Умение управлять конфликтами важно не только для семейных отношений, но и для руководителей компаний. Ведь от слаженной работы коллектива и дружеской атмосферы в нем зависит успех и перспективы бизнеса. Сегодня существуют специальные тренинги по управлению конфликтами, которые помогают за короткий срок достичь поставленных целей.
В данной статье рассмотрим подробнее, что это такое, познакомимся с особенностями и упражнениями.
Цели
Учеными доказано, что ни одно общество не может существовать без размолвок и ссор. Однако они имеют не только отрицательный характер. Конфликты порождают конкуренцию. В здоровом смысле она, как известно, может положительно сказаться на работе предприятия. Поэтому целью тренингов по управлению конфликтами является не просто развитие навыков урегулирования внутренних проблем в коллективе, но и умение распознать глубину и причины их, выбрать правильную стратегию поведения, чтобы направить весь процесс в русло перспективы коллектива.
Над разработкой таких тренингов работает целая команда психологов. Задачей их является в первую очередь дать руководителю осознать свою роль в рабочей команде и не окунаться в конфликт с головой, а быть выше него, чтобы занять объективную позицию для корректного решения. Для этого используются различные приемы и инструменты, а также составляется целая программа по анатомии конфликта и рычагов воздействия на него.
Что такое конфликт?
Тренинг по управлению конфликтами в коллективе обычно начинают с разбора, что такое конфликт, какие причины и типы его бывают. Различают скрытые (латентные) и открытые (провоцируемые). Они играют различные роли в коллективе. Если первые руководителю можно обратить в свою пользу, то вторые требуют особых стратегий и влияния.
Также выделяют внутренние и внешние конфликты. То есть те, которые происходят внутри личности. Они бывают конструктивными и деструктивными. С конструктивными можно и нужно работать. Они ведут к росту личности. Что касается деструктивных конфликтов, то тут требуется помощь специалиста.
Программа
Формами проявления внутриличностных проблем является неврастения, проекция (критика других), регрессия (уход от ответственности) и рационализм (самоуправление). Такое поведение хотя бы одного из сотрудников может провоцировать споры и разногласия в коллективе. Происходят межличностные столкновения. А это как раз предмет наблюдения тренингов по управлению конфликтами. В качестве решения здесь предлагают следующие этапы:
- прогнозирование (умение видеть и чувствовать назревающий конфликт);
- предупреждение (применение определенных инструментов для своевременного разрешения конфликта);
- регулирование (поиск выхода из ситуации и применение корректных стратегий);
- разрешение конфликта (результат действий руководителя).
Регулирование конфликтов подразумевает следующие способы (стратегии):
- поиск компромисса (выбор оптимального варианта и его реализация);
- переориентация (изменение притязаний в отношении объекта, который стал инициатором конфликта);
- вытеснение (подавление личных чувств, устремлений, желаний и выбор объективной модели поведения).
Нередко межличностные разногласия могут выступать мотивацией для работы коллектива. На тренингах по управлению конфликтами об этом тоже говорят и даже учат создавать спорные ситуации для прогрессивного рабочего процесса. Они должны отличаться конструктивностью, исключать манипуляции и долгосрочную перспективу.
Формы работы
Тренинги по управлению конфликтами для руководителей проводится в различных формах. Это могут быть мини-лекции. Они предполагают подачу теоретической информации (об анатомии конфликта и способах их разрешения) с практическими элементами обсуждений.
Закрепление новых знаний происходит в групповых дискуссиях. Проявить себя творчески участникам тренингов по управлению конфликтами предлагают в ролевых играх, кейсах и разборе сложных ситуаций. Работа редко проходит индивидуально, чаще в парах или мини-группах.
Упражнения
Упражнения на тренингах по управлению конфликтами - это не только методическое следование теории и "мозговые штурмы", но и розыгрыш тематических ситуаций, которые могут возникнуть в любой компании. В процессе него происходит наблюдение за оригинальным способом решения возникшей проблемы. Главным правилом при рассмотрении конфликтных реалий является конфиденциальность.
Приведем несколько примеров таких упражнений. Тренер пишет на доске слово "конфликт" и предлагает группе по одному подобрать ассоциации. Это могут быть "боль", "борьба", "энергия". Затем получившийся список тренер вместе с группой просматривает и делит все ассоциации на положительные, отрицательные и нейтральные. Это стандартные упражнения для группового обсуждения.
Другой пример касается работы в парах. Тренер читает 5 незаконченных предложений. Предложения формулируются примерно так:
- То, что сейчас меня волнует - это....
- Если я думаю об этом, то чувствую...
- На вопрос, что я могу сделать, я могу ответить....
- Человек, с которым я могу поговорить об этом, - это...
- Мне дает надежду...
После каждой фразы предлагаются действия:
- повторить и закончить;
- обобщить предложение;
- поблагодарить слушателей.
Во время выполнения упражнения тренеру очень важно отметить не столько ответы участников, сколько их готовность говорить и слушать других.
Профилактика
Разумеется, лучший способ урегулирования конфликта - это его своевременное предупреждение. Навыки профилактики также преподают на тренингах по управлению конфликтами. Эта программа включает формирование умения:
- оценки атмосферы в коллективе;
- предотвращения конфликтных ситуаций;
- применения мер по снижению конфликтогенов;
- установления конструктивной обратной связи;
- организации эффективной совместной деятельности.
Заключение
В результате тренинга по управлению конфликтами с коллегами участники получают на вооружение несколько универсальных инструментов. Они помогают им предотвращать и разрешать спорные ситуации. Эффективность этого зависит от умения управлять собственными эмоциями, настроением других, а также способности противостоять манипуляциям.