Практические методы обучения позволяют эффективно получать и закреплять знания. Давайте подробно рассмотрим основные из них.
Общая характеристика практических методов обучения
Практические методы обучения - это способы передачи знаний и формирования умений, основанные на практических действиях обучающихся. К практическим методам относятся:
- Упражнения
- Лабораторные работы
- Практические работы
- Деловые игры
- Проектная деятельность
- и другие
Главное отличие практических методов от словесных (лекция, объяснение) и наглядных (иллюстрация, демонстрация) - активность самих обучаемых. При использовании практических методов учащиеся самостоятельно выполняют различные задания, упражнения, работы.
Основные преимущества практических методов:
- Формирование практических умений и навыков
- Развитие самостоятельности
- Активизация познавательной деятельности
- Лучшее запоминание материала
Практические методы применяются при обучении любым дисциплинам - как гуманитарным, так и точным наукам. Наиболее эффективны они для освоения прикладных знаний и навыков.
Метод упражнений
Упражнение - это многократное повторение учебного действия с целью его закрепления и совершенствования. Упражнения бывают:
- Устные - для развития устной речи и счетных навыков.
- Письменные - для выработки орфографических, грамматических и стилистических умений.
- Графические - рисование, черчение.
- Трудовые - для овладения практическими умениями.
Метод упражнений включает следующие этапы:
- Объяснение задания.
- Показ образца выполнения.
- Выполнение упражнения учениками.
- Проверка и оценка результатов.
Регулярное применение упражнений позволяет вырабатывать прочные навыки и умения. Например, для закрепления орфографических навыков используются диктанты, для отработки навыков устного счета - устные упражнения.
Упражнения составляют основу обучения во всех областях. Их систематическое применение - залог успешного овладения знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, метод упражнений является универсальным средством для выработки и закрепления различных навыков. Это один из наиболее эффективных практических методов обучения.
Лабораторные работы
Лабораторные работы - это практические занятия, в ходе которых учащиеся проводят опыты, эксперименты с помощью специального оборудования и приборов. Цель лабораторных работ - проверка на практике теоретических знаний.
Лабораторные работы отличаются от других практических методов тем, что выполняются в специально оборудованных помещениях (лабораториях), с применением приборов, инструментов, химических реактивов.
Различают следующие виды лабораторных работ:
- Репродуктивные - подтверждение известных фактов и законов.
- Поисковые - установление новых фактов.
- Творческие - выдвижение гипотез и их проверка.
Лабораторная работа включает следующие этапы:
- Инструктаж по технике безопасности.
- Подготовка оборудования.
- Выполнение работы по инструкции.
- Фиксация и анализ результатов.
- Формулировка выводов.
Лабораторные работы способствуют лучшему пониманию теории, развитию навыков работы с оборудованием, формированию исследовательских умений. Этот метод широко применяется при изучении естественных наук и технических дисциплин.
Таким образом, лабораторные работы - важная составляющая практической подготовки во многих областях.
Практические методы обучения позволяют эффективно формировать профессиональные навыки. Рассмотренные упражнения и лабораторные работы - лишь некоторые из них. Далее мы подробно разберем и другие практические методы.
Метод практических работ
Практические работы - это занятия, на которых учащиеся выполняют различные задания на основе полученных теоретических знаний. Цель - научить применять знания на практике для решения конкретных задач.
Отличие от лабораторных работ в том, что практические работы могут проводиться не только в лаборатории, но и в учебном классе, мастерской, на природе. Оборудование для них проще.
Последовательность выполнения практической работы:
- Постановка задачи.
- Инструктаж по выполнению.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов, оценка.
Различают устные и письменные практические работы. К устным относятся ответы на вопросы, сообщения, устные решения задач. Письменные - решение задач, оформление отчетов, записи наблюдений.
Регулярное проведение практических работ развивает самостоятельность, формирует интерес к предмету, углубляет знания.
Производственные практики
Производственные практики проводятся непосредственно на предприятиях и направлены на получение профессиональных умений. Основные виды производственных практик:
- Ознакомительная - общее знакомство с производством.
- Технологическая - изучение технологий.
- Эксплуатационная - работа на оборудовании.
- Преддипломная - сбор материалов для диплома.
Этапы прохождения практики:
- Подготовительный инструктаж.
- Выполнение заданий под контролем руководителя.
- Ведение дневника практики.
- Подготовка отчета.
- Защита отчета.
Производственные практики позволяют будущим специалистам адаптироваться на рабочем месте, применить и закрепить полученные в вузе знания.
Деловые игры
Деловая игра - метод имитации принятия решений в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке. Участники примеряют на себя определенные профессиональные роли.
Этапы проведения:
- Подготовка сценария игры.
- Распределение ролей.
- Введение в игру.
- Проведение игры.
- Подведение итогов.
Различают имитационные, операционные, ролевые деловые игры. Главная цель - формирование и закрепление профессиональных навыков в условиях, приближенных к реальности.
Метод проектов
Метод проектов предполагает выполнение учащимися определенной практической работы - проекта. Это позволяет проявить самостоятельность, развить творческие способности.
Основные этапы работы над проектом:
- Выбор темы.
- Сбор информации.
- Планирование.
- Воплощение проекта.
- Подготовка презентации.
- Защита проекта.
Различают практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие проекты. Главное в этом методе - возможность самореализации.
Кейс-метод
Кейс-метод предполагает анализ и решение конкретных ситуаций-кейсов. Это позволяет развивать аналитические способности и вырабатывать умения принимать оптимальные решения.
Основные этапы решения кейса:
- Ознакомление с ситуацией.
- Анализ имеющейся информации.
- Предложение вариантов решения.
- Выбор оптимального решения.
- Презентация и защита решения.
Различают обучающие, исследовательские и практические кейсы. Этот метод позволяет моделировать реальные профессиональные ситуации.
Тренинги
Тренинги - форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков участников. Проводится в форме групповых занятий.
Основные виды тренингов:
- Учебные - для усвоения новой информации.
- Психологические - для личностного развития.
- Профессиональные - для отработки навыков.
Структура тренинга:
- Разминка.
- Основное содержание.
- Практические упражнения.
- Обсуждение итогов.
Тренинги позволяют в действии осваивать новые знания и навыки. Это эффективный практический метод обучения.
Мастер-классы
Мастер-класс - форма передачи знаний и умений от специалиста-практика слушателям. Включает теорию и практические занятия.
Этапы проведения:
- Вступление, знакомство.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Подведение итогов.
Бывают очные и дистанционные мастер-классы. Позволяют быстро передать опыт и овладеть навыками.
Мозговой штурм
Мозговой штурм - метод стимулирования творческой активности для решения нестандартных задач. Участники предлагают максимум идей.
Этапы:
- Постановка проблемы.
- Генерация идей без критики.
- Обсуждение и отбор лучших предложений.
Этот коллективный метод позволяет выработать креативные решения сложных задач.
Дискуссии
Дискуссия - метод обсуждения какого-либо вопроса, проблемы. Участники высказывают свои мнения, спорят, отстаивают позиции.
Этапы организации:
- Выбор темы.
- Подготовка участников.
- Выступления участников.
- Подведение итогов.
Различают дискуссии "за" и "против", "аквариум", "панельную" и другие. Дискуссии учат вырабатывать собственную позицию.
Дебаты
Дебаты - особая форма дискуссии, в которой участники защищают противоположные позиции по обсуждаемому вопросу.
Формат дебатов:
- Выступление команд "за" и "против".
- Перекрестные вопросы оппонентам.
- Подготовка аргументов и контраргументов.
- Финальные выступления.
- Определение победителя.
Дебаты учат логично аргументировать свою позицию и опровергать доводы оппонентов.
Круглые столы
Круглый стол - обсуждение, в котором участвуют эксперты и все желающие. Все имеют равные права.
Этапы организации:
- Подбор темы и экспертов.
- Предварительная подготовка участников.
- Проведение обсуждения.
- Подведение итогов, выработка решений.
Круглые столы полезны для выработки согласованного мнения по сложным вопросам.
Диспуты
Диспут - публичный спор по острой проблеме. Участники отстаивают разные точки зрения.
Этапы проведения:
- Выбор противоречивой темы.
- Подготовка тезисов участниками.
- Выступления "оппонентов".
- Определение победителя.
Диспуты учат логически мыслить, аргументированно отстаивать свою позицию в споре.