Уникальной сферой применения мирного атома является ледокольный флот. Неоспоримое его преимущество доказано в жестких полярных условиях российской Арктики. В последние годы правительство взяло курс, направленный на установку тактического и стратегического превосходства в водах Северного океана. Укрепление позиций северного морского пути, вывод его на конкурентные позиции с Суэцким каналом - не только возможность, но и обязанность наших ледоколов. Развитие шельфовых месторождений Арктики диктует новые условия для развития ледокольной базы России. Четыре действующих атомных ледокола, один атомный контейнеровоз и два ледокола проекта 2220 «Арктика», уже спущенных на воду на Балтийском заводе-судостроение, – единственный в мире ледокольный флот, который уже вызывает зависть наших соседей по арктическому побережью. И ставит шах и мат в партии за господство в северных водах. Действующие атомные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» - главные суда в этой флотилии.
Мирное и военное значение
В российской части Арктики, по некоторым оценкам, находится порядка 40 % мировых запасов нефти и газа. Шельфовая платформа только в Печорском море («Приразломная») уже сегодня готова вывести показатели добычи нефти на 400 тысяч тонн. Северный морской путь на 20 дней короче египетского (17 дней против 37) и это открывает энергетические тихоокеанские рынки для наших энергоносителей. Кроме того, современные межконтинентальные ракеты, выпущенные из нейтральных вод Арктики, достигнут нашей столицы за пятнадцать минут. Учитывая данные факты и притязания соседей на залежи полезных ископаемых, России нужно быль во всеоружии при отстаивании своих интересов в данной зоне. Именно тут атомные ледоколы «Вайгач», «Таймыр» и контейнеровоз «Севморпуть» дадут нашей стране необходимые преимущества.
История атомных ледокольных судов
Начало отечественный ледокольный флот берет с первого атомохода «Ленин», который был принят в эксплуатацию 03.12.1959. Именно с того времени Северный морской путь приобретает значение национальной северной транспортной артерии. Круглогодичную навигацию по этому пути открыл атомоход «Арктика» в 1975 году. Становление промышленного комплекса в Норильске, круглогодичный порт Дудинка обосновали развитие ледокольного судоходства России.
Что у нас сегодня
Исторически Россия всегда заказывала много различных ледоколов – паровых и дизельных. Сегодня в арктической зоне трудится 39 дизельных судов различной мощности. Но вот атомные монстры ледовых просторов – это дорогое удовольствие и их никогда не было много. Перечисление королей Севера не займет много места.
- Атомоход «Ленин» - первый в линейке проекта «Арктика» и первое в мире надводное судно с атомной установкой. По праву считается отцом всех ледоколов России с атомными реакторами. Он проработал 30 лет (1959-1989), а сегодня это музей ледовых побед в Мурманске.
- Проект «Таймыр» - два ледокола с уменьшенной осадкой, дающей возможность осуществления навигации в устьях северных рек. Мощность ледоколов на валах 35,5 МВт, водоизмещение - 21 тонна. Оба – «Таймыр» и «Вайгач» - в строю.
- Ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» - крупнейший по водоизмещению (почти 62 тысячи тонн) из существующих ледоколов. Самостоятельно преодолевает льды до метра толщиной. После планового ремонта в 2016 году снова в строю.
- Самый масштабный проект «Арктика» - шесть атомоходов с мощностью 55 МВт, которые способны продавить лед в три метра толщиной. Водоизмещение также не маленькое – 23 тонны. Легендарный ледокол «Арктика» (проект 10520), который в 1977 году первым в мире достиг точки Северного полюса, - яркий представитель данного проекта. Сегодня в строю три корабля этой серии – «Ямал», «50 лет Победы» и «Советский Союз». Последний проект серии – 2220 – это атомоходы с установкой мощностью в 60 МВт, способные продавить лед в 3 метра, работать в океане и на мелководье устьев рек, а также трансформироваться при необходимости в боевую машину.
Задачи ледокольного флота России
Все наши ледоколы призваны обеспечить преимущество страны в водах Арктики при наступлении ледового сезона. Но круг задач у ледоколов более широк:
- Обеспечение грузопотока по Северному морскому пути. За последние годы он вырос почти в три раза по сравнению с потоком 1990-х годов. И продолжает расти.
- Обеспечение углеводородных проектов в Арктике.
- Изучение гидрометеорологического режима акватории.
- Исследование минерально-сырьевого потенциала арктической шельфовой зоны.
- Обеспечение экспедиций дрейфующей полярной станции «Северный полюс» и отдаленных островных территорий.
- Развитие туризма и привлечение иностранных инвесторов в развитие инфраструктуры Севера.
Проект «Таймыр»
Советский проект 10580 – это два судна – головной с одноименным названием и серийный атомный ледокол «Вайгач» - с корпусами, построенными на верфи «Вяртсиля Морская Техника» (Хельсинки, Финляндия) в восьмидесятых годах прошлого столетия. Сталь использовалась советская, реактор КЛТ-40М также советского производства. Установка оборудования производилась на Балтийском заводе судостроения (Ленинград). Ледоколы серии готовы работать при температуре до минус 50 градусов по Цельсию, имеют уменьшенную осадку. Это позволяет им работать в устьях северных рек. Реакторная установка позволяет развивать атомному ледоколу «Вайгач» максимальную скорость в 2 узла при проходе через льды в 1,78 метров толщиной. А однореакторная установка обладает мощностью в 50 лошадиных сил.
Технические характеристики
Атомный ледокол «Вайгач», серийный ледокол проекта, обладает чуть более улучшенными характеристиками в отличие от головного. Названо судно в честь одноименного ледокола ХХ века, потерпевшего крушение в Енисейском заливе (1918). Атомный ледокол «Вайгач» (порт приписки его - Мурманск) был сдан в эксплуатацию в 1990 году и сразу приступил к работе. Длина корпуса судна - 151,8 метра при ширине 29,2 метра. Осадка низкая – 8,1 метра. Атомная установка – однореакторный КЛТ-40М мощностью 171 МВт, силовая установка – два турбогенератора. Ледокол проходит лед толщиной 1,77 метра и способен заходить в устья рек, впадающих в Ледовитый океан. Имеет водоизмещение порядка 21 тонны мощности на валах в 35,5 МВт, а три гребных винта обеспечивают ледоколу скорость на открытой воде в 18,5 узлов. Автономность плавания атомного ледокола «Вайгач» составляет 7,5 месяцев. Экипаж – 100 человек.
Ложка дегтя оказалась ложкой меда
Возникший в декабре 2011 года пожар на борту ледокола, унесший жизни двух человек, оказался показателем общей безопасности ядерной установки. Возгорание произошло в жилом отсеке, причинами стали перегрузка сетей и возгорание системного блока компьютера. Действиями экипажа пожар был быстро ликвидирован. Развитие чрезвычайного происшествия проходило по худшему из предполагаемых в технологическом проекте сценарию: с сильным задымлением и быстрым распространением огня по кораблю. По результатам межведомственной проверки были сделаны выводы, что команда атомохода готова к возникновению нештатных ситуаций и безопасность ядерного реактора отвечает всем международным требованиям. Действия капитана первого ранга Василия Голохвастова и других членов экипажа были адекватны и оценены правительством России. За отвагу, проявленную при тушении пожара, моторист атомного отделения Павел Божуев в 2014 году посмертно был награжден Орденом Мужества. А опыт ликвидации этой нештатной ситуации был использован при разработке технических условий для новых проектов ледоколов.
Рекордный переход по Северному морскому пути
Именно «Вайгач» в декабре 2015 года установил скоростной рекорд самого позднего прохода от мыса Дежнева по Северному морскому пути до острова Белый. Он преодолел расстояние в 2250 миль за 185 часов. Средняя скорость атомохода составила 12,5 узлов. Этот рекорд пока никто не побил, и списывать со счетов атомный еще советский ледокол «Вайгач» пока точно рановато.
Ресурс продлен
Выполненные в апреле 2017 года под руководством проектанта реакторов АО «Конструкторское бюро им. И.И. Африкантова» (Нижний Новгород) работы по продлению ресурса реактора атомного ледокола «Вайгач» закончились успешно. Впервые ресурс реакторной установки продлен с 175 тысяч до 200 тысяч часов. Теперь ледокол прослужит до 2022 года. Прошедший плановый ремонт в порту Мурманска «Вайгач» снова в строю монстров ледовых просторов. Та же процедура ожидает и атомный ледокол «Таймыр», головной корабль проекта. К концу текущего года Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» рассчитывает полностью исключить так называемую «ледовую паузу» в северной навигации и выйти на круглогодичную проводку судов с помощью строящихся ледоколов проекта 2220 «Арктика», первый из которых (атомный ледокол "Арктика") уже стоит в порту города Мурманска.
Уникальный «Севморпуть»
Стоит сказать несколько слов об этом уникальном судне ледовых просторов, унаследованном от Союза Советских Социалистических Республик и имеющем сложную судьбу, но счастливо закончившуюся. Был он заложен в 1984 году, сошел со стапелей керченского завода «Залив» в 1988 году. Поражавший воображение монстр размерами с пятиэтажный дом (высота -18 метров), скоростью на открытой воде в 20 узлов и способностью ломать льды до метра толщиной при водоизмещении в 62 тонны, первые годы жизни выполнял дружественные рейсы во Вьетнам, Корею, Китайскую Народную Республику и Саудовскую Аравию. И только в 1993 году корабль увидел северные льды, когда стал работать на маршруте Мурманск – порт Дудинка Северного морского пути. С 2007 по 2012 год судно простаивало из-за недостатка средств на закупку топлива, и было принято решение по остановке ядерного реактора и выведении его из регистра кораблей. Судно ожидала утилизация и сдача на металлолом. Но в 2013 году ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» решено было восстановить, и в 2015 году лихтеровоз вернулся в воды Арктики. Так вернулся к жизни корабль, способный взять на борт 47 трехсоттонных плоскодонных контейнеров-баз (лихтеров).
И напоследок
В ожидании суперсовременных атомных ледоколов проекта 2220 «Арктика» и проекта ЛК-110Я «Лидер» однореакторные малоосадочные труженики «Таймыр» и «Вайгач» продолжают покорять ледовые торосы акватории Арктики. Спасение из ледового плена в зимние месяцы 2011 года порядка 250 судов из Финского залива – хоть и значимая, но не единственная громкая победа атомохода «Вайгач». И пока суперсовременные монстры ледовых вод проходят доработку, их меньшие, но трудолюбивые собратья продолжают суровую вахту в водах Северного Ледовитого океана, обеспечивая бесперебойное освоение суровой и многообещающей Арктики.