Белоснежка и семь гномов: неразлучные друзья в волшебной сказке

Сказка о Белоснежке, наверное, знакома каждому с детства. История о красивой принцессе, ревнивой мачехе и семи добрых гномах не раз вызывала воодушевление и страх одновременно. Но что это за сказка такая, откуда она взялась и о чем на самом деле повествует?

В этой статье мы поговорим о происхождении и историческом контексте сказки, проанализируем ее сюжет, персонажей и символику. Посмотрим, как менялось ее звучание с течением времени. В общем, это будет увлекательное путешествие в мир одной из самых любимых сказок!

История создания

Сказка о Белоснежке и семи гномах впервые была опубликована в 1812 году в сборнике «Детские и семейные сказки» братьев Гримм. Братья записали ее со слов молодой девушки Мари Гаспарини фон Лауэнштайн, которая была их соседкой в Касселе. Сказительница услышала историю от своей тетки в Венау.

Сюжет сказки имеет давние фольклорные корни и восходит к дохристианским временам. Мотив преследования мачехой падчерицы, отравленное яблоко, ожившение с помощью поцелуя - все эти элементы присутствуют в мифах и легендах разных народов. Например, в древнегреческом мифе о Персефоне есть сходные мотивы.

Братья Гримм несколько раз редактировали текст сказки, делая ее более литературной и менее жестокой. Так, в первой редакции королева приказывала убить Белоснежку и вырезать ей легкие и печень. А оживлял девушку не поцелуй, а толчок в спину, когда гроб с телом уронили слуги.

Старая иллюстрация: в лесной хижине девочка с гномами, а сбоку ревниво наблюдает злая королева

Литературные источники

Сказка «Белоснежка и семь гномов» вобрала в себя мотивы и образы из разных литературных и фольклорных источников. Это придало ей универсальность и многозначность. Одним из важнейших источников послужили народные сказки, бытовавшие в устной традиции. Сам сюжет о мачехе, преследующей падчерицу, и чудесном спасении героини, восходит к древним мифологическим сюжетам. Такие сказки существовали у многих народов Европы.

Образ семи гномов также имеет фольклорные корни. В германо-скандинавской мифологии гномы - это маленькие существа, живущие в пещерах в горах. Они искусные кузнецы, а также хранители сокровищ. В сказке гномы выступают как помощники и защитники Белоснежки.

Отравленное яблоко восходит к древнегреческому мифу о Парисе, который должен был отдать золотое яблоко самой прекрасной из трех богинь. Это яблоко раздора стало причиной Троянской войны. Яблоко часто символизирует искушение и грехопадение.

Зеркало как атрибут злой мачехи также имеет древние корни. В мифологии зеркало связано с иным миром и магией. У древних славян существовали поверья о зеркале как орудии нечистой силы. Некоторые исследователи усматривают в сказке отголоски древних инициационных обрядов, когда девушка проходила ритуал посвящения и «смерти», чтобы обрести новую взрослую жизнь. Это отразилось в мотивах смерти и воскрешения Белоснежки.

Помимо фольклора, на сказку повлияла и литературная традиция. Мотив завистливой мачехи присутствует в «Метаморфозах» Овидия. Сад с яблонями напоминает райский сад в поэме Данте «Божественная комедия». А описание красоты Белоснежки перекликается с сонетами Петрарки, воспевавшего возлюбленную.

Образ Белоснежки

Белоснежка - главная героиня сказки, имя которой говорит само за себя. Она олицетворяет идеал женской красоты и невинности. Ее образ многогранен и выполняет важные сюжетные и символические функции. Внешность Белоснежки подчеркнуто идеализирована. Она белоснежка, румяна, черноволоса - то есть обладает всеми признаками традиционной красоты. Мачеха завидует ей именно из-за этой красоты, что подчеркивает значение внешности для женщины в патриархальном мире.

В то же время Белоснежка обладает и внутренней красотой - она кротка, трудолюбива, послушна и бескорыстна. Она легко находит общий язык с лесными зверями, а потом и с гномами, то есть гармонично вписана в мир природы. Символично, что именно гномы - существа, близкие к земле, - становятся ее защитниками. А пробуждение после смерти происходит благодаря магии природы - поцелую. Таким образом, Белоснежка воплощает архетип «вечной женственности» - мудрой, добродетельной и гармоничной. Ее образ стал культурным символом, вдохновлявшим многих художников и поэтов.

На картине Белоснежка спит в гробу, а вокруг гномы оплакивают ее мнимую смерть

Характеры гномов

Белоснежка нашла приют и защиту у семи гномов, которые жили в лесу в небольшом домике. Эти гномы обладали разными чертами характера и внешностью. «Белоснежка и семь гномов» - одна из самых популярных сказок братьев Гримм, где впервые появились имена гномов, придуманные авторами. Перечислим их: Весельчак, Молчун, Простак, Ворчун, Чихун, Соня и Чихун.

Весельчак отличался жизнерадостным и оптимистичным нравом. Он всегда был готов развеселить компанию шуткой или прибауткой. Внешне Весельчак был полноват и носил шапку с колокольчиками, издававшими забавный перезвон при каждом его движении. Весельчак с радостью принял Белоснежку в их доме и старался развеять ее печаль после пережитых невзгод.

Молчун, как ясно из его имени, предпочитал больше слушать и наблюдать, нежели говорить. Он был задумчив и рассудителен. Когда же Молчун заговаривал, гномы прислушивались к его словам, поскольку он всегда говорил точно и по делу. Внешне Молчун выделялся своей длинной бородой и серьезным выражением лица.

Простак отличался простодушным и наивным характером. Он был доверчив и не подозревал о коварстве злой мачехи, которая в конце концов отравила Белоснежку яблоком. Простак искренне обрадовался появлению девушки в их доме и старался помочь ей во всем.

Ворчун, напротив, поначалу был недоволен тем, что Белоснежка остается с гномами. Он брюзжал и жаловался, что ее присутствие нарушает их обычный порядок жизни. Но со временем сердце Ворчуна смягчилось, и он тоже привязался к девушке.

Чихун все время страдал от насморка и чихал. Из-за этого он казался угрюмым и мрачным. Но на самом деле Чихун был добрым и отзывчивым гномом. Когда Белоснежка отравилась яблоком, именно Чихун первым забил тревогу и позвал на помощь остальных гномов.

Соня был самым ленивым из всех гномов. Он все время зевал и отличался вялым характером. Соня любил подольше поспать по утрам и отлынивал от работы в шахте. Зато Соня обладал поэтической натурой и любил музыку. Иногда он доставал свой музыкальный инструмент и играл для всех прекрасные мелодии.

Таким образом, гномы дополняли друг друга своими качествами и вместе составляли дружную «семью». Каждый из них внес свой вклад в спасение Белоснежки после отравления яблоком ее злой мачехи. «Белоснежка и семь гномов» учит нас ценить истинную дружбу и взаимовыручку.

Мачеха как символ зла

В сказке «Белоснежка и семь гномов» злая мачеха является олицетворением зла, жестокости и коварства. У нее нет имени, она просто «мачеха», что подчеркивает ее архетипичность как сказочного антагониста, противостоящего добру и красоте в лице Белоснежки. Мачеха изображена как очень красивая, но гордая и тщеславная женщина. Ее тщеславие переходит в нездоровую одержимость своей внешностью: каждый день она подолгу смотрится в волшебное зеркальце и спрашивает, кто на свете самая красивая. Когда зеркало начинает называть Белоснежку прекраснее ее самой, мачеха впадает в ярость от ревности.

Далее она проявляет крайнюю жестокость, дважды пытаясь лишить Белоснежку жизни. Сначала она приказывает охотнику отвести девушку в лес и убить, а в доказательство принести ее легкое и печень. Затем, переодевшись старушкой, сама приносит Белоснежке отравленное яблоко.

Таким образом, мачеха наделена такими чертами зла, как тщеславие, зависть, ревность, обман и неумолимая жестокость. У нее нет и капли жалости или сострадания к падчерице. Белоснежка как будто становится для нее навязчивой идеей, не дающей ей покоя и успокоения. Целью мачехи является не только физически устранить Белоснежку, но и доказать свое превосходство, вернув «титул» самой красивой женщины на свете. Ради этого она готова на любые уловки и преступления.

В финале сказки за свои злодеяния она подвергается жестокой каре: ей накалывают на ноги раскаленные железные башмаки, и она вынуждена танцевать в них до тех пор, пока не умрет. Это справедливое возмездие со стороны короля и его придворных за все ее преступления в отношении Белоснежки.

Таким образом, мачеха в «Белоснежке» выступает однозначно отрицательным персонажем, олицетворяющим собой бездну человеческого зла. Она противопоставлена положительным героиням сказки: невинной Белоснежке и доброй королеве (матери Белоснежки), — воплощающих красоту, добродетель и непорочность.

Символика яблока и зеркала

В сказке «Белоснежка и семь гномов» важную символическую роль играют два предмета — отравленное яблоко и волшебное зеркальце. Эти вещи несут глубокий подтекст и отражают ключевые идеи этой сказки братьев Гримм.

С одной стороны, красное отравленное яблоко — это орудие коварного зла, к которому прибегает мачеха, чтобы избавиться от Белоснежки. Это яблоко лишает девушку жизни, погружая ее в мнимую смерть. В то же время само яблоко символизирует соблазн, которому Белоснежка невольно поддается.

В христианской традиции яблоко является «плодом грехопадения» Адама и Евы. Мачеха искушает Белоснежку запретным яблоком, как когда-то змей-искуситель искусил Еву. Так яблоко обретает значение первородного греха.

Однако в итоге это яблоко не губит, а возрождает Белоснежку к жизни. Принц, увидев ее мертвой в гробу, не может смириться с ее утратой и забирает с собой. И тут происходит чудо — яблоко выпадает у Белоснежки изо рта, девушка оживает, а злодеяния мачехи разоблачаются. Таким образом, с одной стороны, яблоко — орудие темных козней, а с другой — залог счастливого финала сказки. Оно многозначно по своей природе.

Другим важным символическим образом выступает в сказке волшебное зеркальце мачехи. В нем она ежедневно любуется своей красотой и спрашивает, нет ли на свете девушки прекраснее ее. И когда зеркальце вдруг называет Белоснежку «прекраснейшей из всех», мачеха приходит в ярость от ревности. Так зеркало выполняет функцию некоего магического «детектора лжи», бесстрастно констатируя истину о красоте Белоснежки. Мачеха не в силах это вынести, ибо зеркало разрушает ее тщеславные заблуждения о собственном превосходстве в красоте.

Кроме того, это зеркало является отчасти «виновником» всех последующих бед, так как именно после его «приговора» мачеха начинает преследовать Белоснежку. Так зеркальце запускает роковую цепь трагических событий сказки. Однако, как и в случае с яблоком, благодаря зеркалу торжествует справедливость: в финале сказки мачеха наказана, а Белоснежка обретает счастье. Так оба этих предмета-символа в конечном счете работают на светлые силы добра.

Гендерные роли

Сказка «Белоснежка и семь гномов» демонстрирует типичные для патриархального общества гендерные роли и стереотипы. Женские персонажи четко разделены на положительных и отрицательных. Главная героиня Белоснежка воплощает идеал невинной, послушной и домовитой девушки. Она скромна, трудолюбива, аккуратна, любит чистоту и порядок. Белоснежка с радостью ведет хозяйство для семи гномов — стирает, убирает, готовит. Так она соответствует патриархальной модели «хорошей жены».

Ее мачеха, наоборот, показана эгоистичной, тщеславной и жестокой женщиной. Ее красота и власть оборачиваются проклятием как для нее самой, так и для Белоснежки. Мачеха — предупреждение об опасности чрезмерного женского честолюбия и эмансипации. Лишь мать Белоснежки, добрая королева, соответствует «правильной» женской роли — кроткой и любящей. Но ее образ остается в тени, это скорее некий отзвук прошлого счастья.

Что касается мужских персонажей, здесь тоже прослеживается традиционное разделение. Гномы, приютившие Белоснежку, выполняют роль защитников слабой женщины. При этом у каждого гнома есть строго определенная социальная функция в их «семье». В финале на помощь приходит принц — сильный, благородный и решительный мужчина. Он спасает Белоснежку и женится на ней, подчиняя ее своей власти, как и полагается в патриархальных нормах.

Таким образом, «Белоснежка», несомненно, является глубоко традиционалистской сказкой с четким разделением гендерных ролей. Девушки должны быть скромными и послушными, а мужчины — сильными защитниками и опорой семьи. Конечно, современному читателю это может показаться архаичным и даже оскорбительным, однако для своего времени сказка полностью соответствовала господствовавшим ценностям и идеалам.

Мораль сказки

Хотя «Белоснежка и семь гномов» является в первую очередь увлекательной и поучительной историей, ориентированной на детскую аудиторию, в ней заложены важные моральные посылы, имеющие универсальное значение. Один из главных моральных уроков состоит в том, что добро рано или поздно побеждает зло. Белоснежка оказывается в тяжелом, почти безвыходном положении по вине злодейки-мачехи. Но в конце концов девушке на помощь приходят добрые силы в лице семи гномов, а затем принца, которые спасают ее от смерти. Мачеха же понесла заслуженное наказание.

Другой моральный посыл — не судить людей только по внешности и первому впечатлению. На первый взгляд гномы кажутся нелепыми и смешными, но на самом деле они добрые и отважные существа. А очаровательная старушка оказывается коварной мачехой в ее обличье. Так сказка учит нас видеть подлинную сущность за внешними явлениями.

Еще один посыл — это ценность настоящей дружбы, которую проявляют по отношению друг к другу гномы, а также дружбы между гномами и Белоснежкой. Семеро гномов принимают Белоснежку в свой дом как родную, бескорыстно помогают ей в трудных ситуациях. Когда же сама Белоснежка оказывается в беде, все гномы приходят к ней на помощь, не жалея сил и средств ради ее спасения.

Кроме того, в сказке ярко проявляется моральный принцип справедливого воздаяния за добро и зло. Мачеха, которая дважды пытается убить Белоснежку, в итоге сама погибает жестокой смертью. А кроткая Белоснежка обретает счастье на всю оставшуюся жизнь. Так показана неотвратимость наказания злодеев и награды достойным людям.

И наконец, сказка несет нравственный посыл о ценности жизни и торжестве истинной любви. Не случайно принц оказывается способен «оживить» Белоснежку, вызволив ее из мнимой смерти. Так любовь его побеждает силы зла и дает героине новую жизнь.

Отражение эпохи

Сказка «Белоснежка и семь гномов», записанная братьями Гримм, отразила дух и ключевые тенденции эпохи своего создания. Это было время переходное, сложное, полное социальных потрясений, когда устои Средневековья постепенно разрушались, а стремительно набирало силу Новое время с новыми принципами и ценностями.

Социальное неравенство оставалось резко выраженным. Простой народ был обременен бедностью и несправедливостью, в то время как короли, принцы и дворяне вели роскошный образ жизни. Крестьянские восстания жестоко подавлялись, об отмене крепостного права не могло быть и речи. Вместе с тем в сознании людей утверждалась новая этика — индивидуализм, дух предпринимательства и рационализма, которые постепенно размывали веру в прежние ценности — сословность, традиции, религиозное предназначение и т.п.

Все эти масштабные социальные сдвиги нашли отражение в сказке. С одной стороны, в ней еще очень сильны средневековые мотивы. Это идеальные образы благородных девушек (Белоснежка, ее мать), мудрый король как отец народа, феодальный уклад жизни при дворе, мистика и волшебство.

Но с другой стороны, в сказке звучат новые ноты, веяния индивидуализма и буржуазного общества. Это гномы как независимые самодостаточные личности, ведущие, по сути, мещанский образ жизни, когда каждый зарабатывает только для себя и своей «семьи», а не служит феодальному господину.

Двойственность эпохи проявляется и в самом сюжете сказки. С одной стороны, злая мачеха жестоко наказана по старым феодальным законам — прилюдной пыткой и казнью. Но, с другой стороны, Белоснежка и принц венчаются и уезжают в его замок, где будут жить долго и счастливо, наслаждаясь комфортом и роскошью — как представители зарождающегося буржуазного мира.

Таким образом, сказка соткана из переплетения двух эпох — уходящего Средневековья с его ценностями и расцветающего Нового времени с его идеалами. Впереди религиозный аскетизм уступит место земным радостям, а права личности затмят права рода и корпораций. Сказка как бы заглядывает через призму фантазии в эту грядущую эпоху.

Сказка в массовой культуре

За почти двухвековую историю сказка «Белоснежка и семь гномов» прочно вошла в мировую массовую культуру. Ее сюжет, образы и символы глубоко укоренились в сознании миллионов людей разных поколений по всему земному шару. Эта сказка легла в основу множества литературных, музыкальных и художественных произведений. Среди них всемирно известный полнометражный мультфильм студии «Уолт Дисней» 1937 года «Белоснежка и семь гномов». Именно его визуальный стиль задал канонический облик главных героев.

Также на основе этой сказки был поставлен целый ряд художественных и музыкальных фильмов, в том числе «Белоснежка» с Кристен Стюарт в главной роли (2012), оперы, балеты и мюзиклы. Сказка перенесена и в современные медиаформаты: комиксы, манга, компьютерные игры и др. Образы Белоснежки, семи гномов и злой королевы прочно вошли в массовое сознание и поп-культуру. Их узнают и безошибочно ассоциируют со сказкой даже те, кто никогда ее не читал. Эти персонажи регулярно фигурируют в социальной рекламе, иронических мемах и карикатурах.

Само имя «Белоснежка» стало нарицательным и часто используется по отношению к молодым девушкам с очень бледной кожей. А устойчивое словосочетание «зеркало, зеркало, скажи» вошло в разговорную речь как ироничная отсылка к тщеславию. Помимо художественных произведений, сказка активно коммерциализируется. Персонажи «Белоснежки» широко используются в рекламе игрушек, сладостей, косметики, бытовой химии и других товаров повседневного спроса. Продаются тематические книги, одежда, посуда с изображениями этих героев и т.д.

Экранизации

Первая экранизация сказки «Белоснежка и семь гномов» была выпущена студией Walt Disney в 1937 году. Этот полнометражный мультфильм стал первым в истории анимации и положил начало золотому веку Disney. Фильм получился очень красочным и музыкальным, с яркими персонажами. Особенно запоминающимся стал образ злой королевы-мачехи. «Белоснежка и семь гномов» не раз экранизировалась и в игровом кино. Одна из самых известных экранизаций вышла в 2012 году с Кристен Стюарт в главной роли. Эта версия отличалась более мрачным и современным подходом, с элементами экшена. Также существует множество менее успешных экранизаций сказки, в том числе сериалов и телефильмов.

Несмотря на многочисленные экранизации, именно мультфильм Disney 1937 года остается самой популярной и узнаваемой версией «Белоснежки» для нескольких поколений зрителей. Он задал высокую планку для последующих интерпретаций классической сказки братьев Гримм.

Театральные постановки

Сказка «Белоснежка и семь гномов» неоднократно ставилась на театральной сцене по всему миру. Первая известная постановка датируется 1912 годом и принадлежит режиссеру Вальтеру Ройтеру. Это был пантомимный спектакль с музыкальным сопровождением. В дальнейшем ставились цирковые представления, мюзиклы, балеты.

Одна из самых знаменитых постановок «Белоснежки» принадлежит Большому театру. В 1981 году хореограф Олег Виноградов поставил на сцене театра балетную версию сказки. Этот спектакль с успехом идет по сей день. За 40 лет было дано более 450 представлений. В главных ролях выступали такие звезды балета, как Екатерина Максимова, Нина Семизорова, Светлана Захарова.

Зарубежные театры также не обходят сказку братьев Гримм стороной. Особенно часто ее ставят в мюзикльном жанре. На Бродвее шел спектакль «Белоснежка и семь гномов: Мюзикл», состоялся тур по США. В 2020 году в Лондоне прошла премьера мюзикла «Белоснежка и проклятое королевство». Также популярны кукольные спектакли для детей.

Театральные постановки позволяют по-новому взглянуть на классическую сказку, дополнить ее музыкой, танцами, современными спецэффектами. Благодаря этому история продолжает радовать новые поколения зрителей уже более 100 лет.

Пародии и переосмысления

Как и многие популярные произведения, сказка «Белоснежка и семь гномов» не раз подвергалась пародированию и переосмыслению. Сюжет и образы сказки часто используются в сатирических целях или для создания новых интерпретаций с интересным поворотом.

Также существуют переосмысления сказки в духе фентези или ужасов - артхаусный фильм «Белоснежка: Месть гномов», роман «Зеркальная Белоснежка» с мистическим сюжетом. Эти произведения представляют гномов и королеву злыми существами, меняют расклад персонажей. Несмотря на вольное обращение с первоисточником, многие пародии и переосмысления популярны у зрителей и читателей.

Актуальность в наши дни

Сказка «Белоснежка и семь гномов», несмотря на свой почтенный возраст, остается популярной в современной культуре. Она легла в основу моды, дизайна, музыки. Ее образы вдохновляют на создание новых произведений искусства, а сама история продолжает вызывать интерес в обществе.

Помимо мультфильма Disney, который знают все поколения, в последние годы бренд «Белоснежки» активно используется компаниями для создания одежды, косметики, сувениров, игрушек. Также сказка переосмысливается в новом ключе в литературе и кино. Например, в романе «Зеркальная Белоснежка» и фильме «Белоснежка: Месть гномов», о которых упоминалось ранее.

В целом, образы, символика и посыл сказки по-прежнему находят отклик в сердцах людей разных поколений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что она еще долго будет оставаться частью массовой культуры, переосмысливаясь в новых вариациях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.