Что такое IPO и во сколько оно обходится эмитенту

IPO – это самый первый публичный выпуск акций компании, который осуществляется, как правило, через биржевые площадки. Эта достаточно модная аббревиатура пришла к нам из западной практики. Однако сам процесс регулируется российским законодательством, в частности, законом «О рынке ценных бумаг». В нем установлены такие процедуры, как оформление решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, требования к формам, удостоверяющим права, обозначены процедуры эмиссии, государственной регистрации, требования к проспекту и др. Все этапы выпуска должны соответствовать этому закону и другим нормативным актам (в том числе утвержденным Федеральной службой по финансовым рынкам).

что такое ipo

Что такое IPO по своей сути? Можно сказать, что в основном это программа представления акций компании потенциальным инвесторам таким образом, чтобы ценные бумаги последних заинтересовали - и они их купили. Сторонами в этом процессе является фирма-эмитент, андеррайтеры, лид-менеджеры (как правило, это банки), биржевая площадка и иные лица. Ключевую роль играют андеррайтеры, которые за определенное вознаграждение гарантируют, что такое IPO состоится.

ipo это

Перед тем как произвести публичный выпуск, компания должна определенным образом зарекомендовать себя экономически. Для этого у нее должна быть привлекательная финансовая отчетность за несколько лет и хорошие перспективы для развития, потому что каждый инвестор заинтересован в надежных и прибыльных вложениях. Если предприятие широко известно своей продукцией, имеет реализованные вексельные программы, выпускала облигации, то вероятность удачного размещения акций повышается. К тому же «известность» позволяет провести первую публичную эмиссию с минимальными издержками на организацию. Initial public offering предполагает размещение акций на бирже, поэтому эмитент также должен знать, насколько он соответствует требованиям той или иной площадки – от российской ММВБ-РТС до зарубежных NYSE или LSE.

Финансовая и иная информация передается лид-менеджеру, который готовит информационный меморандум и организует для предприятия так называемое роад-шоу. В его ходе проводятся встречи с потенциальными покупателями акций, представляется компания и распространяется информация о том, что такое IPO будет производиться в определенные даты. Также lead-manager подбирает совокупность андеррайтеров, исходя из того, какие у последних имеются базы инвесторов, насколько хорошая репутация, какова стоимость услуг.

Ценные бумаги в рамках IPO могут размещаться следующими методами:

  1. Метод фиксированной цены. Этот способ обеспечивает максимально равный доступ для всех инвесторов, которым нужно только выбрать, сколько ценных бумаг покупать.

  2. Аукцион. В этой ситуации акции продаются в первую очередь тем, кто может больше заплатить.

  3. Книжный метод, который является наиболее распространенным. Смысл процедуры заключается в том, что в рамках роад-шоу собирается информация о предпочтениях инвесторов. Потом андеррайтеры оформляют книгу заказов, устанавливают цену и распределяют акции. При этом в ряде случаев риск неразмещения полностью ложиться именно на посредника, т.к. он выкупает определенный пакет акций на себя.

initial public offering
Что такое IPO - с точки зрения затрат для компании? Эксперты отмечают, что это достаточно дорогостоящий процесс, т.к. услуги посредников могут обойтись в 3% от суммы эмиссии, а дополнительные затраты на юристов, аудиторов, рекламные агентства могут составлять около 1,5 млн. долларов для России и более 2,5 млн. для зарубежных размещений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.