полезны такие книги и пособия:
- Серия "Говорю правильно" издательства "АСТ".
- Книги Т.А. Ткаченко - "Формирование лексико-грамматических навыков".
- Альбомы с артикуляционными упражнениями.
- Картотеки пальчиковых игр.
- Пособия по дыхательной гимнастике.
Их можно приобрести в специализированных магазинах, заказать онлайн или взять в библиотеке.
Полезные онлайн-ресурсы
В помощь родителям существует много полезных интернет-ресурсов. Например:
- YouTube-канал "Логопедические упражнения".
- Сайт "Логобург" с подборками упражнений.
- Мобильное приложение "Логопедический тренажер".
- Онлайн-курс "Азбука развития речи".
- Инстаграм-аккаунты логопедов с полезным контентом.
Там можно найти массу идей для занятий, скачать карточки, презентации, аудиофайлы.
Куда обратиться за помощью
При возникновении у ребенка проблем с речью родителям стоит обратиться к таким специалистам:
- Детский логопед в поликлинике по месту жительства.
- Невролог детской поликлиники или больницы.
- Врач-педиатр.
- Дефектолог в детском саду.
- Логопеды частных центров.
Они помогут определить причину нарушения речи, подобрать эффективную программу коррекции. Чем раньше начать занятия, тем больше шансов на быстрое исправление речевых проблем.