В современной России схема Горьковского направления отражает движение по одному из наиболее загруженных и востребованных участков. Поезда дальнего следования позволят добраться и в Нижний Новгород, и в Екатеринбург, и в Пекин. Однако значимую часть пассажиропотока составляют жители Подмосковья, приезжающие в столицу трудиться. Общее число граждан населенных пунктов, обслуживаемых пригородными поездами, составляет около миллиона. Часто в часы наибольшего интенсива составы бывают переполнены.
Транспортные пути Горьковского направления: как все начиналось?
Решение о постройке железнодорожного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом (в СССР переименованного в город Горький) было официально подтверждено императорским указом Николая I от 10 мая 1847 года. Движение стартовало 14 июня 1861-го. Был в спешке сооружен Нижегородский вокзал, и с него стали отправляться составы, идущие из Москвы во Владимир.
В начале декабря 1885 года началось движение пассажирских поездов на следующем отрезке: Степаново - Захарово. Его длина составила 18 километров.
Во второй половине 90-х 19-го века отправной точкой для поездов Горьковского направления Московской железной дороги стал Курско-Нижегородский вокзал, позже переименованный в Курский.
В 1911 и 1925 гг. было завершено строительство 12-ти и 15-километровых отрезков: веток Реутово - Балашиха и Павловский Посад - Электропередача.
Начавшаяся в 30-е годы двадцатого столетия электрификация направления снабдила новой энергией ветки до Обираловки, Балашихи, а к началу 60-х годов достигла станций Петушки и Владимир.
В начале 70-х был открыт участок Монино - Фрязево, который соединил станции Горьковского направления и Ярославского.
Сумбурные девяностые повлекли за собой отмену курсирования поезда с плацкартными вагонами, ходившего до Владимира, а затем были упразднены прямые беспересадочные сообщения с городом. Восстановлено движение было лишь в начале 21-го века, хотя и не в полном объеме.
В 2008 году была произведена реорганизация товарного движения на ветке между станциями Железнодорожная и Кусково. Третий путь, служивший для грузовых составов, был протянут до вокзала и превращен в пассажирский скоростной.
С конца июля 2010-го между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом был пущен современный электропоезд "Сапсан", дважды в сутки составы отправлялись с обоих конечных пунктов.
В 2014 году были начаты работы по реконструкции Горьковского направления, схемы движения подстроены под актуальные нужды в количестве действующих поездов дальнего следования и пригородных электропоездов, экспрессов.
Пригородные электропоезда Горьковского направления
Главный ход принадлежит к территории Московско-Курского региона столичной железной дороги. Наиболее значимые станции направления - Железнодорожная, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Ногинск, Кучино.
За подвижной состав, предназначенный для пригородного пассажирского сообщения, отвечает моторвагонное депо "ТЧ-4 Железнодорожная". Основную его часть составляют электропоезда модели ЭД4М. Также на этом направлении задействованы скоростные электропоезда "Спутник" и три экспресса со статусом повышенной комфортности.
В схему Горьковского направления входят линии и станции:
- Главный ход имеет три действующих и один находящийся в процессе постройки путь. Этот отрезок от Курского вокзала в Москве до станции Петушки, ветки которого расположились на территории Москвы, а также ее области и Владимирской. Причем станция Петушки принадлежит не к Горьковскому направлению, а к Горьковской железной дороге.
- Имеется несколько ответвлений с разным количественным составом путей (одно- и двухпутные): Реутов - Балашиха, Реутов - Стройка; Фрязево - Захарово; Павловский Посад - Электрогорск.
- Построена примыкающая линия Мытищи - Фрязево для пересадки на электропоезда Ярославского направления.
- Станция Орехово-Зуево может использоваться как пересадочная на электропоезда Большого кольца Московской железной дороги (на севере конечной станцией будет Александров, на юге - Куровская) или скоростной состав "Ласточка", курсирующий между Нижним Новгородом и столицей.
Узловой станцией является Курский вокзал (иначе - Москва-Пассажирская-Курская). Здесь можно осуществить посадку на пригородные прямые и транзитные электрички, поезда дальнего следования Горьковского, Курского и Белорусского направлений.
Также на Курском вокзале получится осуществить пересадку на линии Московского метрополитена - "Курскую" и "Чкаловскую". При необходимости можно пересесть на промежуточных стоянках - платформе "Серп и молот", "Новогиреево", "Реутово".
Внешний вид, цвета и символы
Все станции Горьковского направления снабжены высокими платформами, полностью электрифицированы. С 2008 года стали устанавливаться современные турникеты. Направление имеет свои цвета - это светло-желтый, белый и серый. Информационные таблички с названиями станций выдерживаются в корпоративных тонах РЖД - сочетании красного и двух вариантах серого. Прежними цветами направления были синий и желтый, часть табло на платформах пока осталась в этих тонах.
Движение поездов дальнего следования: Горьковская железная дорога
Схема Горьковского направления включает в себя пути Московской железной дороги, переходящей в Горьковскую. Суммарная длина последней - 12086 км при общей протяженности 5734 километра.
Управление Горьковской железной дорогой осуществляется в Нижнем Новгороде. Железнодорожные линии направления проходят через 6 республик:
- Башкирия.
- Марий Эл.
- Мордовия.
- Татарстан.
- Удмуртия.
- Чувашия.
И 9 областей:
- Владимирская.
- Вологодская.
- Екатеринбургская.
- Кировская.
- Московская.
- Нижегородская.
- Пермская.
- Рязанская.
- Ульяновская.
Она соединяет центр, северо-запад и север Российской Федерации с Поволжским регионом, Уралом и Сибирью.
Направление имеет параллельные пути в двух широтах. Первое - это Москва - Нижний Новгород - Киров. Также курсируют поезда из столицы через Казань, достигая Екатеринбурга.
Ни одна железная дорога в мире, кроме Горьковской, не носит имя литератора. Она хранит память об Алексее Максимовиче Горьком, родившемся в Нижнем Новгороде.
Планы модернизации железнодорожных путей Горьковского направления
Реконструкция направления предусматривает увеличение количества путей, а соответственно, запуск большего числа поездных составов. Будет произведена модернизация некоторых остановочных пунктов и станций, постройка добавочных платформ. Проект рассчитан для реализации до 2020 года.