Московское малое кольцо: история и современное состояние

Малое кольцо Московской железной дороги представляет собой кольцевую линию, соединяющую все 10 радиальных ветвей железных дорог Москвы. До недавнего времени использовалось только для грузовых перевозок. Включает в себя 12 станций для товарных составов.

Общие сведения

Датой основания данной инфраструктуры считается 19 июля 1908 года. Отсчёт километража по МЖД начинается от места пересечения путей с Николаевской железной дорогой.

Московское малое кольцо

Длина кольца составляет 54 км, а общая длина данной железнодорожной системы – 145 км. Такая разница связана с большим количеством ответвлений от основной магистрали.

Московское малое кольцо является удобным способом обмена между основными железнодорожными линиями, расходящимися радиально от центра столицы по всем основным направлениям.

Хотя основная задача МЖД – транспортировка грузов, с недавнего времени кольцо используется и для пассажирских перевозок. Этому способствовала модернизация линий, осуществлённая в 2012–2016 годах. Открытие пассажирского движения пришлось на 2016 год.

 малое кольцо московской железной дороги

История ММК

Решение о создании МЖД было принято в 1897 году ещё при императоре Николае втором. Работы над проектом велись с 1898 по 1902 годы. Из 13 различных вариантов был принят тот, который предполагал создание 4 путей (2 пассажирских и 2 – грузовых). Строительные работы начались в 1902-м. Они продолжались до 1908 года. Из четырёх путей было проложено два. Это было связано с финансовыми трудностями.

Расстояние от железной дороги до центра столицы оказалось различным на разных участках. Так, на северо-западном направлении железная дорога отстоит от центра на 12 км, а на южном – только на пять. В 1917 году граница города примерно совпадала с ж. д. линией Московского кольца.

Строительство малого Московского кольца

На Московском малом кольце было построено 14 станций и 2 остановки. Вдоль железной дороги построены здания технического назначения. По кольцу сначала пускали и пассажирские составы, но позже стали ходить только грузовые. В период активной электрификации железных дорог Московское кольцо оставалось не электрифицированным, что объяснялось техническими проблемами. По ней ходили только тепловозы. Однако в настоящее время ситуация меняется.

реконструкция малого московского кольца

Состояние московского кольца до последней реконструкции

В 2012 году кольцо состояло из двух железнодорожных путей, предназначенных для грузовых перевозок. Протяжённость кольца – 178 км. Общее количество технических сооружений составляло 110, из которых 6 – мосты. Также имеется 1 тоннель, длиной 900 м (под площадью Гагарина). Количество грузовых станций – 12. Все они расположены на внешней стороне кольца. Ответвления от Малого кольца служили для обеспечения грузопотока при работе 159 предприятий. К 2013 году их число уменьшилось до 49.

В сутки по железнодорожным путям Малого кольца проходило 60–70 грузовых поездов. Две трети от объёма перевозок составляла продукция строительного комплекса. Транзитные грузопотоки были прекращены по решению РЖД и переведены на Большое кольцо (БМО). До 2016 года из пассажирских составов курсировали только экскурсионные поезда в стиле ретро на основе паровозной тяги.

Движение по малому кольцу было временно разомкнуто, начиная с осени 2010 года, что было вызвано строительством эстакады. Полноценное движение возобновилось только в феврале 2013.

Современная реконструкция Московского малого кольца

Причиной реконструкции Малого Московского кольца стали экономические причины. В условиях снижения грузопотока эксплуатировать такую громоздкую структуру оказывалось менее рентабельно. Поэтому было решено с 2012 по 2016 гг. адаптировать железные дороги под пассажирские перевозки. На эти цели было выделено более 210 млрд рублей.

строительство малого московского кольца

Полностью отменить грузовые потоки не предполагается. Изначально их планировали осуществлять в ночное время суток, однако, позже такой вариант посчитали малоэффективным. Поэтому в проект внесли изменения, которые предполагают строительство ещё одной (третьей) железнодорожной линии, но только на участке длиной 37 км.

По проекту реконструкции на МКЖД будет создан 31 пункт остановки. Как сообщил генеральный директор ОАО «МКЖД» Михаил Громов, все они будут выдержаны в оригинальном стиле и будут выполнять функцию транспортно-пересадочных узлов.

В процессе реконструкции осуществлены работы по замене мостов и других технических объектов, реконструированы железнодорожные пути, опоры ЛЭП. Всё это привело к временным нарушениям движения составов по кольцу.

Третьего мая 2014 года остановлена работа станций: Лефортово, Черкизово, Лихоборы, Пресня, Новопролетарская. На остальных станциях грузовых перевозок сохранится лишь частичный объём работ.

Таким образом, малое кольцо Московской железной дороги представляет собой развивающуюся и меняющуюся инфраструктуру, которую адаптируют (хоть и медленно) под нужды текущего времени. С постепенной электрификацией железных дорог и заменой составов малое кольцо утрачивает свой традициооный облик, который оно имело до последнего времени.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.