Логические настольные игры, шарады - полезное для тренировки логики, памяти, быстроты мышления средство, которое будет актуально во все времена. В этой статье мы поговорим об одной из популярных и доступных таких загадок-задачек - метаграмме.
Что такое метаграмма?
Слово "метаграмма" произошло от греч. meta - "между", gramma - "буква". Это одна из разновидностей шарады - нужно разгадать слово по подсказкам в загадке. Чаще всего для этого дается готовым или подразумевается другое слово, в котором нужно заменить одну или несколько букв, чтобы получить искомое. В ином случае путем цепочки замены букв нужно превратить одно слово в иное, используя только заданное автором количество шагов.
В шараду-метаграмму можно играть как одному, так и в компании. Каждому игроку дается по листку бумаги с одинаковыми для всех метаграммами. Кто быстрее остальных и при этом правильно преобразует словесной цепочкой одно слово в другое, тот и выиграл в этой игре.
Появление метаграммы
О том, что такое метаграмма, мир узнал 29.03.1879 года. Первая такая шарада была опубликована в английском издании под названием "Ярмарка тщеславия". Автором ее был не кто иной, как Льюис Кэрролл, писатель, логик и математик. И создатель легендарной "Алисы в стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье".
История шарады в России
Доподлинно неизвестно, когда появились первые метаграммы к словам в российской печати. Множество таких загадок принадлежат следующим отечественным создателям: Е. Ефимовскому, Р. Вердину, О. Степанову.
В своем творчестве в качестве художественного приема использует метаграммы Елена Кацюба. "Стихийные мутации", как она их называет, можно встретить в таких ее произведениях, как поэма "Свалка" (1985 г.), цикл "Игр рай", вышедшем в 2003 году. Интересно наблюдать, как перо автора метаграммой превращает мрак в свет, слона в муху, а лицо - в рожу.
Разобрав, что такое метаграмма, перейдем непосредственно к видам этих увлекательных загадок.
Метаграммы-загадки
Метаграммы такого типа - это загадки в стихотворной форме, в своем большинстве - четверостишия. Обычно загадывается два слова, которые отличны между собой в одной букве - задание указывает, в какой именно. В основном задаются такие метаграммы с ответами.
Приведем примеры:
С буквой «3» слово блестит,
В закромах банка сидит.
С «Б» будет гнилое место,
Где землица - ну словно тесто!
Ответом будет здесь золото и болото.
Следующая загадка:
С буквой «Т» -
Весны месяц это,
А вот с «С» -
Красная планета.
Здесь ведется речь про март и Марс.
Задачка посложнее:
С глухим согласным
Я зрею в поле.
А вот со звонким -
Звеню на просторе.
Тут ответом будут слова "колос" и "голос".
Напоследок представим метаграмму, где загадали не два, а целых три слова:
С «Г» я стану частью слова,
С «Й» буду схож с пластом,
С «Н» - не бык и не корова,
Пусть с ногами и хвостом.
Разгадка: слог, слой, слон.
Что такое метаграграмма-загадка, нам с вами теперь более чем понятно. Перейдем к шарадам другого, не менее интересного, типа - именно их когда-то впервые представил публике Льюис Кэрролл.
Игры-метаграммы
Что представляет из себя метаграмма-игра? Иными словами эту шараду можно назвать цепочкой слов. Игроку дается листок с двумя словами - обычно это понятия-антагонисты, состоящие из равного количества букв. Участник игры должен несколькими шагами, меняя только одну букву, получить в итоге из начального слова конечное.
При этом промежуточные слова должны различаться между собой всего на одну букву и быть равными по количеству символов данным. И, конечно, они должны существовать в русском языке. Метаграмма "ж мба тар" не будет засчитываться правильным ходом. Побеждает тот игрок, кто быстрее остальных, используя самый минимум превращений, образует из начального слова конечное.
Приведем примеры и таких задачек. Например, нам задали превратить кита в сома. Правильной будет такая цепочка: кит - кот - ком - сом.
Популярный, но более сложный вариант - это превращение козы в волка и наоборот. Трансформацию можно сделать всего за четыре шага. Смотрите: волк - полк - пола - поза - коза.
Теперь достаточно сложная метаграмма - обращение речи в тост. Идем следующим путем: речь - течь - тень - тент - тест - тост.
Рекорд по обращению мухи в слона
Очень интересна метаграмма-вопрос "Как сделать из мухи слона?" Подразумевается, что это должно получиться путем той же замены одного символа в четырехбуквенных словах. Рекорд по разгадыванию этой шарады был установлен в 1992 году Сергеем Мельниковым. Этот человек без помощи вычислительной техники за 11 этапов сделал необыкновенное превращение:
- муха;
- мура;
- тура;
- тара;
- пара;
- парк;
- паут;
- плут;
- плот;
- слот;
- слон.
Однако Сергей проиграл искусственному разуму - компьютер смог пройти этот путь всего за 9 шагов. Использовался при этом следующий алгоритм:
- слон;
- клон;
- клан;
- коан;
- корн;
- кора;
- фора;
- фура;
- мура;
- муха.
В 2011 году был установлен новый рекорд уже живым человеком - рекордсмену понадобилось всего восемь шагов, чтобы превратить степенного слона в назойливое насекомое. Однако автор не отрицает, что при решении загадки он прибегал к помощи поисковых систем для нахождения подходящих слов. Его цепочка превращений вышла такой:
- слон;
- клон;
- клот;
- киот;
- килт;
- кила;
- кула;
- мула;
- муха.
Что такое метаграмма? Отличный способ потренировать свою сообразительность, умение выстраивать логические цепочки. Кроме того, с их помощью можно и существенно расширить словарный запас. Такая игра будет интересна не только детям, но и взрослым - некоторые задачки с трудом может разгадать даже вполне эрудированный человек.
Конечно, в наш век поисковых систем подобрать не приходящее на ум слово можно без труда с помощью гаджета, но гораздо приятнее решать такие шарады собственными силами.
с "м"-дружу
с "п"-гуляю
с "ж"-лежу