Инерционное звено: основные характеристики и применение

Инерционные звенья являются важной составляющей теории автоматического управления. Понимание их свойств позволяет эффективно анализировать и проектировать сложные технические системы в промышленности, энергетике, на транспорте. Давайте подробно разберем, что представляет собой инерционное звено, его основные характеристики и области применения.

1. Определение инерционного звена

В теории автоматического управления под динамическим звеном понимается математическая модель, описывающая динамические свойства некоторого физического объекта или процесса. Такими объектами могут быть электрические цепи, механические системы, химические реакторы и т.д. Каждому типу динамического звена соответствует определенный вид математического описания.

Инерционное звено - это динамическое звено, которое учитывает запаздывание выходного сигнала относительно входного в результате наличия инерционности моделируемого объекта или процесса. Инерционность может быть связана с массой, теплоемкостью, электрической емкостью и другими физическими факторами объекта.

Особенность инерционного звена в том, что оно в отличие от пропорционального и интегрирующего звеньев учитывает не мгновенную реакцию на входной сигнал, а реакцию с некоторой задержкой, обусловленной инерционностью моделируемого процесса или объекта управления.

2. Виды инерционных звеньев

Различают несколько разновидностей инерционных звеньев:

  • Инерционное звено первого порядка
  • Инерционное звено второго порядка
  • Инерционно-интегрирующее звено

Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Инерционное звено первого порядка

Это наиболее распространенный и простой вид инерционного звена. Оно характеризуется одной постоянной времени и используется для моделирования различных инерционных процессов и объектов с запаздыванием реакции на внешние воздействия.

Портрет ученого

Инерционное звено второго порядка

Отличается от звена первого порядка наличием дополнительной постоянной времени. Позволяет более точно описывать сложные инерционные процессы и объекты, реакция которых запаздывает по двум независимым причинам.

Инерционно-интегрирующее звено

Сочетает в себе свойства инерционного и интегрирующего звеньев. Позволяет учесть в модели как инерционность, так и накопление входного сигнала со временем. Часто используется в измерительных системах.

Схема механизма

3. Характеристики инерционного звена первого порядка

Давайте более подробно разберем свойства наиболее распространенного инерционного звена первого порядка. К основным его характеристикам относятся:

Передаточная функция

Описывает связь между входным и выходным сигналом звена в операторной форме:

W(s) = k / (T·s + 1)

где k - коэффициент передачи звена, T - постоянная времени, s - оператор Лапласа.

Годограф

Графическое представление АЧХ и ФЧХ звена в полярных координатах. Для инерционного звена 1-го порядка годограф имеет вид полуокружности радиусом k/2 с центром в точке (0, k/2).

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

Зависимость амплитуды выходного сигнала звена от частоты входного гармонического сигнала. Показывает ослабление или усиление сигнала звеном на разных частотах.

Фазо-частотная характеристика (ФЧХ)

Зависимость фазового сдвига между входным и выходным сигналом звена от частоты входного гармонического сигнала. Характеризует запаздывание сигнала при прохождении через звено.

АЧХ и ФЧХ инерционного звена 1-го порядка можно построить аналитически или с помощью гармонического анализа модели звена в среде моделирования.

Переходная и весовая функции

Переходная функция показывает реакцию звена на входное воздействие в виде единичной ступенчатой функции. Весовая функция является производной переходной функции по времени.

Для инерционного звена 1-го порядка переходная функция имеет экспоненциальный характер, а весовая - вид односторонней экспоненты, отсекаемой при t = 0.

4. Параметры инерционного звена первого порядка

Основными параметрами инерционного звена 1-го порядка являются:

Постоянная времени (T)

Определяет инерционность звена, т.е. скорость нарастания выходного сигнала при ступенчатом входном воздействии. Чем больше T, тем больше инерционность звена и медленнее растет выходной сигнал. Размерность зависит от моделируемого процесса.

Коэффициент передачи (k)

Определяет коэффициент пропорциональности между установившимися значениями выходного и входного сигналов звена. Показывает степень усиления или ослабления сигнала звеном.

Сопрягающая частота (ωc)

Частота, на которой амплитуда выходного сигнала звена меньше амплитуды на низких частотах в 2√2 = 1,41 раза. Равна обратному значению постоянной времени: ωc = 1/T.

Частота среза (ω0)

Частота, на которой амплитуда выходного сигнала звена уменьшается в 12 = 0,707 раза по сравнению со значением на низких частотах. Для инерционного звена 1-го порядка частоты среза не существует.

Скорость нарастания выходного сигнала

Определяет, насколько быстро растет выходной сигнал звена при подаче на его вход единичного скачка. Зависит от постоянной времени T. Чем меньше T, тем выше скорость нарастания.

5. Примеры инерционных звеньев первого порядка

Простейшими примерами физических систем, которые при моделировании можно представить в виде инерционного звена 1-го порядка, являются:

  • RC и RL электрические цепочки
  • Упрощенная модель гидротурбины
  • Модель электродвигателя (постоянного тока или асинхронного)
  • Тепловые датчики (термопары, терморезисторы)

Рассмотрим некоторые из этих примеров подробнее.

RC и RL электрические цепочки

Простая электрическая цепь, состоящая из резистора R и конденсатора C (или катушки индуктивности L), обладает инерционностью, связанной с накоплением и высвобождением электрического заряда в конденсаторе (или магнитного потока в катушке).

Модель гидротурбины

В упрощенном виде гидротурбину можно представить как инерционное звено 1-го порядка, где на вход подается управляющий момент, а на выходе формируется угловая скорость вращения турбины. Инерционность обусловлена маховыми массами вращающихся частей.

Модель электродвигателя

С учетом инерционности якоря электродвигатель постоянного тока или асинхронный двигатель при моделировании можно представить как инерционное звено 1-го порядка, на вход которого подается напряжение управления, а на выходе формируется угловая скорость вращения якоря.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.