Джон Рональд Руэл Толкин (Толкиен), создатель первых книг в жанре эпического «высокого» фэнтези, рассказал населению планеты о фантастических мирах настолько ярких и достоверно детализированных, что многие не просто захотели стать их частью хотя бы в постановочных играх и собственных мечтах, но приняли факт существования альтернативной реальности. Толкиенисты - это люди, в разной степени увлеченные творчеством талантливого писателя и самовыражающиеся с его помощью.
Создатель миров, породивших субкультуру
Джон Рональд Руэл Толкиен - британский писатель и поэт, профессор, преподававший в колледжах Оксфордского университета, лингвист и филолог, прославившийся благодаря своим основным литературным произведениям: «Хоббит или Туда и обратно», «Властелин колец», «Сильмариллион».
Родившийся в январе 92 года XIX века в английской колонии, Джон Толкин с детства копил впечатления, отразившиеся потом в его произведениях. Например, образы устрашающих ядовитых пауков часто связывают с пережитым им еще в раннем детстве укусом тарантула.
Как Д. Р. Толкиен завладел умами миллионов
Истинную знаменитость и многочисленных фанатов принесло автору произведение «Властелин колец». Книгу благосклонно приняли критики, но культ Толкина начался после выхода ее «пиратского» стотысячного тиража 1965 года в Соединенных Штатах. Был удачно выбран формат, доступный для подростков благодаря низкой цене. Несмотря на попытки автора пресечь распространение незаконного издания, книга все же вышла, и уже спустя несколько месяцев официальный миллионный тираж буквально разлетелся с прилавков книжных магазинов.
Настроения 60-х способствовали закреплению идей Толкиена в умах молодежи. Культура хиппи, провозглашавшая главными ценностями мир, любовь и свободу легко приняла автора как единомышленника, увидев в его книгах параллели с реальным противостоянием общества государственному устройству (хотя сам писатель об этом никогда не заявлял).
В СССР увлечение Толкиеном можно исчислять от первого издания книги «Хоббит» на русском языке, выпущенном в 1976 году, и эпопеи «Властелина колец» в 1982 году. Ленинград уже в 1983 году стал пристанищем первых советских толкиенистов. Это движение начало заметно набирать обороты в перестроечные годы и превратилось в настоящий бум в 90-х годах прошлого столетия, когда ослабление цензуры принесло повальное увлечение западной культурой и жанром фэнтези.
Следующая волна толкиенизма захватила россиян в начале XXI века, когда выход на экраны фильмов режиссера Питера Джексона вновь привлек внимание к произведениям талантливого писателя, и на сей раз с новой силой и масштабом.
Фэндом, как общественное явление
Фэндом, или фандом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов»), —субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес.
Википедия.
Упомянутый термин сформировался изначально в англоязычной культуре. Первично связывался с объединением людей, увлеченных научной фантастикой. Со временем границы понятия перестали быть столь четкими.
Первыми тематическими субкультурами человечество обязано фантастическим произведениям 80-90-х годов предыдущего столетия. Самые знаменитые и яркие сообщества фанатов даже имеют собственные названия. В настоящее время наибольшую численность приверженцев имеют фандомы по произведениям Толкиена (его представители - это толкиенисты), Джоан Роулинг (поттероманы, они же поттериане), Стивена Кинга (популярны миры «Хроник Нарнии», «Звездных войн», «Доктора Кто» (хувианы)), «Шерлока» (шерлокоманы), вселенной Marvel, телесериала «Сверхъестественное» (суперамипришибленные) и многие другие.
Не всех поклонников определенного произведения можно отнести к представителям фэндома. Основным отличием представителей субкультуры является взаимодействие с другими фанатами. В мире современных технологий оно все чаще происходит посредством Интернета, однако классические варианты и сейчас имеют место. Это клубы, фэнзины (непрофессиональные периодические издания) и, конечно, конвенты (регулярные съезды различного уровня и масштаба - от региональных до международных).
«Ролевики» и «толкиенисты» - просьба не путать понятия!
Все толкиенисты относятся к ролевикам, но ролевики не обязательно являются толкиенистами.
Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
Википедия.
Таким образом, ролевиками можно считать представителей субкультуры, принимающих участие в разнообразных ролевых играх. Ведущее место среди них занимают игры живого действия, где практическая деятельность имеет большее значение для воплощения выбранной роли, чем слова.
Поклонники игр, воссоздающих мир Джона Толкиена и его персонажей, - лишь часть многочисленных представителей различных тематических течений ролевиков.
Помимо обозначения толкиенистов как участников игр-инсценировок, данный термин употребляют в отношении исследователей и переводчиков произведений Толкиена. В таком случае создание слова «толкиенисты» - это аналогия с образованием другого схожего существительного - «пушкинисты».
Самоидентификация и «мифологическое мышление»
Воссоздавая события, описанные Профессором (как часто называют поклонники Джона Толкиена), фанаты выбирают наиболее импонирующего им существующего персонажа или придумывают собственного, руководствуясь законами выдуманного мира. Следуя правилам словообразования мифических языков, может быть придумано и новое имя.
Как и представители других тематических молодежных субкультур, толкиенисты выражают через роли свое альтер эго. Выбранные для воплощения персонажи воссоздаются и поведением, и внешним обликом. Могут встретиться переодетые детально, очень качественно и реалистично загримированные толкиенисты. Фото не всегда способно передать уровень погружения их в альтернативную личность.
Всенародная перепись населения РФ в 2002 году выявила самые неожиданные нации среди граждан страны - на российской земле есть место и эльфам, и гномам, и хоббитам. Наибольшим количеством «этнических эльфов» отличился город Пермь.
Многие приверженцы толкиенизма уверены, что мир писателя не был им придуман, а существовал когда-то реально, некоторые даже считают свою человеческую личность лишь второстепенным воплощением. Однако в большинстве случаев размышления о реальности миров не лишают толкиенистов верного осознания того, кто они на самом деле. Такое явление называют «мифологическим мышлением».
Игры, в которые играют взрослые
Наиболее активно и ярко проявляют себя толкиенисты во время живого коллективного действия - конвентов, игр, выездов - «полевок».
Первый всесоюзный сбор по мотивам произведения «Властелин колец» случился летом 1990 года под Красноярском.
В 90-х годах большой популярностью пользовались «ХИшки» - проводимые раз в год «Хоббитские игрища». Сейчас наиболее известными и посещаемыми являются следующие толкиенистские конвенты:
- «Зилаткон», организуемый в ноябре в столице Татарстана;
- «СибКон» - февральский сбор, проводящийся на территории Томска или Новосибирска (имеет четвертьвековую историю);
- питерский «БлинКом» - в декабре;
- мартовский московский «КомКон».
Это далеко не полный список. Количество игр регионального масштаба ежегодно доходит примерно до десяти.
Обычно осуществляется выезд на природу, в лес. Группа собирается многочисленная и колоритная - участники перевоплощаются и снаряжаются подобающим оружием, присутствуют разнообразные бытовые атрибуты. Обычные компоненты игр, которые проводят толкиенисты, - это бои, экономические отношения, быт, магия. Продолжительность может быть различной - от нескольких часов до нескольких дней.
Внутри сообществ не редки случаи возникновения и развития романтических отношений. В отличие от реалий Толкиена, где подобные связи между представителями разных народов осуждались, фанаты смотрят на этот вопрос без предубеждений. Союз гнома с эльфом никого не удивляет.
Толкиеноведение - неотъемлемая часть субкультуры
Толкиенисты преимущественно не только воплощают в жизнь мифические образы, но и занимаются подробным исследованием представленных в литературных произведениях Джона Р. Р. Толкиена миров и их народов.
Изучаются и развиваются языки эльфов, орков, гномов, людей, энтов, древний, всеобщий. Каждый из них имеет свое название - Синдарини и Квенья, черное наречие, Кхуздул, Адунаик и т. д.
Многие переводят работы писателя на языки, издание на которых не осуществлялось ранее. Например, Tolkien Texts Translation - русскоязычное литературное сообщество, осуществляющее перевод неизданных официально произведений.
Литературный любительский спин-офф
Часто толкинисты сами становятся фикрайтерами - авторами литературных произведений, основанных на идеях и творчестве любимого писателя, создавая так называемые фанфики.
Фанфик —жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов,телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе —манги), а также компьютерных игр и т. д.
Википедия.
Обычно такая деятельность не имеет коммерческих целей, хотя некоторые произведения оказываются настолько хороши, что привлекают внимание профессиональных издателей, принося успех, славу и доход своим авторам.
Творчество может быть направлено на развитие идей Дж. Р. Р. Толкиена, являться шутливой пародией или открывать иной, даже противоположный взгляд на его мир.
Так как эти сочинения в различной степени соответствуют канону оригинальных произведений, то все фанфики относятся к апокрифами.
Апокриф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.
Википедия.
Народные сказания мифических народов
Каждая субкультура имеет свой фольклор - песни и сказания, фанфики, передаваемые устно, поговорки, анекдоты, шутки. Также присутствуют произведения изобразительного искусства, прикладного творчества. У движения толкиенистов есть даже собственные молитвы.
Российские поклонники миров Толкиена обладают богатой коллекцией, которая постоянно пополняется.