Должностная инструкция тренера-преподавателя разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации. В ней даны основные методические рекомендации в области труда, спорта и физической культуры.
Основные положения
Главное предназначение тренера-преподавателя – правильно организовать спортивную подготовку. При этом под спортивной подготовкой подразумевается особый тренировочный заранее спланированный процесс, обязательно включающий в себя участие воспитанников во всевозможных спортивных конкурсах и соревнованиях. При этом все действия, проводимые в такой школе, должны выполняться в соответствии с особой программой.
Тренер-преподаватель обязан придерживаться всех требований, назначенных государственными стандартами.
Правильная организация тренировочного процесса
Каждая тренировка, проводимая в группе, должна быть осуществлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей всех воспитанников. При этом тренер-преподаватель должен уметь проводить соревнования, и сам принимать в них активное участие, организовывать тренировочные сборы и лагеря, а также иметь опыт в судейской и инструкторской практике.
Тренер-преподаватель спортивной школы обязан следить за здоровьем своих воспитанников и прохождением ими специального медицинского контроля.
Должностные обязанности: трудовые функции
Тренер-преподаватель осуществляет календарно-тематическое планирование занятий и соревнований в соответствии с видом и целями спортивной школы. При этом он должен осуществлять постоянный медицинский контроль за своими учениками. Очень важно знать о противопоказаниях к занятиям или к тем или иным видам упражнений.
Тренер-преподаватель консультирует воспитанников и их родителей о протекании учебного процесса. По необходимости дает нужные рекомендации.
Тренер-преподаватель по спорту обучает своих учеников всем основам двигательной активности, в зависимости от спортивной дисциплины. С этой целью делаются различные комплексы специальных упражнений, развивающие нужные спортивные показатели. При этом должна быть задействована не только практика, но и теоретическая подготовка. Постоянные рассказы, беседы и лекции поспособствуют всестороннему развитию.
Инструкция тренера-преподавателя сообщает также, что каждый сотрудник спортивной школы обязан уметь правильно составлять рабочий план и придерживаться его. Также анализировать результаты своей работы и отбирать лучших учеников для участия в важных спортивных соревнованиях.
Необходимые знания для работы с воспитанниками
Каждый тренер спортивной школы должен обладать такими знаниями для работы со своими учениками:
- общие правила своей дисциплины;
- правила проведения соревнований;
- основные требования к спортивному снаряжению и экипировке;
- определение объемов тренировок для определенных типов соревновательных подготовок;
- психологические, физические и возрастные особенности своих воспитанников;
- возрастную педагогику и психологию;
- комплексы упражнений, формирующих учеников как гармонично развитых личностей.
Необходимые умения
Работа тренером-преподавателем подразумевает наличие таких умений:
- способность выявлять цели и мотивы учеников, пришедших в спортивную школу, а также на каждом этапе проведения спортивных соревнований;
- умение следить за общей дисциплиной;
- умение составлять учебный и соревновательный план и пользоваться ими;
- заинтересовывать учащихся не только физическими упражнениями, но и рассказами и лекциями о данном виде спорте;
- каждый тренер-преподаватель должен просто и понятно уметь объяснять суть всех упражнений;
- умение использовать спортивный инвентарь и тренажеры, если в этом есть необходимость;
- замечать все неисправности имеющегося оборудования и следить за безопасностью условий, в которых тренируются воспитанники;
- умение правильно и осознанно отбирать спортсменов для проведения соревнований;
- участвовать в судейском процессе, а также определять его справедливость;
- умение повышать мотивацию учеников и развивать волю к победе;
- умение соблюдать правила техники безопасности, а также просто и доходчиво объяснять это ученикам.
Ответственность, подразумеваемая данной должностью
Стоит учитывать, что деятельность преподавателя-тренера подразумевает некоторую ответственность. Поэтому очень важно обратить внимание на некоторые аспекты профессии. Преподаватель спортивной школы всегда несет ответственность за:
- здоровье и жизнь всех занимающихся;
- нарушение всех видов дисциплины;
- неправильное выполнение государственных стандартов по тому или иному виду спорта;
- невыполнение нужного объема годовых работ: проведение соревнований, аттестация учеников;
- неуважительное отношение к правам воспитанников;
- применение неправильных методов воспитания (особенно связанных с любыми видами насилия над личностью ученика);
- подозрение в коррупции;
- сбор средств на нужды спортивной школы без согласия директора и других руководителей;
- пропаганда любых религий, насилия, жестокости и расизма;
- любые другие поступки, несовместимые с законами Российской Федерации.
Квалификационные требования
Специальная квалификация тренеров-преподавателей – это одно из основных условий для проведения правильной спортивной и воспитательной работы с учащимися. В зависимости от вида спортивной деятельности и подготовки, тренер должен иметь среднее или высшее образование. Также для совершенствования этой деятельности необходим тренерский опыт не менее трех лет. Если преподаватель не имеет соответствующего опыта, но имеет присвоенный разряд от кандидата спорта и выше, в этом случае он может вести тренерскую деятельность.
Аттестация тренеров-преподавателей – это важная и нужная процедура, проводимая каждые три года для определения уровня знаний и умений сотрудников спортивной школы, а также для повышения его квалификации.
Распределение рабочего времени
Данный вид деятельности предполагает сокращенную рабочую неделю. Максимальное количество рабочего времени составляет тридцать шесть часов в неделю. При этом учебный график составляется в соответствии с требованиями определенного учебного заведения самой администрацией. Очень важно учесть возрастные и психологические особенности учеников.
Права
Каждый тренер-преподаватель имеет право на:
- предоставление ему работы с подписанием трудового договора;
- получение рабочего места, отвечающего всем государственным и правовым нормам;
- получение своевременной и правильной оплаты труда;
- получение оплачиваемого отпуска, а также больничных.
Каждый человек, связанный с тренерско-преподавательской деятельностью, при устройстве на работу имеет право получить полную достоверную информацию, касающуюся условий труда. При этом могут быть использованы собственные тренерские методы обучения учащихся. Также разрешено переаттестовываться и получать более высокий разряд.
Общие положения аттестации тренеров-преподавателей
Общероссийские спортивные организации рекомендуют регулярно проводить переаттестацию тренеров-преподавателей для присвоения специальной категории.
Категория тренера-преподавателя определяется самой федерацией конкретного вида спорта. При этом учитываются требования международной организации. Данная аттестация является добровольной. Основная же цель государственных аттестаций заключается в стимулировании тренеров-преподавателей к лучшей профессиональной деятельности. Каждый экзамен помогает работникам спортивных учреждений повысить свой уровень, а также узнать о новых современных методиках и технологиях, которые разрабатываются в наше время.
При прохождении аттестации тренеру-преподавателю может быть присвоен определенный национальный уровень: первая, вторая либо высшая категория, а также категория «Олимп».
Подготовка к аттестации
Категория тренера-преподавателя присваивается при прохождении специальной национальной аттестации, которая проводится в сроки, определенные спортивной федерацией с учетом международных требований.
При этом каждый экзамен на присвоение определенного уровня проводится один раз в четыре года. Перед прохождением каждой аттестации работник спортивной организации должен подать заявление в специальную комиссию. Каждое заявление подается через работодателя.
Комиссия может отклонить заявление в таких случаях:
- в документах указаны неправильные сведения;
- тренер-преподаватель имеет санкции за нарушение антидопинговых правил;
- работодатель может не принять заявление при наличии у подающего лица неснятого дисциплинарного высказывания.
Аттестационная комиссия
Для проведения правильной аттестации тренеров-преподавателей рекомендуется создавать специальные аттестационные комиссии, основной деятельностью которых являются заседания. Каждая из них должна состоять из председателя, заместителя, секретаря и членов комиссии. При этом председатель сам имеет право определять порядок проведения аттестации.
Комплекс требований к личности тренера
Профессия тренера-преподавателя имеет некоторые личностные требования.
Физические качества: тренер должен иметь хорошее здоровье и быть выносливым, а также иметь громкий звучный голос.
Нервно-психические качества: умение правильно распределять свое внимание, сохраняя при этом его концентрацию; устойчивость к внешним раздражителям и терпеливость; хорошее логическое мышление, память и воображение.
Волевые качества: умение ставить перед собой цель и добиваться ее, терпение, умение нести ответственность, способность владеть собой в любой ситуации, а также иметь талант влиять на других.
Тренер-преподаватель высокого уровня способен выгодно отличаться своими спортивными, педагогическими и личностными качествами, а также желанием делиться своими умениями и любовью к детям. У таких людей присутствует постоянное стремление учиться и самосовершенствоваться.
Один из самых важных критериев преподавателя – умение вносить творчество в свою работу. Это поможет заинтересовать воспитанников и разнообразить тренировочный процесс.
Выводы
Тренер-преподаватель – это очень важная, сложная и ответственная профессия. Для того чтобы стать успешным и квалифицированным работником спортивного заведения, нужно быть сильной, хорошо развитой личностью. При этом у человека, выбравшего данную профессию, должно присутствовать желание постоянно совершенствоваться, а также учить и любить детей.
Тренер должен постоянно достигать новых высот не только в профессиональной сфере, но и в духовной, и передавать свои качества воспитанникам.
Высококвалифицированный тренер-преподаватель – это не только работник спортивного учреждения, но и умный ответственный учитель, наставник, врач и друг для своих воспитанников. Совмещая все качества преподавателя и хорошего человека, можно стать настоящим профессионалом своего дела. Наградой за это будут не только медали учеников за спортивные достижения, но и формирование успешных, умных, здоровых и гармонично развитых личностей.
При правильном подходе к делу, а также при неимоверном желании учить и учиться тренер-преподаватель может достичь небывалых высот в своей работе.