Виды и классификация государственных займов

Одной из форм государственного финансирования являются государственные займы. Их еще называют муниципальными. Государство берет деньги в долг у разных субъектов. Это необходимо для гармоничного развития страны, общества и проведения разных программ. Особого внимания требует классификация государственных займов. Их разновидности и формы будут подробно рассмотрены далее.

Общее понятие

Государственные и муниципальные займы размещаются правительством страны на рынке ссудного капитала. Для этого задействуются банки, а также небанковские учреждения, финансовые структуры. Чтобы мобилизовать основную сумму займа, ценные бумаги размещаются в банковских учреждениях. Если же требуется собрать сбережения у населения, оформление происходит через сберегательные кассы.

Государственные займы

Подписчиками государственных займов являются разные правительственные организации, спецфонды, которые управляются правительством на разных уровнях. Также подписчиками муниципальных займов могут выступать промышленные корпорации, местные органы власти, страховые компании. Это могут быть также частные инвесторы и иные структуры.

Этот вид займа, как и любой другой, является возвратным. Причем сумма, которую брали в долг, возвращается с процентами. Это происходит в установленный договором срок. Займы позволяют покрыть дефицит бюджета. Они выражаются в денежной форме. Средства, собранные при помощи подобного действия, распределяются на государственные нужды.

Положительные стороны займов

Государственные займы РФ или иных государств имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Это учитывают соответствующие органы при их оформлении.

Формы государственных займов

Положительной сутью займа является возможность контролировать уровень инфляции за счет покрытия дефицита бюджета. Также в период кризиса этот вид финансирования является наиболее доступным для стабилизации экономических процессов. Еще одним положительным качеством займа является его способность регулировать количество денежной массы у населения.

Отрицательные стороны займов

Негативной стороной подобного процесса является рост кредитных ставок на кредиты. Спрос на капитал начинает увеличиваться. Это приводит к повышению ставок финансирования. Также займы увеличивают внешний долг страны. Они не приносят дохода, поэтому чрезмерное накопление подобного финансирования ведет к нестабильности экономической обстановки в стране.

Долгосрочный заем

Также стоит учесть, что большое количество заемного капитала, которое накапливается в балансе страны, ведет к увеличению налогов для юридических, физических лиц. Именно за их счет погашают задолженность государства. Ведь долг нужно будет отдавать в установленный срок.

Виды госзаймов

Существуют разные формы государственных займов. Государство занимается разной деятельностью. Для этого оно выпускает для обращения на финансовом рынке разные виды ценных бумаг. Для привлечения свободных средств населения, инвесторов чаще всего выпускают облигации, а также казначейские обязательства. Они имеют ряд характерных качеств.

Внутренний государственный займ

Облигацией называется вид долговых ценных бумаг, которые выпускает государство. Они подтверждают право своего держателя на получение указанной в этом документе суммы средств в установленное время. Владельцу облигации выплачивается сумма долга, а также процент за использование его средств. Деньги, полученные у заемщика этим способом, направляют на финансирование разных фондов или прочие цели.

Казначейские обязательства также представляют собой часто выпускаемый вид ценных бумаг, которым апеллирует государство. Этот документ также гарантирует выплату владельцу денежных средств с процентами в указанный срок. Деньги, которые будут получены от такой сделки, могут быть направлены только для пополнения бюджета. Это основное отличие казначейских обязательств от облигаций.

Субъекты финансовых отношений

Казначейские обязательства и облигации внутреннего государственного займа могут привлекать для пополнения разных фондов и бюджетов разные субъекты государственной власти. Это могут быть власти как федерального уровня, так и местного самоуправления. Они привлекают финансирование для сокращения дефицита средств фондов, бюджета.

Государственные займы РФ

К федеральным государственным органам относится Правительство РФ. Это глобальный уровень привлечения заемного капитала. Региональными получателями этого вида финансирования являются органы областной или городской администрации, а также управленцы республики, края.

Местные органы власти также могут брать займы у физических и юридических лиц. К таким субъектам относят администрации районов. Все перечисленные уровни власти при привлечении заемного капитала действуют в рамках установленного законодательства. Отдельных требований для субъектов разного уровня нет.

Виды валюты

По виду валюты, в которой были оформлены ценные бумаги, различают внутренние и внешние государственные займы. Они имеют некоторые отличия. Внутренним займом называют кредитные отношения, которые оформляются исключительно в национальной валюте. Инвестором может быть только резидент РФ.

Погашение государственного займа

Внешнее финансирование представляет собой вид кредитных отношений, которые складываются между государством и иностранным частным или юридическим лицом. В этом случае кредит выдается и погашается в иностранной валюте.

Внутренние займы можно размещать на национальном фондовом рынке. Сделки, оформленные в иностранной валюте, размещают на иностранных площадках.

Срок погашения

Срок погашения обязательств государства может быть разным. Дата выплаты суммы долга и процентов указана в бланке ценной бумаги. Бывает краткосрочный и долгосрочный заем. В первом случае погашение задолженности перед кредитором выполняется в течение года. Долгосрочные займы требуют оплаты в течение 5 или более лет.

Государственный выигрышный займ

Промежуточным звеном между краткосрочными и долгосрочными являются среднесрочные ценные бумаги. Расчет по ним наступает в период от 1 до 5 лет. Чем больше деньги находятся в обращении, тем большую сумму вознаграждения государство должно выплатить кредитору по окончании срока действия ценных бумаг.

Законом установлено, что максимальный срок, на который можно брать заемный капитал для государства, составляет 30 лет. Стоит отметить, что все три вида займов распространены в нашей стране. Предпочтение отдается краткосрочным и среднесрочным обязательствам. Это объясняется высоким уровнем недоверия кредиторов к государственным органам и системе погашения задолженности.

Обеспеченность

Краткосрочный или долгосрочный заем может быть обеспеченным или нет. Этот вопрос оговаривается в процессе подписания соглашения между сторонами. Обеспеченные займы называют еще залоговыми. Чаще всего это кредиты, которые привлекают органы местного самоуправления. Такой заем обеспечивается различными объектами, например, административным зданием или автопарком, который принадлежит госструктуре.

Обеспеченный заемный капитал позволяет привлечь большую сумму средств достаточно быстро. Однако далеко не всегда можно привлечь капитал на таких условиях. Федеральные и региональные займы практически всегда оформляются в беззалоговой форме. Они не обеспечены ничем.

Самым популярным видом необеспеченных займов являются облигации. Так как риск невозврата средств по таким ценным бумагам выше, чем при оформлении обеспеченного кредита, стоимость такого капитала будет выше. Процентов потребуется заплатить больше.

Характер выплачиваемой прибыли

Каждый заем, который оформляется между государством и кредитором, должен быть оплачен в полном объеме в указанный срок. Такие ценные бумаги имеют определенную доходность. По этому признаку выделяют процентный, беспроцентный, беспроигрышный, процентно-выигрышный, выигрышный государственный заем.

Процентные разновидности ценных бумаг представляют собой заемный капитал, который при возврате имеет определенную доходность. Она определяется суммой процентов, которую получает кредитор при погашении долга.

Целевые займы относятся к категории беспроцентных. В установленный срок государство оплатит свой долг в форме товара. Этот вид заемного капитала чаще всего обращается на местном уровне. Средства, которые привлекаются этим способом, направляют на улучшение социальной сферы в конкретном регионе.

Выигрышные, беспроигрышные разновидности

Форма погашения государственных займов может быть разной. Выделяют также выигрышные кредиты. Их доходность определяется розыгрышем. Все облигации этого типа получают возможность стать выигрышными. Но доход получают только те собственники ценных бумаг, чьи займы попали в соответствующую таблицу.

Еще одной разновидностью является процентно-выигрышный заем. Одна часть дохода в этом случае выплачивается обязательно. Она зафиксирована на номинале ценной бумаги. Вторая часть дохода определяется в ходе розыгрыша.

Беспроигрышные ценные бумаги являются одной из форм выигрышных займов. Разница между ними заключается в том, что по выигрышному займу держатель облигации может не получить дохода вообще. Но если он получает прибыль, она будет больше, чем по другим видам договоров. Беспроигрышные займы же гарантируют, что государство выплатит сумму, указанную в номинале, обязательно. В течение своего срока действия такая ценная бумага выиграет. Сегодня выпускают только выигрышные государственные облигации. Беспроигрышные и процентно-выигрышные разновидности сегодня практически не применяются.

Обращение на рынке

Еще одним признаком, по которому классифицируют внешние и внутренние государственные займы, является их обращение на рынке. Здесь выделяют две группы ценных бумаг. Первая из них характеризуется свободным обращением на фондовом рынке. Они свободно продаются и покупаются. Это формирует их рыночную стоимость. Она определяет доходность займа.

Стоимость ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке, формируется под влиянием спроса и предложения. Поэтому государство заинтересовано в повышении интереса покупателей к таким ценным бумагам.

Второй группой являются нерыночные обязательства. Они выпускаются для привлечения заемных средств крупных финансовых организаций. В свободной продаже таких ценных бумаг нет.

Право эмиссии

Классификация государственных займов проводится по такому признаку, как право эмиссии. Выпускать подобные ценные бумаги могут разные органы государственной власти. К первой группе относятся облигации и казначейские обязательства, которые выпустили федеральные власти. Также выделяют ценные бумаги, эмитированные региональными властями и органами местной администрации.

Каждый из названных государственных органов может привлекать заемный капитал при помощи представленных инструментов. Они нужны для бесперебойного функционирования всей структуры.

Все действия правительства и органов местного самоуправления в сфере привлечения кредитных ресурсов регулируются законодательством. Поэтому действия подобных органов всегда регламентированы и проводятся по определенным инструкциям.

Технология эмиссии и метод размещения

Существуют и прочие классификации государственных займов. По технологии их выпуска выделяют облигационные и безоблигационные договоры. В первом случае в процессе эмиссии выпускаются ценные бумаги, которые имеют материальную форму. Безоблигационные технологии предполагают оформление займов в виде записей на определенных счетах. При этом подписывается соглашение, договор. Также делают записи в долговых книгах. Заемщикам выдают специальные свидетельства-сертификаты.

Методы размещения займов могут быть разными. Ценные бумаги распространяют среди заемщиков на добровольной или принудительной основе. Второй вариант сегодня практически не встречается. Ценные бумаги размещают на добровольной основе.

В редких случаях при возникновении особых обстоятельств займы могут распространяться на принудительной основе. Такая практика существовала в СССР в период Великой Отечественной войны, в процессе индустриализации и восстановления в послевоенные годы.

Рассмотрев существующие классификация государственных займов, можно понять суть и основные особенности этого вида кредитования бюджета и различных фондов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.