Утрирование - распространенный литературный прием, позволяющий автору преувеличивать определенные черты персонажей или событий с целью усиления выразительности. Хотя зачастую утрирование ассоциируется с юмором и сатирой, его можно использовать и для создания драматического эффекта. Однако применять этот прием следует осмотрительно, чтобы не переборщить и не исказить реальность.
В этой статье мы разберем сущность утрирования, его роль в литературе и других видах искусства, а также то, как отличить умеренное применение этого приема от чрезмерного.
Что такое утрирование
Утрирование - это художественный прием, заключающийся в преувеличении, подчеркивании каких-либо черт или сторон изображаемого предмета с целью создания более яркого образа. «Утрировать значение» означает преувеличивать значимость чего-либо, придавать этому чрезмерно большой смысл. Значение слова "утрировать" можно определить как «преувеличивать, искажать изображение чего-либо путем чрезмерного подчеркивания отдельных черт или деталей».
Утрирование широко используется в литературе и искусстве для создания комического или сатирического эффекта, а также для акцентирования внимания на тех или иных сторонах изображаемого. Например, карикатура - это графическое изображение, в котором черты лица или фигуры человека сознательно преувеличены, заострены, искажены с целью высмеивания или обличения. То есть карикатура основана на приеме утрирования.
В художественной литературе утрирование также активно используется авторами. В комедиях и сатирических произведениях писатели намеренно преувеличивают, заостряют какие-либо черты персонажей или жизненных ситуаций, чтобы вызвать смех или обличить недостатки. Например, Н.В. Гоголь в «Ревизоре» ярко утрировал пороки чиновничества, а М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках гротескно обличал социальные порядки в Российской империи.
- Утрирование используется не только в литературе и графике, но и в других видах искусства - театре, кино, живописи.
- Прием утрирования позволяет автору акцентировать внимание зрителя или читателя на определенных идеях, проблемах, явлениях.
Как отличить уместное утрирование от чрезмерного
Хотя утрирование широко применяется в литературе и искусстве, важно понимать грань между уместным использованием этого приема и чрезмерным преувеличением. Утрировать значение какого-либо явления можно в разумных пределах, чтобы подчеркнуть его важность, или же зайти слишком далеко, что приведет к искажению реальности.
К примеру, сатирик, создавая юмористический или обличительный образ, может слегка преувеличить отдельные черты персонажа, чтобы подчеркнуть и высмеять его недостатки. Но чрезмерное утрирование рискует превратить героя в карикатуру, лишив его правдоподобия.
Точно также художник может подчеркивать на полотне определенные элементы композиции, делая их чуть больше или ярче, чтобы акцентировать на них внимание зрителя. Однако чрезмерное увеличение каких-либо деталей нарушит гармонию картины в целом.
И в литературе, и в живописи важно чувство меры, понимание того, где заканчивается уместное использование приема утрирования и начинается чрезмерность, ведущая к неправдоподобию и неестественности художественного произведения:
- Таким образом, при создании литературных или живописных образов автору важно ощущать ту тонкую грань между уместным и чрезмерным утрированием, не переступать которую позволит сохранить правдивость и реалистичность.
- Читателю или зрителю, в свою очередь, стоит критически относиться к чрезмерному утрированию в произведениях искусства, понимая, что оно может искажать реальную картину мира.
Правильное использование приема утрирования
Хотя утрирование может быть опасным оружием в руках неопытного литератора или художника, это мощный выразительный прием, если использовать его с умом и чувством меры.
Во-первых, преувеличивать стоит лишь отдельные детали или качества объекта, оставляя его канву реалистичной. Если все элементы образа подвергнуть одинаково сильному утрированию, это разрушит правдоподобие и выхолостит заложенный в образ смысл.
Во-вторых, утрирование должно быть оправданным с точки зрения замысла произведения, подчиняться общей авторской идее. Бессмысленное нагромождение преувеличенных деталей лишь затмит основную мысль.
В-третьих, степень утрирования конкретного образа или явления должна соотноситься с уровнем утрирования других объектов, чтобы не нарушать баланс в произведении. Чрезмерно гиперболизированный персонаж будет смотреться чужеродно на общем реалистическом фоне.
Также автору важно учитывать восприятие аудитории, не переходить ту тонкую грань утрирования, за которой оно начинает восприниматься как неестественное искажение. Чем шире аудитория произведения, тем осторожнее стоит обращаться с этим мощным приемом.
- При соблюдении этих простых правил утрирование поможет автору ярко и выразительно воплотить творческий замысел, не жертвуя при этом реалистичностью и правдоподобием художественного произведения.
- Умелое использование приема утрирования позволяет писателю или художнику сделать свои образы запоминающимися, акцентировать внимание на важных явлениях и идеях.