Частично-поисковый или эвристический метод обучения

Частично-поисковый или эвристический метод обучения - это метод, при котором учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новые знания в процессе выполнения поисковой деятельности.

Определение метода

Суть частично-поискового метода заключается в следующем:

  • Учебный материал не предоставляется ученикам в готовом виде, его необходимо добыть самостоятельно в процессе активной познавательной деятельности.
  • Задача учителя - сформулировать познавательную проблему, поставить учебную задачу перед учениками, наметить основные шаги в решении этой задачи.
  • Ученики под руководством педагога анализируют условия задачи, строят предположения о путях ее решения, обобщают факты, делают выводы и таким образом овладевают новыми знаниями.

Такой метод обучения называется частично-поисковым, так как поисковая деятельность учеников осуществляется под руководством учителя. Учитель лишь направляет этот поиск в нужном направлении, а не предоставляет готовые решения. Отсюда проистекают основные достоинства метода:

  1. Активизация познавательной деятельности, мышления и воображения учащихся.
  2. Прочность и осознанность получаемых знаний.
  3. Формирование умений и навыков самостоятельной поисковой деятельности.

Этапы применения частично-поискового метода

Частично-поисковый метод реализуется в следующей последовательности этапов:

  1. Постановка познавательной задачи перед учениками.
  2. Мотивация учащихся и актуализация их предварительных знаний по теме.
  3. Анализ условий задачи и построение предположений о путях ее решения.
  4. Поиск и отбор необходимой информации, фактов, средств для решения задачи.
  5. Непосредственное выполнение задания учениками, решение проблемы.
  6. Анализ полученных результатов, обобщение, формулирование выводов.
  7. Применение полученных знаний на практике, закрепление навыков.

В процессе каждого этапа педагог осуществляет управление деятельностью учащихся: направляет их мысль в нужное русло, предостерегает от возможных ошибок, помогает преодолеть затруднения. Но при этом поисковая активность исходит в первую очередь от самих учеников.

Учительница готовит сложные материалы для следующего урока

Приемы частично-поискового метода

Для реализации частично-поискового или эвристического метода учитель может использовать различные приемы, например:

  • Постановка проблемных вопросов.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Использование информационного вакуума, утаивание данных.
  • Предложение гипотез для решения проблемы.
  • Деление задания на подзадачи, этапы.
  • Сравнение, сопоставление фактов, явлений.
  • Эвристическая беседа (цепочка наводящих вопросов).

Такие приемы направлены на стимулирование активной мыслительной деятельности учеников, вовлечение их в процесс самостоятельного поиска.

Главное преимущество частично-поискового метода обучения в том, что он формирует у школьников важнейшие умения и навыки: анализировать, оценивать ситуацию, отделять известное от неизвестного, ставить познавательные цели, находить оптимальные способы решения проблем.

Эти умения крайне необходимы для полноценного развития личности и успешного обучения в дальнейшем.

Пример использования метода

Рассмотрим конкретный пример применения частично-поискового метода на уроке литературы. Тема урока: "Образ Башмачкина в поэме Н.В. Гоголя "Шинель".

  1. Учитель создает проблемную ситуацию: "Башмачкин предстает перед нами жалким, забитым человеком. Но так ли уж он безволен и слаб? Давайте разберемся".
  2. Предлагает ученикам найти в тексте свидетельства в пользу и против данного утверждения.
  3. Ученики анализируют описание Башмачкин, приводят цитаты и аргументы.
  4. Подводятся итоги: Башмачкин и вправду жалок, но проявляет твердость, когда у него появилась мечта о шинели.

Так через выдвижение противоречивых суждений и их совместный анализ учащиеся приходят к более глубокому пониманию образа героя произведения.

В данном случае учитель лишь сформулировал исходную проблему и координировал ход обсуждения. А познавательная деятельность, поиск решения исходили от самих ребят, что позволило получить осознанные и прочные знания.

Достоинства частично-поискового метода

К достоинствам частично-поискового метода обучения можно отнести:

  • Развитие познавательного интереса учащихся, мотивации к изучению предмета.
  • Активизация мыслительных процессов, воображения и творческих способностей.
  • Усвоение прочных, глубоких и осознанных знаний.
  • Формирование важных интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное и т.д.
  • Приобретение навыков исследовательской и поисковой деятельности.

Все это в комплексе способствует развитию познавательной активности и самостоятельности школьников, а значит, повышению эффективности учебного процесса.

Ограничения метода

Однако у частично-поискового или эвристического метода есть и определенные ограничения:

  1. Требует от учителя высокого педагогического мастерства, умения грамотно организовать поисковую деятельность учеников.
  2. Применим далеко не на каждом этапе урока, для объяснения нового материала подходит не всегда.
  3. Требует достаточной базы знаний и развития интеллектуальных умений у школьников.
  4. Занимает много времени по сравнению с другими методами.

Поэтому применять его нужно в меру и уместно, учитывая особенности материала и уровень класса.

Ученики обсуждают свои находки во время осенней экскурсии на природе

Сочетание с другими методами обучения

Наибольший эффект достигается при сочетании частично-поискового метода с другими методами - объяснительным, репродуктивным, исследовательским. Например:

  1. Объяснение учителем новой темы.
  2. Закрепление материала с помощью репродуктивных заданий.
  3. Применение новых знаний при решении поисковых задач.
  4. Творческие, исследовательские работы учащихся по данной теме.

Такой подход позволяет максимально задействовать сильные стороны каждого метода для достижения целей обучения.

Подготовка учителя к применению метода

Для успешного применения частично-поискового метода на уроке учителю необходимо:

  1. Тщательно продумать и сформулировать познавательную проблему, поисковое задание для учащихся.
  2. Определить необходимый уровень трудности задания, чтобы оно было доступно, но требовало определенных усилий.
  3. Продумать этапы решения проблемы, возможные затруднения учеников.
  4. Подготовить необходимые опорные средства: карточки, схемы, видеофрагменты и т.д.
  5. Спланировать приемы педагогической поддержки учащихся на каждом этапе решения задания.

Такая подготовка позволит максимально эффективно руководить самостоятельной поисковой деятельностью школьников.

Критерии оценки результатов применения метода

Для оценки результативности использования частично-поискового метода можно использовать следующие критерии:

  • Уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся при выполнении задания.
  • Количество учеников, справившихся с поисковой задачей.
  • Глубина, осознанность и прочность приобретенных знаний (проверяется отсроченно).
  • Умение учащихся применить новые знания для решения похожих задач.

Анализируя эти показатели, учитель может оценить педагогическую эффективность проведенного занятия и скорректировать дальнейшее применение метода.

Рекомендации по применению метода

Чтобы повысить эффективность частично-поискового метода, рекомендуется:

  1. Использовать метод не на каждом занятии, а достаточно регулярно, чтобы поддерживать у учащихся привычку к поисковой деятельности.
  2. Чередовать задания разного уровня сложности и творческого характера, чтобы задействовать как сильных, так и слабых учеников.
  3. Поощрять оригинальные и нестандартные решения, пусть даже и не самые верные - это стимулирует творческое мышление.
  4. Анализировать типичные затруднения учащихся и продумывать способы их предупреждения в дальнейшем.
  5. Обязательно подводить итоги поисковой деятельности, обсуждать полученные результаты, закреплять новые знания.

Применение метода во внеурочное время

Частично-поисковый метод может активно использоваться не только на уроках, но и во внеурочной работе со школьниками:

  • на занятиях факультативов, кружков, секций;
  • при выполнении учениками творческих и исследовательских проектов;
  • на интеллектуальных соревнованиях и олимпиадах;
  • в ходе экскурсий и других внеурочных мероприятий.

Это позволяет не только расширять и углублять знания школьников, но и развивать их познавательную активность, креативность, коммуникативные умения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.