«Природа не терпит пустоты» – это выражение, которое каждый наверняка слышал не один раз. Но при этом его значение, а тем более автор, известны далеко не всем. Написанные на тему «Природа не терпит пустоты» эссе, как правило, рассматривают в моральном аспекте. Хотя на самом деле это выражение имеет непосредственное отношение к науке - физике.
Величайший мыслитель
Автор выражения «природа не терпит пустоты» – Аристотель. Этот философ жил в Древней Элладе в 4 в. до н. э. Он был учеником знаменитого мыслителя – Платона. Позже, с 343 г. до н. э., был приставлен к юному Александру Македонскому в качестве воспитателя. Аристотель основал философскую школу перипатетики, более известную под названием «Лицей».
Он принадлежал к натуралистам классического периода и имел очень большое влияние в ученой среде. Основал формальную логику, заложил фундамент для развития естественных наук. Аристотель создал систему философии, которая охватила многие сферы человеческого развития. К ним относятся:
- социологию;
- философию;
- политику;
- логику;
- физику.
Именно к последней из указанных наук имеет отношение высказывание Аристотеля «природа не терпит пустоты».
Фундаментальный трактат
Основы физики как науки были заложены величайшим мыслителем и философов в одном из его трактатов под названием «Физика».
В нем он впервые рассматривает ее не в качестве учения о природе, а как науку, изучающую движение. Последняя из категорий тесно связывается Аристотелем с понятиями времени, пустоты и места.
Чтобы разобраться, что означает утверждение Аристотеля «природа не терпит пустоты», следует хотя бы очень кратко ознакомиться с тем, о чем он говорил в своем фундаментальном трактате, состоящем из восьми книг.
Суть трактата
В каждой из его книг сказано следующее.
- Книга 1. Полемика с философами, утверждавшими, что движение невозможно. Для доказательства обратного вводятся примеры различия между такими понятиями, как форма и материя, возможность и действительность.
- Книга 2. Свидетельства существования в природе начала покоя и движения. Отделение случайного от произвольного.
- Книга 3. Отождествление природы с движением. Связь ее с такими понятиями, как время, место, пустота. Рассмотрение бесконечности.
- Книга 4. Представление о перемещении как основном виде движения, для которого место является важным фактором. Пустота и хаос – также разновидности места, хотя первую философ и считает несуществующей.
- Книга 5. Речь идет о двух видах движения – возникновении и уничтожении. Движение применяется не ко всем философским категориям, а только к качеству, количеству и месту.
- Книга 6. Утверждение о непрерывности времени, о существовании движения, в том числе и бесконечного, которое идет по кругу.
- Книга 7. Рассуждения о существовании Перводвигателя, так как любое движение должно быть чем-то инициировано. Первое из движений – перемещение, которое имеет четыре вида. Речь идет о притяжении, толкании, несении, вращении.
- Книга 8. Постановка вопроса о вечности движения и переход к парадоксам. Вывод о том, что первопричина кругового движения – это неподвижный Перводвигатель, который должен быть един и вечен.
Таки образом после краткого ознакомления с сутью трактата Аристотеля становится понятным, что выражение «природа не терпит пустоты» является неотъемлемой частью рассуждений философа об основополагающих физических понятиях и их взаимосвязи.
Отрицание пустоты
Как уже отмечено выше, именно в четвертой книге пустота и хаос трактуются Аристотелем в качестве разновидностей места. При этом пустоту философ рассматривал лишь теоретически, он не считал, что она существует в действительности.
Любое из мест характеризуют три измерения – длина, ширина и глубина. Нужно различать тело и место, так как тело может быть уничтожено, а место нет. Основываясь на своем учении о месте, философ и исследует вопрос о природе пустоты.
Спор с натурфилософами
Ее существование предполагалось некоторыми из представителей греческой натурфилософии и в первую очередь - атомистами. Их тезис о том, что без признания такой категории, как пустота, нельзя говорить о движении. Ведь если бы существовала всеобщая заполненность, то промежутка для движения у тел не было бы.
Аристотель считал этот взгляд неправильным. Так как движение способно происходить и в сплошной среде. Это можно увидеть на примере движения жидкостей, когда одна из них занимает место второй.
Другие доказательства тезиса
Кроме сказанного, признание факта наличия пустоты, напротив, приводит к отрицанию возможности всякого движения. Аристотель не видел причины для возникновения движения в пустоте, раз она и здесь, и там одна и та же.
Движение же, как видно из трактата «Физика», предполагает присутствие в природе разнородных мест. Тогда как их отсутствие ведет к неподвижности. Заключительным аргументом Аристотеля при рассмотрении проблемы пустоты является следующий.
Если предположить существование пустоты, то, придя однажды в движение, никакое из тел уже не смогло бы остановиться. Ведь тело должно останавливаться в своем естественном месте, а такого места здесь не наблюдается. Следовательно, сама по себе пустота существовать не может.
Все сказанное позволяет понять, что означает «природа не терпит пустоты».
В переносном смысле
Выражение «природа не терпит пустоты» из области науки перешло в социальную практику, и сегодня по большей части употребляется в переносном смысле. Свою популярность оно приобрело благодаря Франсуа Рабле, писателю-гуманисту из Франции, творившему в 16 веке.
В его знаменитом романе «Гаргантюа» упоминаются средневековые ученые-физики. Согласно их точке зрения, «природа боится пустоты». Это было их объяснением некоторых явлений, как, например, подъема воды в насосах. Тогда еще не существовало понимания разности давления.
Одно из иносказательных пониманий изучаемого выражения состоит в следующем. Если в человеке или в обществе сознательным образом не культивировать и не поддерживать хорошее, доброе начало, то на смену ему неизбежно приходит дурное и злое.
Сон разума рождает чудовищ
Эта испанская пословица является аналогом выражения «природа не терпит пустоты», когда оно употребляется в переносном смысле. Пословица приобрела широкую известность будучи использованной Франсиско Гойей, известным испанским живописцем 18 века, в названии одного из его творений.
Оно входит в нашумевший цикл офортов, который известен как «Капричос». Сам Гойя написал комментарий к картине. Его смысл сводится к следующему. Если разум спит, то в сонных грезах фантазии рождаются чудовища. Но если фантазия сочетается с разумом, то она превращается в прародительницу искусства, а также всех его замечательных творений.
В эпоху Гойи существовало такое представление о живописи, согласно которому она рассматривалась в качестве универсального языка общения, доступного каждому. Поэтому изначально у офорта было другое название – «Всеобщий язык». Однако художник счел его слишком дерзким. Впоследствии картина получила название «Сон разума».
Для того чтобы описать окружающую его реальность, Гойя использовал фантастические образы. Сон, который рождает чудовищ, – это состояние мира его современников. В нем царит не разум, а глупость. При этом люди не делают никаких попыток избавиться от оков страшного сна.
При утрате разумом контроля происходит его погружение в сон, человек попадает в плен темных сущностей, которых художник называет чудовищами. При этом речь идет не только о глупости и суеверии одного человека. Дурные вожди, ложные идеологии, нежелание изучать природу вещей овладевают умами большинства.
Представляется, что ко всему, о чем говорил испанский живописец, в полной мере можно применить и выражение «природа не терпит пустоты», если использовать его в иносказательном смысле.