История немецкого военного флота удивительна, другой такой больше нет. Два раза Германия теряла свой военный флот целиком после катастрофических поражений в мировых войнах. После каждой потери страна восстанавливала морские силы в фантастические по своей скорости сроки.
Состояние и качество военного флота в любой стране говорят об уровне науки, промышленности и финансового благополучия. Ведь ВМС всегда были самым дорогостоящим и наукоемким оборонным ресурсом. У Германии со всем вышеперечисленным все в порядке.
ВМС Германии сегодня входят в НАТО. На первый взгляд, их состав может показаться скромным и слабеньким. Но так думать будет серьезной ошибкой. Немцы никоим образом не претендуют на главенствующую роль в Атлантике, они лишь помогают в этом американским союзникам. Но не все так однозначно.
Немецкие ВМС сегодня
Состав ВМС Германии можно считать идеальным по сбалансированности, компактности и целевому назначению. В него входят всего 38 боевых единиц:
- подводные лодки – 5;
- фрегаты – 10;
- корветы – 5;
- тральщики – 15;
- корабли морской разведки – 3.
В дополнительный состав входят 30 военных катеров, 60 судов с разными вспомогательными функциями, 8 боевых самолетов, 2 самолета вспомогательного характера, 40 вертолетов.
Особая гордость флота – знаменитые фрегаты ВМС Германии. Сейчас их во флоте ровно десять. Все они относятся к разным модификациям. По ним хорошо видно динамику развития военной техники и эволюцию современного вооружения.
Новые немецкие субмарины
Особенность немецких подводных лодок в том, что они не атомные. Субмарины нового поколения серии 212 плавают на водородном топливе. По боевым критериям они ни в чем не уступают своим атомным коллегам, а вот по критерию «скрытность» им нет равных во всем мире.
Серьезное преимущество лодок 212 – их стеклопластиковый корпус. Благодаря этому субмарину невозможно обнаружить с воздуха с помощью магнитного детектора, как это происходит с любыми другими подводными лодками.
Куда делись немецкие верфи
Для строительства немецкой почти игрушечной флотилии не нужны огромные судостроительные верфи с вековой историей и знаменитым качеством исполнения. Но верфи никуда не делись, они продолжают работать в полном объеме, великолепно себя чувствуют, расширяются и зарабатывают отличные деньги. Дело в том, что сегодняшняя Германия является ведущим экспортером морской военной техники.
Немецкое качество никуда не делось, экспортные варианты военных судов – одни из самых дорогих в мире. Легендарная слава немецких подводных лодок в комбинации с современной конструкцией выливается в международную очередь на их покупку. Своей очередности ждут серьезные покупатели – к примеру, Канада и Австрия. Количество покупателей не уменьшается, несмотря на высокую стоимость немецкого вооружения.
Первая мировая: Кайзерлихмарине
В начале 20-го века бюргерская Германия превратилась в молодую агрессивную "хищницу", у которой была лишь одна задача – захват колоний и имперское расширение влияния и власти. Конечно же, развитие ВМС Германии вошло в приоритетный список неотложных государственных дел. Назывался он тогда Кайзерлихмарине – императорские военно-морские силы.
В 1898 году был выпущен специальный «Закон о флоте» с планом реализации огромного числа новых судов. Обычно такие планы выполняются с опозданием, в неполном объеме или с увеличением бюджета (нужно подчеркнуть). Но не в Германии. С каждым последующим годом план корректировался с увеличением числа боевых кораблей. Судите сами: в период с 1908 по 1912 гг. на немецких верфях ежегодно закладывалось по четыре тяжелых линкора – самых крупных и сложных типов военных кораблей в истории.
Британия – главный морской противник
Главным противником в море был Королевский флот Великобритании. Французы и русские в этом противостоянии даже не рассматривались. Основным эпизодом бешеной гонки вооружения на море было соревнование по дредноутам – эскадренным броненосцам.
В период 1914-1918 ВМС Германии были достойными противниками британцев. Новые немецкие корабли имели выше скорость хода в воде. Немцы были намного внимательнее к любого рода техническим новшествам, умели быстро перестраиваться и корректировать свои планы.
У создателя немецкого флота адмирала Тирпица была своя «теория риска»: если немецкий флот станет равным по силе британскому, то британцы станут уклоняться от конфликтов с Германией вообще из-за высокого риска потерять мировое морское господство. Вот откуда произошли планы строительства флота в невероятном количестве, с фантастической скоростью, с применением технических инноваций того времени - это была «теория риска».
Конец этой кампании был очень печальным. В рамках Версальского договора основная часть немецкого флота была передана главному врагу – англичанам в качестве контрибуции. Часть флота была утоплена.
ВМС Германии второй мировой войны
Еще в 1938 году Гитлер утвердил амбиционный план «Z» развития военного флота, который должен был за шесть лет в корне изменить структуру флота, построив дополнительно невероятное количество боевых судов. Одних только подводных лодок должно было быть спущено на воду в количестве 249 штук. К счастью, основная часть плана так и осталась на бумаге.
К началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года ВМС Германии уже были устрашающими:
- 160 тысяч человек – членов морских экипажей;
- 2 тяжелых линкора – самых больших и "продвинутых" в мире;
- 3 броненосца;
- 7 крейсеров;
- 22 военных эсминца;
- 12 новейших миноносцев;
- 57 дизельных подводных лодок.
Но это не все. Самое интересное было потом: за период 1939–1945 гг. одних только подводных лодок было построено 1100. Третий рейх ухитрился, как минимум, утроить количество боевых единиц в своем флоте.
Конец кампании 1939–1945 для немецкого флота стал таким же печальным, все вновь повторилось. Большинство судов были переданы как контрибуция, часть затоплена, часть (в основном подводные лодки) утилизирована.
Но мы с вами знаем, что немецкие верфи живы, и Германия нашла идеальный вариант использования своего уникального опыта военного судостроения. Отличный урок, который неплохо было бы всем запомнить.