Если попытаться очень доступно объяснить, что такое саспенс в кинематографе, то можно сказать – это когда «дух захватывает», когда шепчешь герою: «Не иди туда!» или же «Обернись!», подпрыгивая в кресле. Это неумолимое нарастание напряженного тягостного ожидания, некое экстраординарное беспокойство, тревога, возникающая у смотрящего. В ярко выраженные «сапенсовые моменты» зрительская аудитория оказывается вовлеченной в происходящее действо. Созерцатель переживает так, будто сейчас ему, а не персонажу фильма угрожает опасность, будто он самый что ни на есть непосредственный участник всех событий, разворачивающихся в киноленте. То есть значение термина – это «невесомое», «подвешенное» состояние индивидуума, вызванное происходящим на экране действом. При этом имеется в виду не подвешенность в пространстве, а, скорее, во времени. Многие режиссеры частенько ломают голову над тем, как добиться саспенса, а нужно всего лишь стать «повелителем времени», то есть уметь сжимать или растягивать время, менять восприятие его зрителем.
Происхождение и использование
В английском языке слово существует с пятнадцатого века, кстати, с ударением на второй слог. Термин имеет латинские корни и произошел от suspensus (дословно «подвешенный»). И только в 1952 понятие впервые употребили для обозначения жанра: suspense story, suspense thriller, suspense novel. Преимущественно его используют в фильмах ужасов, триллерах и криминальных боевиках, все то, что называлось раньше «остросюжетным кино». Но современность вносит поправки, и сейчас трудно найти жанровую киноленту, которая не содержала бы данного приема. Ведь он один из самых ярких и сильных методов, позволяющих заинтриговать, захватить и удержать зрительское внимание.
Примеры в авторском кино
Разобраться наверняка в том, что такое саспенс, можно просмотрев некоторые авторские кинопроекты. Например, фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение», он в большинстве построен именно на данном приеме, не лишним будет упомянуть и «Сталкера», эту картину и к триллерам можно причислить. Стоит заметить, что в немом кино также использовали саспенс. Что это было возможным, доказывает картина братьев Люмьер «Прибытие поезда», бесспорно зрители в тот момент более чем максимально вжились в происходящее на экране. Фильмы Тода Браунинга «Вне закона» (1920 г) и Фреда С. Ньюмейера «Наконец в безопасности!» (1923 г) также послужат идеальным доказательством данного факта.
Король ужаса, эталон триллера
Непревзойденный мастер Ужасов – Альфред Хичкок заслуженно считается королем саспенса, его творческий стиль безвозвратно разделил кино на элитарное и массовое. Этот англо-американский режиссер, ярый любитель детективов и всем известного Зигмунда Фрейда, создал эталон триллера. Об пресловутом авторском стиле Хичкока говорит целая плеяда похожих киноработ, позволяющих отличить их от картин других режиссеров. Стиль мастера проявляется в повторении определенных сюжетных мотивов, способов подачи материала зрительской аудитории, неординарная техника съемок и даже типаж актеров. Великий маэстро напряженности и нагнетания заставил трепетать от страха миллионы зрителей. Его работа «Жилец» (1926г.) считается первоисточником саспенса. Отвечая по Хичкоку на вопрос: «Саспенс - что это?» - можно сказать, что для достижения эффекта нагнетания напряженности зритель должен знать гораздо больше, чем знает несчастный герой.
Другая версия
В другой версии развития саспенса как жанра, его основоположником называют Дэвида Льюэлина Уорка Гриффита, американского режиссера, сценариста, актера, продюсера. Аргументы достаточно весомы – он первый стал использовать крупный план для достижения особого драматического эффекта, уделять пристальное внимание деталям, придающим картине реалистичности и позволяющим зрителю проникнуться сочувствием к героям, вжиться в происходящее. Также Дэвид первым творчески и внимательно отнесся к параллельному монтажу. За период с 1909 по 1912 год он снял целую серию короткометражных фильмов по единой линии сюжета – триллеры с волнующим эффектом появления помощи в самый последний момент: «Едва избежав опасности», «Меньшее из зол», «Телеграфистка из Лондейла», «Девушка и верность». Даже по названию некоторых можно однозначно утверждать – саспенс. Что это ничто иное подтверждает не только параллельный монтаж, а и тот факт, что в кульминационный момент кадры становятся все короче и короче, именно так нагнетая то самое пресловутое напряжение. Стоит заметить, что если Хичкок превратил данный прием в свой фирменный знак, Гриффит скорей использовал его неосознанно, по наитию.
«Цифровая революция» и жанр мокьюментари
Сегодня жанр саспенс, взяв на вооружение мокьюментари и достижения цифровой революции, эволюционирует. Создание эффекта присутствия, реалистичности еще более эмоционально затрагивает зрительскую аудиторию. Традиционные техники, описанные выше, перестают работать, впрочем, как и фильмы, выполненные в стиле «утраченных пленок». Те приемы, которые использовал Хичкок, у современного зрителя вызывают не панику, а улыбку или же взрывы хохота. В сапенс-сценах режиссеры все чаще и чаще используют иронию и юмор для разрядки, такой прием (сочетание комедийных и остросюжетных сцен) часто можно встретить в популярных ныне молодежных хоррорах. Вот такой современный саспенс. Что это плохо - утверждать не стоит, время все расставит на свои места.