Создание СНГ: новый этап в истории постсоветского пространства

Создание СНГ стало важной вехой в истории постсоветских государств. Это событие положило начало новому этапу взаимодействия стран региона. Давайте разберемся, как проходил процесс формирования Содружества, его деятельность и развитие на современном этапе.

Предпосылки создания СНГ

В конце 1980-х - начале 1990-х годов в СССР нарастали кризисные явления в экономике, политике и идеологии. Это привело к ослаблению центральной власти и усилению сепаратистских настроений в союзных республиках.

В 1990-1991 годах союзные республики начали одна за другой провозглашать свой суверенитет и независимость. Первой это сделала Литва в марте 1990 года. В августе 1991 года был предпринят неудавшийся государственный переворот с целью сохранить СССР.

Однако процесс распада Союза уже нельзя было остановить. Руководители РСФСР, Украины и Белоруссии встретились в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Создание СНГ

Официально СНГ было образовано после подписания Алма-Атинской декларации 21 декабря 1991 года. Ее подписали 11 лидеров бывших союзных республик, в том числе и прибалтийские страны.

22 января 1993 года был принят Устав СНГ, закрепивший статус организации и основные принципы ее функционирования. Были сформированы такие органы управления Содружества, как Совет глав государств, Совет глав правительств, Исполнительный комитет.

Для урегулирования вопросов безопасности было подписано Соглашение о Вооруженных Силах и Пограничных войсках. А в мае 1995 года учреждена Межпарламентская ассамблея СНГ.

В последующие годы в состав СНГ вошли практически все бывшие союзные республики, кроме стран Балтии. Наиболее активное участие в Содружестве принимали Россия, Белоруссия, Казахстан и некоторые другие страны.

Здание Верховного Совета СНГ

Цели и принципы СНГ

Согласно Уставу 1993 года, основными целями СНГ являлись:

  • развитие сотрудничества между государствами-участниками;
  • обеспечение мира и безопасности;
  • содействие экономическому развитию стран региона.

В основе СНГ лежали такие принципы, как уважение суверенитета государств-участников, невмешательство в их внутренние дела, отказ от применения силы и угрозы силой.

К сферам сотрудничества в Содружестве относились политика, экономика, экология, культура, наука, образование и другие области.

Структура и органы управления СНГ

Высшим органом СНГ является Совет глав государств. Он принимает решения консенсусом и определяет стратегию развития Содружества.

Совет глав правительств координирует сотрудничество в экономической и других сферах. Решения тоже принимаются консенсусом.

В состав СНГ также входят:

  • Исполнительный комитет - постоянно действующий орган;
  • Межпарламентская ассамблея СНГ - консультативный орган.

Кроме того, в структуре Содружества действуют отраслевые органы - советы министров иностранных дел, обороны, внутренних дел и другие.

Таким образом, в первые годы существования СНГ были заложены основы его организационной структуры и принципы функционирования.

Деятельность СНГ в 1990-х годах

В первой половине 1990-х годов основные усилия СНГ были направлены на налаживание экономических связей между государствами-участниками. Была предпринята попытка создать зону свободной торговли, однако соответствующее соглашение подписано не было.

Активно шло сотрудничество в гуманитарной сфере. Так, в 1993 году был учрежден Университет Содружества Независимых Государств, призванный готовить кадры для стран СНГ.

Межпарламентская ассамблея в эти годы приняла ряд модельных законодательных актов, направленных на гармонизацию национальных законодательств стран Содружества.

Для решения задач коллективной безопасности в рамках Объединенных Вооруженных Сил СНГ были созданы силы быстрого реагирования. Проводились также совместные военные учения.

Однако СНГ не смогло преодолеть все противоречия между входящими в него государствами. Нерешенными остались и некоторые конфликты на постсоветском пространстве.

Развитие интеграционных процессов в 2000-х годах

В начале 2000-х произошла активизация интеграционных процессов в рамках СНГ. В 2003 году было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины.

Однако из-за разногласий с Украиной оно так и не заработало. А в 2010 году к созданию ЕЭП приступили уже только Россия, Беларусь и Казахстан.

На базе ЕЭП в 2015 году был учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого удалось достичь более высокого уровня интеграции.

Во многом благодаря активной позиции России в 2000-е годы интеграционные процессы в СНГ получили новое развитие.

СНГ в 2010-х годах

В последнее десятилетие в СНГ предпринимались попытки провести реформирование организации. Обсуждались предложения по ограничению сфер сотрудничества.

Однако эти инициативы не получили широкой поддержки. Некоторые страны вообще покинули состав СНГ, в том числе Грузия и Украина.

В то же время активизировалось взаимодействие в области безопасности. Был сформирован Объединенный штаб по координации военного сотрудничества.

Устав СНГ на столе для подписания

СНГ на современном этапе

По состоянию на 2023 год в составе СНГ остаются 9 государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

В 2022-2023 годах проводились регулярные встречи глав государств и правительств Содружества. Обсуждались актуальные вопросы политического и экономического взаимодействия.

Таким образом, несмотря на определенные трудности, СНГ продолжает свою деятельность и остается важной региональной организацией.

Перспективные направления сотрудничества в СНГ

Несмотря на имеющиеся разногласия, у стран СНГ есть ряд перспективных направлений для дальнейшего сотрудничества:

  • Развитие торгово-экономических связей, формирование общих рынков товаров, услуг, капитала.
  • Реализация совместных инфраструктурных и энергетических проектов.
  • Координация действий в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и оргпреступностью.

Углубление интеграции в этих областях отвечает интересам всех участников Содружества.

Сотрудничество в гуманитарной сфере

Значимым направлением взаимодействия в СНГ остается гуманитарная сфера. Страны Содружества реализуют совместные проекты в образовании, науке, культуре, работают над сохранением общего культурно-исторического наследия.

Так, активно действует созданный в 1993 году Университет СНГ, ведется подготовка учебников по истории региона. Проводятся дни культуры стран Содружества, совместные творческие акции.

Это способствует укреплению гуманитарных связей между народами государств-участников СНГ.

Модельное законотворчество в СНГ

Важным направлением деятельности СНГ остается гармонизация законодательств стран Содружества. За годы работы Межпарламентской ассамблеей было подготовлено около 200 модельных законодательных актов.

Это касается таких сфер, как гражданское, уголовное, процессуальное право. Унификация законодательства создает благоприятные условия для интеграционных процессов в СНГ.

Роль России в СНГ

На протяжении всей истории СНГ Россия играет ключевую роль в этой организации. Именно Россия является инициатором многих интеграционных проектов в рамках Содружества.

Россия также остается главным торгово-экономическим партнером для других государств СНГ. Сохранение Содружества отвечает национальным интересам РФ в этом регионе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.