Как получить дополнительно образование в школе? Программа дополнительного образования в школе

Дополнительное образование – это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

дополнительно образование в школе
Образование в школе также может обеспечивать такие цели за счёт внедрения специальных курсов и лекций. Среди учреждений, в которых реализуются программы дополнительного образования, выделяют такие: общеобразовательные (дворцы детского и юношеского творчества, станции юного натуралиста), профессиональные (школы искусств), спортивные, технические, научные, социальные организации, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Но здесь эти программы являются уже основными и фундаментальными. Вот чем школа дополнительного образования детей отличается от обычного учебного заведения.

Основные задачи секций и кружков

Программа дополнительного образования в школе исполняет функции так называемого социального лифта: благодаря ей человек развивается, обретает новые навыки. Она открывает альтернативные возможности для реализации творческих инициатив учеников. Кроме того, исполняет ещё ряд важных функций:

  • обеспечивает школьникам возможности дополнительного совершенствования личности;
  • позволяет ученикам общаться и обмениваться опытом в определённой специфической сфере деятельности;
  • упрощает использование школьниками возможностей окружающей социокультурной среды;
  • укрепляет мотивацию личности ребёнка к умственной и творческой деятельности;
  • выявляет одарённых детей, требующих более интенсивного развития;
  • создаёт благоприятные условия для ранней профессиональной ориентации школьников.

программа дополнительного образования в школе
Кроме того, среди задач учреждений дополнительного образования — социальная адаптация детей с ограниченными физическими возможностями.

Актуальность выбора

Родителям очень важно проанализировать весь перечень дополнительных занятий. И выбрать именно те, которые не только понравятся малышу, но и будут развивать его творческие способности и таланты. Ведь очень важно, чтобы они стали своего рода отдыхом от школы, а не учёбой дополнительно. Образование в школе часто утомляет ученика, поэтому стоит взвесить все за и против и подумать: действительно ли ребёнку нужен факультатив. Если вы решили обязательно отдать малыша в школу дополнительного образования, но пока не знаете, какую именно направленность выбрать, стоит обратить внимание на самые популярные варианты.

Школа искусств

На неё следует обратить внимание в первую очередь. Ведь традиционно заведением, позволяющим получить начальное образование в сфере культуры, является именно школа искусств. Дополнительное образование такого плана многим школьникам позволяет сделать первые шаги на пути стремительного творческого роста вплоть до получения определённой профессии. Здесь ученикам предоставляется возможность научиться играть на выбранном инструменте, изучать сольфеджио (курс теории), историю музыки, основы анализа музыкальных произведений. Более того, все дети в обязательном порядке обучаются игре на фортепиано, поют в хоре и выступают в составе ансамбля.

школа дополнительного образования детей
Музыкальная школа позволяет посещать факультативные занятия творческого направления по композиции и аранжировке. После окончания школы ребёнок обычно умеет грамотно исполнять музыкальные произведения, имеет чувство ритма. Стоит отметить, что занятия в школе искусств требуют от учеников если не гениального таланта, то особенной выдержки и самообладания. Ведь результаты зачастую появляются только через несколько лет настойчивых систематических занятий в той или иной творческой сфере. Несмотря на это, художественно-эстетическое заведение, школа искусств, порождает многогранные возможности для творческого обогащения личности ребёнка.

Спортивные секции

Они не менее важны. Занятия спортом активно содействуют общему физическому развитию школьника, укрепляют и закаляют его здоровье. На тренировках вырабатывается мышечная сила, ловкость и координация движений. Кроме отмеченного аспекта, юные спортсмены отличаются большей выдержкой, упорством, повышенной уверенностью в себе. У них развиваются навыки переносить болезненные ощущения, побеждать неуверенность, страх, учиться работать в команде.

детские школы дополнительного образования
Посещение спортивных секций особенно полезно для мальчиков, помогает им выплёскивать накопившуюся за время сидения на школьных уроках лишнюю энергию в наиболее пригодной для этого форме.

Изучение иностранных языков

Такие факультативы чаще открывают при школах. Ведь обучение в них не требует никакой специфической материально-технической базы, зато способности к изучению языков имеются у всех людей без исключения. Стоит только проявить немного выдержки и усидчивости. Ведь каждому из нас удалось овладеть родным языком. Почему бы не попробовать стать полиглотом? Есть только одно препятствие: изучение нескольких иностранных языков выходит за рамки стандартной школьной программы.

школа искусств дополнительное образование
Многие родители инициируют занятия языками дополнительно. Образование в школе часто не позволяет ребёнку развить в себе многие таланты. Зато посещение дополнительных занятий или работа с репетитором стимулирует ученика к активности, достижению успеха. К тому же изучение иностранных языков, как и занятия математикой, отлично тренирует память.

Факультативы для младших школьников

Во время реализации дополнительных программ очень часто применяют такие приёмы обучения, как создание проблемных ситуаций для активизации мыслительной деятельности учеников. Также моделируют условия, активизирующие воображение, внимание, память, саморазвитие и самоопределение. Поэтому особенно актуальным является дополнительное образование в начальной школе.

дополнительное образование в начальной школе
Для младших учеников занятия зачастую проводятся в форме игр. За счёт таких занятий ученики ещё в раннем возрасте ориентируются на успех, учатся решать нестандартные задачи. Для них самих программы дополнительного образования выглядят как увлекательное проведение собственного досуга в кругу единомышленников. Занятость школьников во внеурочное время способствует укреплению самоорганизованности, стойкости к влиянию негативных факторов окружающей среды, формирует понятие здорового образа жизни.

Планирование времени учащихся

Детские школы дополнительного образования позволяют решить проблему целесообразного проведения досуга учеников, снижая вероятность влияния «плохих компаний». Часто в учреждениях такого типа группы разделяются не по возрасту, а по степени овладения предметом, стимулируя общение между всевозможными возрастными категориями, обладающими различной степенью жизненного опыта. Это даёт позитивные результаты: у детей развиваются социальные навыки общения с единомышленниками всех возрастных групп, стимулируется процесс быстрого взросления.

Нужна ли программа дополнительного образования в школе?

Кружки и различные секции в школе позволяют увеличить учебное пространство за счёт включения учащегося в социальную жизнь, наполненную интересными задачами и проблемами, требующими индивидуального подхода в решении. Активизируется самовыражение и самоутверждение школьников, происходит всестороннее развитие их личностей.

образовательная программа дополнительного образования в школе
Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка. Кроме того, малыш начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности. За счёт интеграции основного и дополнительного образования ученики участвуют в различных видах деятельности, обеспечивая взаимосвязь познавательной и творческой сфер.

Дополнительные образовательные программы для детей следует вводить ещё в детском саду, таким образом прививая ребёнку привычку постоянного обогащения своих знаний и умений.

Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса

Зачастую с подобными трудностями сталкиваются педагоги общеобразовательных заведений. В учреждениях дополнительного типа ученики обычно делают осознанный выбор. Они сами решают, в какое русло будет направлено их обучение. Если только этот выбор не был навязан им излишне заботливыми родителями. Поэтому мамам и папам следует поинтересоваться: почему у, казалось бы, не имеющих «взрослых проблем» беззаботных школьников часто возникают перегрузки?

Стоит соблюдать золотую середину – у ребёнка обязательно должно оставаться время на игру и прогулки. Ведь если личного пространства будет недостаточно, ученик задействует для отдыха дополнительные занятия. Последствия информационной перегрузки могут быть весьма плачевны: от апатии до яростного протеста.

Перспективы

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса. По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния. Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно. Образование в школе, сосредотачиваясь на базовых предметах, на этом этапе не позволяет ученикам получить достаточный уровень творческого роста, который тесно связан с личностным ростом. Поэтому напрашивается вывод: дополнительные и базовые компоненты должны составлять единое образовательное пространство.

К тому же в последнее время многие выпускники сталкиваются с тем, что для поступления в некоторые учебные заведения обычного школьного обучения недостаточно. Поэтому образовательная программа дополнительного образования в школе часто предполагает итоговую аттестацию, по результатам которой обучавшемуся выдаётся документ, свидетельствующий о получении новых знаний и умений. Это позволяет расширить свои возможности при выборе будущей профессии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.