Лиможский фарфор - посуда с ручной росписью

Еще в XVIII веке существовали секреты изготовления фарфора. Они тщательно охранялись. Теперь все секреты известны, мастера и дизайнеры меняют места работы на керамических фабриках и заводах и находят только мелкие отличия в процессах производства. Как появился лиможский фарфор и почему его ценят по всему миру? Сколько на сегодняшний день у него производителей? На эти вопросы мы постараемся ответить.

Немного истории

Такого рода промыслы, как стекло и фарфор, тяготеют к местам, где имеется природное сырье для их производства. Во Франции таким центром стал и остался Лимож, где в 1770 году были обнаружены месторождения каолина, пригодного для изготовления твердого фарфора. Только никто не знал, как им можно правильно распорядиться и, вообще, что это такое. Для его использования были нужны технологии. Их получили благодаря деятельности в Китае монаха из ордена иезуитов, который поэтапно описал в письмах процесс производства фарфора и отослал на родину образцы каолина. В 1771 году была построена первая Королевская мануфактура по производству фарфора, а спустя шестьдесят лет их насчитывалось около шестнадцати. Позже появилось около сорока предприятий. И все они выпускали лиможский фарфор.

лиможский фарфор
Это понятие и на сегодняшний день не относится к какому-то определенному предприятию. Существует несколько марок, известных по всему миру, а также много крупных и мелких производств.

Бренд Bernardaud

В 1863 году семья Бернардо открыла небольшую мануфактуру и начала выпускать лиможский фарфор. В самое короткое время были освоены все тонкости производства, и белый тонкий фарфор семьи стал популярной маркой сначала во Франции, а затем и по всему миру. Столовые принадлежности выпускаются как посуда для дома и для ресторанов и гостиниц. На сегодняшний день дизайн характеризуется крайней лаконичностью. Основное в нем - белизна природного материала, скупо подчеркнутая рисунком, в котором используются один или два цвета.

лиможский фарфор с ручной росписью
Типичные современные изделия этого дома - лиможский фарфор, фотография которого представлена выше. При этом в технологиях существуют свои секреты и хитрости. Одно изделие может проходить через руки 40 мастеров. А раз это столь сложная ручная работа, то и цены весьма высоки. Одна десертная тарелка, крытая по борту золотом с цировкой, может стоить 118 евро. Что уж говорить о сервизе? Не на каждый стол можно поставить изделия класса люкс от Бернардо. Они требуют определенного интерьера. Фарфор этой марки стоит на столах отелей Ritz, Carlton, Four Seasons.

Компания "Хевиленд"

Все началось с курьезного случая. К мистеру Хевиленду в Америке обратилась хозяйка разбитого блюдца из лиможского фарфора. Он сумел сделать копию, а сам увлекся этой кропотливой и тонкой работой. История предприятия началась в 1842 году, когда американский предприниматель Дэвид Хевиленд, переехав во Францию, выпустил первую партию фарфора в Лиможе. И по-американски развернул новое дело. Крупный завод был построен через пятьдесят лет, но связей с Америкой компания не теряла.

лиможский фарфор клейма
Она делала поставки эксклюзивной посуды для Белого дома. Так лиможский фарфор завоевывал американский рынок. Но им также интересовались высокопоставленные особы Европы, поскольку к разработкам дизайна привлекались истинные мастера своего дела и знаменитые художники: Шагал, Сальвадор Дали, Кандинский.

Дом Эрмес

Начало положил выпуск упряжи для лошадей, затем стали появляться высококачественные изделия из кожи. Традиционным занятием этого дома стало изготовление аксессуаров, которые поражают своим качеством и роскошью. А вот производством фарфора семья занялась сравнительно недавно, в 1984 году, и в первой коллекции поразило сразу все: и дизайн, и качество. Это было исключительное великолепие. А позже посуда стала более лаконичной, но столь же выразительной. Дом Эрмес все время в поиске новых форм и дизайна.

Кроме этих производителей, к крупным относят "Рейно", "Доларен", "Ройял Лимож" и еще не менее десяти не столь известных предприятий.

Кто подделывает лиможский фарфор

Производители во Франции считают, что львиная доля подделок приходится на Китай и Тунис. Проверить это достаточно просто. На оригинальный лиможский фарфор клейма наносят обязательно зеленым хромом.

лиможский фарфор фото
В департаменте Верхняя Вьенна, где сосредоточено производство фарфора различного назначения, к стандартному клейму с надписью Limoges France каждый производитель добавляет свои инициалы или символ. На подделки клеймо не наносится. Таким образом, достаточно перевернуть тарелку, вазу или шкатулку, и все будет ясно. Производителям фарфора из Лиможа пришлось через суд доказывать свои права на то, что лиможским должен называться фарфор, который производится именно здесь.

С антикварными изделиями несколько сложнее. Не существовало ни единого цвета, ни единой марки. Например, семья Хевиленд ставила такие маркировки: GDA, H&CO/L, H&CO/Depose и Porcelaine. Также многократно изменялась маркировка и у других мануфактур.

Ручная работа

Больше всего хочется приобрести лиможский фарфор с ручной росписью. Ведь изделия поразительно красивы. Ручная работа резко отличается от сделанной при помощи трафаретов, штампов, деколи, шелкографии и других технических средств. Каждый такой рисунок тщательно выписан кистью. Именно следы ее мазков отличают ручную работу. Каждое прикосновение кисти оставляет на фарфоре мазок определенного вида.

лиможский фарфор с ручной росписью где производят
Но иногда художники наносят рисунок спонжем или пером, то есть творец не всегда придерживается одной и той же техники. Даже при повторении рисунка все равно будут отличия, так как это живой человек, а не машина. И еще одна тонкость. Цвет краски зависит от того, какое ее количество наберет мастер на кисть. Слишком много – и краска закипит при обжиге. Ведь он производится при температуре в 1400 градусов. А если мало – рисунок не будет достаточно ярким, краски просто выгорят. Все это знакомо мастерам высочайшей квалификации, которые наносят рисунок на лиможский фарфор с ручной росписью. Где производят его? В департаменте Верхняя Вьенна.

Что входит в ассортимент производимой продукции

Это масса полезных и красивых предметов и вещиц. К ним относятся чайные и кофейные пары, сервизы на разное количество персон, бонбоньерки, шкатулки, скульптуры. Лиможский фарфор – гордость Франции. Он расходится по всему миру. Его можно купить и в нашей стране.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.