С момента смерти актрисы Любови Добржанской прошло уже не одно десятилетие, но она по-прежнему не забыта зрителями. Артистку увековечили главным образом роли экранных матерей всем известных и любимых персонажей - Юрия Деточкина и Жени Лукашина, героев легендарных фильмов Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" и "Ирония судьбы, или С легким паром" соответственно. О тяжелой судьбе талантливой актрисы театра и кино, ее карьере и личной жизни рассказано в этой статье.
Таинственный возраст
Биография Любови Добржанской берет свое начало в украинском Киеве, в конце той эпохи, когда все российское государство именовалось империей. Будущая актриса появилась на свет 24 декабря 1905 года (по знаку Зодиака - Козерог).
Некоторые источники утверждают, что артистка родилась в 1908-м. Это не просто путаница. Действительно, на протяжении жизни Добржанской именно 1908-й официально считался годом ее рождения. В определенный момент актриса сознательно уменьшила свой возраст на три года и придерживалась этой версии до самого конца. Правда об этом была известна исключительно ее родственникам.
В 1975-м, когда Добржанской исполнится 70, она встретит свой юбилей более чем скромно, придерживаясь легенды, что до этой даты еще три года. Впрочем, всю жизнь артистка и вовсе не признавала праздник дня рождения и никогда его не отмечала. В этом качестве для нее выступало 30 сентября - именинный день Веры, Надежды, Любови и Софьи.
К слову, тот юбилей окажется последним в жизни актрисы. До 75-ти она не доживет чуть меньше двух месяцев.
Отец
Любовь Ивановна Добржанская по своему происхождению являлась дворянкой. Ее отец был заметной личностью в царской армии. Иван Андроникович Добржанский (годы жизни - 1879-1941) построил отличную военную карьеру, в частности:
- прошел путь от поручика до полковника;
- был участником двух войн;
- служил в пограничных войсках Российской императорской армии;
- был кавалером нескольких самых почетных орденов того времени.
Но, разумеется, с приходом советской власти все его заслуги перед Отечеством обесценились. Вскоре после октябрьских событий 1917 года, в которых доблестный полковник Добржанский не принимал участия, главу семьи репрессировали и отправили в ссылку.
Пять долгих лет отец Любови провел в Соловецком лагере, а по окончании срока был вынужден стать пастухом и трудиться в степях Казахстана. Вернуться домой к своей семье он не мог... В 1941 году, в августе, Иван Андроникович скончался на казахской земле от инфаркта.
Через 20 лет после его смерти, когда уже известная театральная артистка Любовь Добржанская будет находиться на гастролях в Караганде, она возьмет автомобиль и в одиночестве отправится в Семипалатинск на поиски отцовской могилы, но не обнаружит и следа.
Чарующий мир искусства
С ранних лет театр привлекал юную дворянку. Ей был по душе этот таинственный волшебный мир, где можно перевоплощаться в самых разных персонажей. В 1923 году артистичная Любовь поступила в студию при киевском Втором украинском театре имени Ленина (в 1926-м был переименован в Русскую госдраму, сейчас - Национальный академический русский драмтеатр имени Леси Украинки).
Уже в следующем, 1924-м, Добржанская окончила обучение и была принята в труппу упомянутого выше храма искусств. Здесь она прослужила ровно 10 лет, прервавшись лишь на один год (1926-1927) на работу в тогдашнем Днепропетровске (нынешнее название - Днепр).
Актерская карьера Любови Добржанской сразу началась успешно. За свое первое театральное десятилетие, прошедшее в Киеве, артистка исполнила более сотни ролей. Она блистала и в классических спектаклях, и в современных постановках. Киевские театралы обожали Добржанскую и нарекли гением лицедейства. Причем восторженно о даровании Любови отзывались как зрители, так и критики.
Переезд в столицу
В 1934 году актриса получает приглашение от директора Московского театра Советской армии. И Добржанская бросает все - и родной город, и славу, и преданных поклонников. Артистка отправляется в столицу, в неизвестность. Киевская звезда оказывается в положении начинающей актрисы в театре, в скудно обставленной комнате в общежитии.
Стоит отметить, что переезд был своевременным и спас Любови жизнь. Когда актриса помчалась в Москву, ее мать Ольга Васильевна осталась в Киеве. С приходом войны и захватом города немцами она, как и множество других жителей, была взята в плен и угнана в Германию. Ольга Васильевна пережила лагерное содержание и дождалась победного освобождения, но радоваться было нечему. Едва успевшая вдохнуть воздух свободы, мать Любови снова оказалась в заключении, вместе с другими, не погибшими в немецком плену.
Театральная звезда
Вскоре после переезда опытная артистка начала блистать и на московской сцене. Изначально ей давали незаметные, невыразительные роли. В постановку "Укрощение строптивой", вошедшей в историю театра, Добржанская попала случайно. Режиссер не планировал ставить Любовь на роль Катарины. Но ни одна актриса не могла воплотить задумку руководителя в жизнь.
До назначенного дня премьеры оставалось две недели. Ситуация была безвыходной. Решив, что терять уже нечего, режиссер назначил на главную роль Добржанскую. С ее появлением на сцене в спектакль буквально вдохнули жизнь. Те, кто были очевидцами этого, называли произошедшее настоящим чудом.
О своем мастерстве и тонкостях работы Добржанская не рассказывала. Да и можно ли было объяснить талант словами? "Зритель сам все увидит", - это единственное, что говорила актриса о своей работе.
Театральный репертуар Любови был по-настоящему огромен. Она играла и комических персонажей, и драматических, и аристократок, и крестьянок, и англичанок, и молдаванок... Перечислять можно очень долго. Каждую свою роль, вне зависимости от конкретного персонажа, Добржанская делала яркой и запоминающейся.
Более четырех десятков лет она служила в Театре Советской армии. Большую половину этого срока Добржанская являлась ведущей актрисой. В театре ставят пьесы специально под нее, заранее зная, что участие артистки - ключ к успеху спектакля. Даже в зените славы Добржанская не отказывается воплотить эпизодических персонажей. Помимо основного места службы, она нередко выходила на сцену других театров, принимая их приглашения сыграть в различных постановках.
Киномама
Многие считают, что дебютной работой Любови в кино стала лента "Берегись автомобиля". Это ошибка. Впервые на экране Добржанская появилась в 1952 году в "Учителе танцев". Съемки у Рязанова были вторыми для актрисы. Примечательно, что между первым и вторым фильмами Любови Добржанской был перерыв более десяти лет. Причина — безмерная любовь к театру.
После выхода "Берегись автомобиля" "хорошую маму, поющую про паровоз" буквально засыпали предложениями о съемках. Но, представляя, на какой срок ей придется расстаться с театром, она всякий раз отказывалась. Исключений не наберется и десятка. Помимо дебютного "Учителя танцев" и культовых "Берегись автомобиля" и "Ирония судьбы, или С легким паром", она снималась в фильмах:
- "Адам и Хева";
- "В четверг и больше никогда";
- "Две улыбки";
- "Игрок";
- "Из записок Лопатина";
- "Осенние грозы";
- "Урок литературы".
Но все же самыми любимыми ее работами у зрителей неизменно остаются мамы Юрия Деточкина и Жени Лукашина.
Бездетная вдова
Личная жизнь Любови Добржанской была не менее насыщенной, чем ее карьера. Но при этом достаточно трагичной, в отличие от успешной работы на сцене и съемочных площадках. Актрисе было суждено пережить троих мужей из четырех.
Ее первым супругом стал Иван Червинский - талантливый театральный актер из Киева. Но семейное счастье продлилось недолго. На Червинского был написан донос, в результате чего актера арестовали одновременно с полковником Добржанским. Так юная Любовь лишилась и отца, и мужа. За "беседы за игрой в преферанс" Ивана осудили. Не выдержав тягот тюремного заключения, актер вскоре повесился в камере.
Вторым супругом Любови Добржанской был театральный режиссер Владимир Нелли. Он ставил в Киеве спектакли с участием актрисы, но ее влюбленность в мужа довольно быстро прошла. Незадолго до своего судьбоносного переезда в Москву артистка развелась с супругом. Владимир стал единственным из четырех официальных мужей Любови, с кем ее разлучила не смерть.
Третьим супругом актрисы стал Осип Шахет. С обаятельным харизматичным актером она познакомилась после разрыва с Александром Поповым - режиссером Московского театра Советской армии, где Добржанская служила большую часть карьеры. Худрук был женат и, выбирая между семьей и страстью, в конце концов предпочел первое.
Вскоре после этих событий Любовь встретила Осипа. Чувство захватило актрису целиком и полностью. Выходя замуж за Шахета, она была уверена: этот брак - ее счастье. Любовь мечтала завести детей, но надеждам было не суждено воплотиться в жизнь. Летом 1949 года, выйдя ранним утром подышать воздухом на балкон их квартиры на улице Дурова в Москве, Осип умер от сердечного приступа.
Четвертым и последним супругом Добржанской стал гитарист и актер цыганского происхождения Виктор Кручинин. Их брак продлился около двух десятилетий. В 1975-м Виктор скончался. Он опередил супругу на пять лет.
Мечты Добржанской о детях не сбылись за всю ее жизнь. Стать "мировой мамой" вне экрана ей не представилось возможности.
Занавес
В 1977 году актриса стала замечать, что ее память слабеет. Добржанская забывала текст. В 1978-м она приняла самое тяжелое решение в своей жизни - уйти из театра. Навсегда. Она вышла на пенсию. Жизнь без театра была настоящим мучением. Душевные страдания актрисы усугубились физическими - Добржанская сломала шейку бедра.
Травма для возраста артистки была опаснейшей. Этот перелом стал причиной смерти Любови Добржанской. Третьего ноября 1980-го одинокая актриса скончалась. Ей было 74 года.
За свою жизнь она сыграла в десяти фильмах и более чем сотне различных спектаклей, число же выходов на подмостки превышает тысячу. Но, несмотря на огромную разницу в количестве работ в кино и в театре, нынешние зрители знают и любят Любовь Добржанскую именно по фильмам с ее участием. Спектакли забылись и ушли в историю. А киноленты продолжают радовать зрителей и обретать все новых поклонников. Актриса уже навсегда останется экранной "мировой мамой".