Специфические методы физического воспитания: применение и характеристика

В любом педагогическом процессе реализовываются определенные методы и приемы. Они разнятся в зависимости от поставленных целей и задач. Также имеет значение в какой сфере они применяются. В данной статье мы рассмотрим специфические методы физического воспитания и возможности их применения.

Что такое методы физического воспитания?

игра в классики

Итак, что же из себя представляют методы физического воспитания. Это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений. Они бывают двух видов. Специфические методы физического воспитания применяются исключительно в процессе физической подготовки. В то время как общепедагогические методы используются как в процессе физического воспитания, так и в других направлениях обучения, воспитания и развития.

Историческая сводка

В ходе развития специфических методов физического воспитания было выделено несколько направлений. Изначально хорошо себя зарекомендовали и стали развиваться игровой и соревновательный. Игровой был продуктивен в работе с подрастающим поколением. Соревновательный нашел свое отражение в Олимпийских играх, отборочных состязаниях, первенствах районов и городов.

Оба метода позволяли добиться поставленных результатов. Однако все время стоял вопрос об их регламентации. Необходимо было их все же упорядочить и организовать. Это также объяснялось необходимостью выполнения строго поставленных задач по обучению движениям и воспитанию двигательных способностей. Данная тенденция определила появление трех групп методов. Игровой и соревновательный сохранили свои позиции, а наравне с ними появились методы строго регламентированного упражнения.

Взаимодействие данных групп методов не было бесконфликтным. В одних странах, к примеру в Европе, отвергали соревновательный метод, а в других, например в Америке, были против методов строго регламентированного упражнения. Следовательно, их комплексное применение долгое время считалось неэффективным. Однако следует заметить, что каждый конкретный метод, осуществляемый сам по себе, не может рассматриваться полноценно. Только системное и комплексное применение всех методов способно обеспечить полное достижение всех задач физического воспитания в целом.

Общепедагогические и специфические методы физического воспитания: в чем разница?

бег на стадионе

В принципе их различие понятно. Оно выражается в областях применения. К специфическим методам физического воспитания относятся:

  • строго регламентированное упражнение;
  • игровая форма упражнений;
  • метод соревнования.

Именно эти методы помогают реализовывать конкретные узко направленные цели и задачи физического воспитания и развития физических качеств.

Общепедеагогические методы представлены двумя большими группами: словесные и наглядные. Несомненно эти методы также участвуют в процессе физического воспитания, однако более ценными все же являются специфические методы физического воспитания и развития.

Кроме того, применение какого-либо одного метода является неэффективным. Только комплексное использование методических принципов позволяет максимально полно осуществить поставленные цели. Далее рассмотрим подробную характеристику специфических методов и приемов физического воспитания.

Метод строго регламентированного упражнения

Каждый примененный в процессе обучения метод вносит большой вклад в реализацию поставленной цели. Однако обязательным компонентом специфических методов физического воспитания является строго регламентированное упражнение. Ведь в этом и есть отличие занятий по физической культуре. Все они построены с применением этого метода. Именно он является основополагающим. Все остальные методы выступают в совокупности с ним и дополняют его.

Сутью этого метода является выполнение физических упражнений в строго заданной форме и с определенной нагрузкой. Все упражнения имеют определенные правила и порядок действий. Именно их соблюдение является основой осуществления данного метода.

У данного метода можно выделить ряд преимуществ. Благодаря ему можно:

  • заниматься двигательной активностью в соответствии с четким планом (количество упражнений, их комбинация, порядок осуществления);
  • регулировать нагрузку (учитывая состояние здоровья и развития занимающихся, а также опираясь на поставленные цели);
  • четко следовать чередованию отдыха и нагрузки;
  • влиять на развитие конкретных физических качеств;
  • применять физические упражнения для людей различного возраста;
  • видеть динамику развития физических качеств (тяжесть в начале выполнения упражнения и появление легкости по мере его освоения);
  • осваивать и изучать физические упражнения.

Данный метод в свою очередь подразделяется на две подгруппы, а именно: обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.

Игровой метод

подвижные игры

Специфические методы физического воспитания включают в себя также метод игрового воспроизведения упражнений. Он несомненно хорош в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Даже в начале школьного обучения игра по-прежнему играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей.

Игровой метод как специфический метод процесса физического воспитания позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Этот метод, как и любой другой имеет свои особенности. К ним можно отнести:

  • игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом;
  • эта особенность выходит из первой и является ее противоположностью: с помощью игры можно развивать определенное физическое качество, достаточно подобрать определенную игру;
  • эффективное воспитание физических функций в процессе соперничества с другими;
  • формирование многих не физических качеств и сторон личности (воображение, творчество, мышление, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и пр.) за счет использования всевозможных способ достижения цели;
  • не регламентированное выполнение игровых действий, допустима импровизация;
  • формирование и развитие нравственных качеств в ключе противоборства с соперниками (взаимопомощь, сотрудничество, коллективизм, воля, дисциплинированность);
  • привитие интереса и желания развивать физические качества, создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности в ходе игры (особенно у детей).

Однако и этот метод не идеален, у него имеется существенный недостаток: ограниченность возможности изучения новых движений и отсутствие контроля за нагрузкой на организм. Это особенно пагубно сказывается на обучении детей дошкольного возраста.

Соревновательный метод

Специфические методы физического воспитания, их характеристика и особенности применения прописываются в образовательных программах. Среди них также описывается соревновательный метод. Суть метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты. Однако важно иметь в виду, что соревнующиеся должны быть подготовлены к тем упражнениям, в которых будут соревноваться.

Применение специфического метода физического воспитания в данном случае проявляется:

  • в официальных соревнованиях различного уровня (чемпионаты, отборочные соревнования, первенства);
  • как часть урока (спортивная тренировка, эстафета, физкультурно-спортивное занятие).

Благодаря этому методу можно:

  • воздействовать на проявление двигательной активности, добиваясь максимального его проявления;
  • определить уровень владения двигательными умениями;
  • добиться максимальной физической нагрузки;
  • влиять на воспитание волевых качеств.

Словесный и сенсорный методы

игра в бадминтон

Несмотря на то, что словесность и наглядность входят в состав общепедагогических методов, они также относятся и к специфическим методам физического воспитания. Благодаря им в процессе физического обучения и воспитания возможно использование широко спектра слов и чувственной информации.

Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.

А вот с помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.

Нагрузка и отдых

бегущие тени

Специфические методы процесса физического воспитания осуществляются посредством физических упражнений. Главное в них это правильно подобранная нагрузка и грамотное ее чередование с отдыхом.

Нагрузкой принято считать величину воздействия на организм. Здесь в первую очередь имеется в виду количество данного воздействия.

Обычно принято выделять стандартную и переменную нагрузку. Стандартная нагрузка одинакова в каждый период выполнения упражнения. А вот переменная нагрузка подразумевает увеличение по ходу упражнения.

Специфические методы физического воспитания и их характеристика зависит также от того постоянно ли идет воздействие нагрузки на организм, или же это воздействие имеет прерывистый характер. Прерывистый характер нагрузки обеспечивается чередованием ее с периодами отдыха.

Отдых как известно бывает пассивный и активный. Пассивный подразумевает относительный покой, без выполнения каких-либо двигательных упражнений. В то время как активный отдых - это переключение на иной вид деятельности, важно чтобы он был отличен от той, что вызвала утомление.

Специфические методы физического воспитания подразумевают использование активного отдыха. Ведь в процессе его осуществления можно продолжать развивать необходимые навыки и физические качества. Например, во время активного отдыха между гимнастическими упражнениями используется игра, направленная на развитие ловкости и скорости.

Таким образом, применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.

Порядок применения методов

виды спорта

Период овладения различными двигательными навыками подразумевает применение различных методов на различных этапах обучения. В самом начале применяются следующие методы:

  • расчлененное конструктивное упражнение (применяется в тех случаях, когда двигательное действие невозможно освоить сразу целиком - его изучают путем последовательного соединения частей);
  • целостное конструктивное упражнение (двигательное действие осваивается сразу целиком, выделяются его какие-то конкретные детали и используются подводящие упражнения, помогающие целостному овладению действием).

По мере совершенствования двигательных навыков становятся доступны к применению следующие методы:

  • избирательно-направленное упражнение (применение специальных упражнений, способствующих развитию отдельных функций и двигательных навыков; они также направлены на определенные возможности организма и на их увеличение);
  • сопряженное упражнение (одновременно развиваются и двигательные качества, и формы двигательных действий);
  • стандартно-повторные упражнения (подразумевает повторное выполнение движений без особого внесения в них изменений; это могут быть, например, постоянное прохождение дистанции с определенной скоростью или выполнение упражнений постоянно одним способом);
  • вариативное упражнение (напротив основывается на постоянном внесении изменений в ходе выполнения упражнений; это может быть усиление нагрузки, изменение интервалов между подходами или внешних условий выполнения упражнения);
  • комбинированный метод (допускает смешение различных методов и видов упражнений);
  • комплексная круговая тренировка (подразумевает последовательное выполнение 8-10 упражнений; между такими сетами могут делаться перерывы на отдых, а могут и не делаться; различные комбинации упражнений способны развивать скорость, выносливость, темп, силу. Например, беспрерывная тренировка воспитывает силу, интервальные упражнения влияют на развитие скорости и выносливости, а тренировка с одинарными интервалами отдыха - скорость и темп).

Краткие выводы

спортивные иконки

Кратко специфические методы физического воспитания можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Методы физического воспитания - это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений.
  2. Выделяют два вида методов: специфические (только для физического воспитания) и общепедагогические (для всех сфер развития).
  3. Специфические методы - методы строго регламентированного упражнения, игровой и спортивный методы.
  4. Общедидактические методы - словесные и наглядные методы.
  5. Методы строго регламентированного упражнения - обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
  6. Игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом.
  7. Суть соревновательного метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты.
  8. Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.
  9. С помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.
  10. Применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.
  11. Методы применяются в следующей последовательности: расчлененное конструктивное упражнение, целостное конструктивное упражнение, избирательно-направленное упражнение, сопряженное упражнение, стандартно-повторные упражнения, вариативное упражнение, комбинированный метод, комплексная круговая тренировка.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.