Страна, имеющая выход в море, также должна иметь боеспособный флот, чтобы защищать свои берега. Так было всегда, начиная с гребных кораблей Древнего мира и заканчивая современными фрегатами, авианосцами и подводными лодками. Фрегат «Адмирал Касатонов» является представителем новой эры в российском кораблестроении.
Проект 22350
Создание нового поколения судов военно-морского флота России – это потребность сегодняшнего дня. Современный фрегат сочетает в себе противолодочные и артиллерийские характеристики боевого корабля. Он более универсален, быстр и многофункционален. На таком судне можно решать вопросы безопасности страны, проводя военную атаку на противника как находящегося под водой и в воздухе, так и на воде, и на суше.
Примером подобного боевого корабля является фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Техническое обеспечение фрегата позволяет вести массированный огонь как вблизи берега, так и в отдаленных морских зонах.
По данному проекту флот России пополнится 20 новыми сторожевыми кораблями класса фрегат. Их отличительными чертами будет боевая мощь, большая скорость и многофункциональность.
В 2003 году был заложен проект 22350. «Адмирал Касатонов» является вторым фрегатом, строительство которого было заложено в 2009 году. В феврале 2006 года была начата постройка первого боевого корабля – «Адмирал Горшков».
Адмирал Касатонов
Владимир Афанасьевич Касатонов родился в Петергофе в 21.07.1910 г. С 1927 года началась его служба в военно-морском флоте СССР, за его плечами военно-морское училище имени Фрунзе, командирские курсы отряда подводного плавания, служба на подводной лодке в Балтийском округе, командование дивизионом. В Великую Отечественную войну Владимир Афанасьевич служил начальником оперативного управления в главном штабе морского флота. В 1945 году ему за заслуги присвоено звание контр-адмирала.
Последующая карьера контр-адмирала Касатонова – это ответственные посты в ВМФ, участие в оказании помощи Северной Корее, присвоение звания адмирала в 1955 г. За заслуги перед страной в период карибского кризиса адмиралу Касатонову в 1965 г. присвоено звание адмирала флота, а в 1966-м – звание Героя Советского Союза, орден «Ленина» и медаль «Золотая Звезда». Умер и похоронен адмирал Касатонов в Москве на Новодевичьем кладбище в 1989 г.
Династия Касатоновых
Сын и внуки Владимира Афанасьевича продолжили славную династию военных моряков. Они присутствовали на торжестве по случаю закладки нового фрегата. Так, внук великого героя, контр-адмирал Касатонов Владимир Львович, командовал ракетным крейсером «Петр Великий», а сын по стопам отца стал адмиралом флота. Фамилия Касатонов самая известная среди моряков российского флота, а сам Владимир Афанасьевич стал не только героем страны, но и основателем великой военной династии.
Фрегат «Адмирал флота Касатонов», названный в честь Героя СССР, является вторым из серии сторожевых кораблей по проекту 22350.
Закладка фрегата
Старинный обычай торжественно отмечать закладку строительства нового судна предполагал изготовление закладной доски с датой начала постройки. Также это могли быть отчеканенные монеты в год закладки нового судна и официальный документ с указанием даты, имен заказчика и исполнителя проекта.
Фрегат «Адмирал Касатонов» также прошел традиционную закладку памятной доски. Александр Ушаков – начальник «Северной верфи» - огласил, что судно заложено 26.11.2009 в Санкт-Петербурге на «Северной верфи» Судостроительного завода под номером 922 по проекту 22350. Разработчики фрегата - инженеры-судостроители верфи. Доску завернули в фольгу и ткань из асбеста, а затем уложили в закладной блок. По мере строительства она окажется в машинном отделении судна.
Закладка второго фрегата «Адмирал Владимир Касатонов» в столь короткие сроки символизирует направленность руководства России к полной модернизации военного флота, о чем свидетельствует масштаб проекта 22350.
Освещение строительства
Еще один торжественный обряд перед строительством нового судна - это освещение места закладки и благословение строителей, которые будут им заниматься. Этот обряд был совершен настоятелем Свято-Никольского собора, который известен всем морякам и их близким. Именно здесь проходят службы перед отправкой моряков в поход, а их родственники ставят свечи за их здравие и благополучное возвращение домой.
Отец Богдан освятил верфь и закладную доску и выступил с напутствием работникам с надеждой и любовью свершать свои дела. Фрегат «Адмирал флота Касатонов» был заложен с соблюдением всех славных морских традиций, что дает основания верить, что его строительство и спуск на воду пройдут так, как запланировано проектировщиками. По плану спуск нового фрегата на воду должен был пройти в 2012 году.
Техническая характеристика фрегата
Все корабли, входящие в проект 22350, «Адмирал Касатонов» в том числе, имеют похожие технические данные:
- водоизмещение судна 4500 тонн;
- длина корпуса 130 м;
- ширина фрегата 16 м;
- осадка 4,5 м;
- скорость судна 30 узлов;
- оснащение – ракетная установка «Калибр-НК», в которую входят боеголовки «Оникс» и «Калибр», имеющие возможность поражать цели как на воде и на суше, так и в воздухе;
- в состав авиационного снаряжения фрегата входит вертолет;
- противолодочная оборона состоит из комплекса «Пакет»;
- артустановка, ракетно-зенитный комплекс и две ракетно-артиллерийские системы «Палаш» - далеко не полный список оснащения фрегата.
По всем параметрам это совершенно новый вид боевых кораблей, способных выполнять множественные боевые задачи. Первый фрегат «Адмирал Горшков» уже успешно проходит испытания на воде, а спуск второго состоялся в 2014 году.
Спуск на воду второго фрегата
Фрегат «Адмирал Касатонов» был торжественно спущен на воду 12.12.2014 года. Он еще не оснащен боевыми установками и радарами, но полностью готов к тому, чтобы пройти первоначальное испытание на воде.
Проверка работы машинного отделения, маневренность корабля требуют времени. Только после первичных проверок прочности суда можно проводить установку полного боекомплекта и радаров. После этого начинается следующий этап испытаний, проверка его боеготовности и маневренности при полном оснащении.
Пройдя эти испытания, корабль можно передавать в состав военного морского флота для несения боевой службы.
До проекта 22350 российский флот не обладал кораблями такого уровня. Это суда сторожевого типа, полностью приспособленные для многофункциональных действий, например, охраны берегов, их защиты, ведение ближнего и дальнего боя, предотвращение авиационных нападений и «ударов» из-под воды.
Ракетные установки и другая оснащенность фрегата полностью отвечают всем требованиям современного боевого корабля.
Северная верфь
Судостроительный завод «Северная верфь» был основан как «Путиловская верфь» в 1912 году. За сто лет работы этого производства им построено и спущено на воду более 400 кораблей различного класса.
На самом деле, строительство судов на «Путиловском» заводе началось еще в 1889 году, когда там впервые были поставлены эллинги из дерева для постройки надводных кораблей типа миноносец.
Следующий этап - это создание дополнительных верфей для постройки минных крейсеров, а еще позже, в 1910 году, был заложен, а в 1911 спущен на воду первый эсминец с паровыми турбинами.
Славная история производства «Северная верфь» помогла ему выиграть тренд на постройку фрегатов по проекту 22350 для российского военно-морского флота. Два корабля из этого проекта уже спущены на воду и проходят испытания. Один из них - это фрегат "Адмирал Касатонов".