Бюджетное регулирование - это порядок распределения доходов государственного бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации

Бюджетное регулирование – это сложный процесс, связанный с преодолением разного рода проблем. В их числе организационные, экономические, психологические и иные трудности. Сегодня система бюджетного регулирования находится в стадии реформирования. На современном этапе необходима теоретическая разработка дальнейших мероприятий, формулирование практических рекомендаций по их совершенствованию и оптимизации. Рассмотрим далее, что собой представляет государственное бюджетное регулирование.

бюджетное регулирование это

Общая характеристика

В качестве ключевой особенности бюджетной системы государства в правовом плане и с точки зрения экономического содержания выступает ее целостность. Нельзя считать какой-то ее уровень приоритетным по отношению к другим. Каждому из них отведена своя специальная роль. Любой элемент является незаменимым в едином механизме денежного обеспечения функционирования государства. Однако в современных условиях приоритет все чаще отдается бюджету федерального уровня. К нему привязан научный и политический интерес. Несколько меньше внимания уделяется региональным финансовым фондам.

Проблемы

Бюджетное регулирование – это комплекс мероприятий, направленных на достижение финансовой сбалансированности и стабильности в государстве. Его эффективность зависит во многом от уровня научно-методического и юридического обеспечения. Немаловажное значение имеет и учет зарубежной практики, оптимальность организации стадий, успешность социального и экономического развития страны в целом. Бюджетное регулирование – это, как выше говорилось, весьма проблемная сфера. Сложности обуславливаются тем, что в течение последних нескольких лет регионам страны передается все больший объем полномочий, но без расширения их финансирования. В этой связи упорядочение денежного обеспечения субъектов выступает как важнейшее условие для последующего углубления экономических преобразований, в соответствии с принципами федерализма и демократии.

бюджетный кодекс российской федерации

Суть процесса

Бюджетное регулирование – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности расходной и доходной части на каждом уровне финансовой структуры страны. В рамках этого процесса к ведению РФ относят:

  1. Закрепление общих принципов формирования и функционирования денежного комплекса страны.
  2. Разграничение налогов и прочих поступлений.
  3. Перераспределение средств, полученных от сборов и иных доходов, между уровнями финансовой структуры.
  4. Разделение полномочий по реализации расходов.
  5. Определение принципов формирования и рассмотрения бюджетов разных уровней системы. В рамках этой функции реализуется задача по утверждению и исполнению расходно-доходных статей, принятию отчетов и контролю.
  6. Определение принципов формирования поступлений и затрат.
  7. Установление основ для осуществления муниципальных и государственных заимствований, управления долгом.
  8. Определение правил составления и рассмотрения проектов расходно-доходных статей федерального уровня, их утверждение и исполнение, контроль, составление отчетности.
    государственное бюджетное регулирование

Участники

Основным нормативным актом в сфере управления финансами выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с ним, участниками процесса являются:

  1. Президент.
  2. Законодательные, исполнительные органы.
  3. Структуры денежно-кредитного регулирования.
  4. Органы финансового контроля.
  5. Внебюджетные госфонды.
  6. Главные получатели и распорядители.
  7. Прочие структуры, на которые, согласно законодательству, возлагаются финансовые, налоговые и прочие полномочия.

В качестве участников выступают также учреждения унитарные муниципальные и госпредприятия, прочие получатели, кредитные организации, которые выполняют отдельные финансовые операции.

перераспределение средств

Специфика

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок управления финансами. Процесс начинается с разделения всех расходов по разным звеньям и уровням. К примеру, определяется, что деятельность судебных инстанций финансируется из федеральных, а полиция – из региональных. Вместе с тем, все доходы также направляются по разным звеньям.

Профицит и дефицит

Эти две категории имеют особое практическое значение. Профицитом называют превышение доходов над расходами, дефицитом – обратную ситуацию. Последний считается отрицательным фактором. Профицит – положительная ситуация, так как указывает на благополучное состояние финансов. При разработке проектов бюджета на предстоящий период, на каждом уровне осуществляется расчет предполагаемых поступлений и затрат. Если доходы выше расходов, то сложностей не возникает. В таких случаях можно несколько увеличить затраты (в пределах допустимых значений). Проблемы появляются, когда доходная часть не покрывает расходную. Решений в таком случае два. Можно увеличить поступления или снизить затраты. Для федерального бюджетного фонда в качестве основных способов стабилизации системы выступало или введение новых налогов либо повышение ставок существующих сборов, или размещение госзайма (внешнего и внутреннего). Власть, разумеется, может использовать и эмиссию. Однако все указанные варианты имеют пределы. Так, повышение налогов замедляет темпы экономического развития, провоцирует недовольство в массах. Займы предполагают возврат с процентами. Эмиссия способна дезорганизовать денежный оборот, породить инфляцию, обесценить нацвалюту. В этой связи, оптимальный вариант – сокращение затрат. Несколько в ином положении находятся регионы. Бюджетные средства поступают в субъекты в ограниченном количестве. При этом расходы регионов всегда выше, чем доходы.

бюджетные средства

Методы

Они могут быть косвенными и прямыми. К первым относят:

  1. Налоговую политику. Она предполагает установление ставок и предоставление льгот.
  2. Амортизационную политику. Она предусматривает определение норм списания, индексацию отчислений, и их ускорение.
  3. Кредитную политику. Она предполагает регулирование ставки рефинансирования, выполняемое Центробанком, определение и корректировку минимальных резервов, подлежащих хранению в ЦБ.
  4. Таможенную политику. Она предполагает введение пошлин.

 система бюджетного регулирования

Прямыми методами являются дотации, бюджетное инвестирование. Кроме этого, существуют методы воздействия на производственную деятельность. Например, формируются заказы на выполнение работ, выпуск продукции для госнужд, лицензирование, квотирование. В рамках бюджетного регулирования государство участвует в управлении предприятиями смешанного типа, имея долю акций.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.