Галеон - это... Определение, описание и история создания

Открытие новых земель привело к колониальным захватам, расширению торговли морским путем. Сильные державы принимали меры по защите своих интересов. Поэтому были введены регулярные военные флоты, состоящие из различных судов.

Галеон – это существенная часть подобных флотов. Известность получили именно испанские галеоны, которые перевозили сокровища. Что представлял собой этот корабль и когда он появился?

Появление галеонов

галеон это

Галеон – это парусное судно внушительных размеров. Впервые оно упоминается в начале шестнадцатого века. В Испании было построено судно, которое должно было бороться с берберийскими пиратами.

Предшественниками галеонов считаются парусно-весельные суда небольших размеров, такие как каравелла и каракк. Последнее судно было любимым у Магеллана. Каракк также использовал Христофор Колумб в своем походе 1492 года.

Новые корабли сохраняли возможность использования весел, но в первую очередь стали парусными судами.

Конструкция

галеон история создания

Галеон – это корабль, на создание которого претендуют несколько государств. Судно отличалось по дизайну и конструкции у каждой страны. Строили суда трех размеров в зависимости от водоизмещения.

Виды галеонов:

  • малые – до 400 тонн;
  • средние – до 800 тонн;
  • большие - до 1200 тонн.

Обычно галеон создавался высокобортным судном с высокой кормой, имеющей подобие башни. На корабле была только одна пушечная палуба. Корпус отличался заметным завалом борта. Он служил подобием крепостной башни во время абордажных схваток.

Изменение баковой надстройки с удлинением корпуса увеличило устойчивость и снизило волновое сопротивление. Корабль стал быстрым и маневренным.

Отличительные черты галеона:

  • длиннее, ниже, прямее корпус;
  • прямоугольная корма;
  • гальюн на носу, который выступал вперед;
  • использовались прямые паруса
  • обшивка досками производилась не внахлест;
  • две-семь палуб.

Корпус галеона строился из твердых пород, например, из дуба. Рангоут делали из сосны. Это удешевляло судно в постройке.

Корпус корабля обычно красили в черный цвет. Применялись и другие цвета:

  • охра;
  • красный;
  • белый;
  • синий.

На носовую часть, балкон на корме наносили позолоту.

Главная проблема галеонов

Корабли имели множество врагов в виде вражеских орудий, волн и рифов. Но были у деревянного судна более коварные вредители. Ими стали моллюски-древоточцы. С ними пытались бороться:

  • смазывали подводную часть судна различными составами и красками;
  • применяли твердые сорта деревьев;
  • увеличивали толщину обшивки.

Но ничего не помогало. В теплых водах моллюски протачивали ходы в галеонах, разрушая их целостность. Вредителей моряки называли «корабельными червями».

Вооружение

галеон это корабль

Галеоны как боевые корабли использовались довольно часто. Раньше вообще понятие между торговым и боевым кораблем было условным. Торговые суда часто подвергались нападениям, поэтому должны были защищаться.

На галеоне впервые орудия стали устанавливать сверху и снизу главной палубы. В результате этого появились батарейные палубы. На них стали размещать орудия среднего калибра.

Вооружение галеонов состояло из тридцати орудий разного калибра – от шести до девятнадцати сантиметров. Также на корабле размещалось большое количество переносных мушкетонов. Из них стреляли через бойницы.

Эпоха галеонов

галеоны как боевые корабли

Галеон, история создания которого связана с европейскими морскими державами, использовался с шестнадцатого по восемнадцатый век. Сначала это были суда малых размеров, но в третьей части шестнадцатого века испанцы стали сооружать большие суда.

Первыми, кто стал активно использовать галеоны, были именно испанцы. Однако их опыт очень быстро позаимствовали другие европейские страны:

  • Англия.
  • Швеция.
  • Голландия.
  • Франция.

Вскоре галеоны этих держав бороздили Мировой океан.

Наиболее известным галеоном была «Золотая лань». Это корсарское судно принадлежало сэру Френсису Дрейку. На нем он успешно захватывал и отправлял на морское дно галеоны Испании. Другое английское судно под названием «Ривендж» в 1591 году в одиночку сражалось с флотилией Испании.

Галеоны разных стран

Морские корабли (галеоны) строились крупными морскими державами. Они имели общие конструктивные элементы. Но также имели множество отличий.

Морские державы поняли важность артиллерии, поэтому пытались защитить броней видимую часть корабля. Но вскоре подобные попытки прекратились. Галеоны были такими тяжелыми, что не могли нести броневые листы на себе.

Каждая морская держава разрабатывала свой регламент пропорций, а также размеров в кораблестроении. Например, для купеческих кораблей была важна грузоподъемность. Военные корабли ценились за скорость и маневренность.

Наиболее известными были испанские галеоны. Что о них известно?

Испанские галеоны

морские корабли галеон

Галеон - это корабль, который в Испании использовался в качестве военно-транспортного судна на протяжении двух веков. Обычно на нем было пятьдесят-восемьдесят орудий и шестьсот членов экипажа. Состоял он из солдат и матросов.

Галеоны в Испании строились по инструкциям Мадридского двора. Под контролем было все – от выбора сырья для строительства до наклона угла ахтерштевня.

Испанские корабельщики иногда увлекались гигантоманией. Они строили галеоны огромных по тем временам размеров. Так «Мадре де Диос» имел водоизмещение в 1600 тонн. У судна «Сантисима Тринидад» показатели водоизмещения превышали 2000 тонн.

Строили свои галеоны испанцы в двух верфях. Одна находилась на севере Страны Басков и называлась Ла-Коруни. Вторая размещалась в Кадише и Севилье. К началу семнадцатого века испанцы смогли строить суда в Новом Свете. Для этого использовались верфи Гаваны. Там было лучшее сырье - красное дерево.

Испанцы использовали галеоны для перевозки больших грузов. Известны случаи, когда на них перевозили золото. Также они входили в состав Непобедимой армады. В конце шестнадцатого века английский флот, укомплектованный галеонами, разгромил Непобедимую армаду. Что же известно о галеонах Великобритании?

Английские галеоны

галеон типы военных кораблей

К семнадцатому веку центр кораблестроения переправился в Англию. На верфях острова стали сооружать самые прочные суда. Они отличались своей надежностью. Благодаря внедрению передовых технологий, Великобритания смогла достичь могущества на морском поприще.

В шестнадцатом веке на английские галеоны сильно влияли венецианские мастера. Во времена Елизаветы Первой они делались малых и средних размеров. В среднем их водоизмещение не превышало 500 тонн. Экипаж одного галеона состоял из 250 человек.

От испанского торгового варианта существенно отличался английский галеон. Типы военных кораблей отличались в зависимости от таких главных показателей, как грузоподъемность и вооружение. Англичане приняли идею корабела де Шаржа, который был родом из Бреста. Она заключалась в создании пушечных портов. Для этого в бортах стали вырезать отверстия для пушечных стволов. Это позволило усилить боевую мощь английского флота.

Закат эпохи галеонов

Галеон – это судно, которое постоянно совершенствовалось. Существовало две основные линии развития галеонов. Первая была англо-датской. Корабли этой линии были быстроходными и хорошо подходили для артиллерийских боев. Вторая линия была испано-португальской. Корабли строились с расчетом на абордажную схватку, они имели архаичные башнеподобные структуры. В результате англо-датские корабли доказали свое преимущество.

Постепенно суда стали заменять линейные корабли и фрегаты. Но галеоны продолжали использовать до восемнадцатого века.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.