Транссибирская магистраль строилась с 1907 по 1916 годы. Уже в период разработки проекта было понятно, что она станет стратегической дорогой на сотни лет, соединяя страну в единое пространство. В период прокладки было введено в эксплуатацию множество сложнейших инженерных сооружений, камнем преткновения стал мост через Амур. Русские инженеры Лавр Дмитриевич Проскуряков и Григорий Петрович Передерий смогли блистательно решить эту задачу, применив новые для своего времени технологии и материалы.
Амурское чудо
Проект моста был представлен в 1908 году на Всемирной выставке, проходившей в Париже, где получил Гран-При и золотую медаль, потеснив знаменитую Эйфелеву башню. До появления этой обоснованной идеи все мосты в мире строились из дерева. Закладка переправы состоялась в 1913 году, работы велись без перерывов, в несколько смен. Строительство моста обошлось царской казне в 13,5 миллионов рублей, что по нынешнему курсу составляет примерно 1 миллиард рублей.
Основанием моста служат 27 опор, общий вес металлоконструкций - 17,8 тысяч тонн. Планировалось закончить строительство за 26 месяцев, но начавшаяся Первая Мировая война отодвинула сроки. Для завершения основной части путепровода не хватило всего двух ферм, перевозившее их торговое судно было затоплено германским флотом. Новые пролеты заказали в Канаде.
Сдача стратегического объекта состоялась 5 ноября 1916 года к дню рождения цесаревича Алексея. Такое совпадение не могло быть не отмеченным, поэтому мост назвали в честь наследника – Алексеевским или Царским.
Реконструкция
Мост стал завершающим звеном, соединившим русский Дальний Восток и Европейскую часть России, открыв доступ к Тихоокеанским портам. С годами значение дороги только возрастало, увеличивался поток поездов. Отремонтировать и проложить новое железнодорожное полотно гораздо проще, с мостами дело обстоит проблематичнее. Любые, даже гениальные, инженерные решения устаревают.
Амурский мост цесаревича Алексея прослужил в первозданном состоянии, с периодическими ремонтами, до 1980-х годов, оставаясь единственной однопутной переправой на всем пространстве СССР. Поезда снижали скорость движения на отрезке моста до 40 км/час из-за его ветхости. На реконструкцию было затрачено более 800 миллионов долларов. В период оценки объема работ специалисты сполна оценили качество строительства в царской России и талант инженеров.
Опоры мостов освободили от гранитной облицовки и выяснили, что их запаса прочности с лихвой хватит на то, чтобы выдержать двухполосную автомагистраль и двухпутное железнодорожное полотно. Не воздать должное столь заслуженной конструкции, талантливым разработчикам и армии строителей было бы преступлением. Одна из исторических арок стала отправной точкой для создания музея Амурского моста.
Сохранить для потомков
Идея создать музей Амурского моста возникла в период реконструкции переправы. Главным экспонатом необычной экспозиции решили сделать одну из демонтированных арок Алексеевского моста. После снятия с опор ее переправили на площадку, оборудованную на правом берегу реки Амур. Там она простояла до лета 2008 года. Место для экспозиции было подготовлено, начались процедуры по развороту фермы на 90 градусов по отношению к береговой линии.
Работы проводились специалистами Хабаровской компании «Дальмостострой». Разворот объемной, исторически ценной конструкции – дело сложное, требующее не только филигранной работы, но и, как оказалось, недюжинного терпения. На первом этапе была возведена подпорная стенка на берегу и опоры в русле Амура, а на втором – нужно было причалить ферму к месту постоянной дислокации.
Для осуществления последнего этапа потребовалось задействовать 180-тонные гидравлические домкраты, на проведение операции затратили три недели, за один день конструкция перемещалась всего на 10 метров. В основу замысла музея легло желание установить историческую часть царского моста параллельно действующей переправе. В начальных планах рассматривалась лишь установка арки и устройство на ней смотровой площадки, но идея получила дальнейшее развитие и вылилась в парковую зону.
Музей под открытым небом
Главным экспонатом музея Амурского моста под открытым небом является старинная арка моста, спроектированная инженером Проскуряковым. В 2009 году ее отреставрировали, длина конструкции составляет 127 метров, высота – 30 метров, вес – 1100 тонн.
Кроме арки, для знакомства собрали и другие уникальные экспонаты железнодорожной техники:
- Копия памятника «Военным строителям Уссурийской железной дороги», оригинал в полном размере установлен на центральном железнодорожном вокзале Хабаровска. Напротив памятника царского периода установлен еще один, в память о героях Великой Отечественной войны. Он посвящен железнодорожникам-фронтовикам Дальнего Востока.
- Паровоз 1944 года выпуска модели «Еа 3255». Его доставили в музей со станции Сибирцево, где он стоял на запасной базе. Данная модель производилась США, чертежи предоставлялись советской стороне и переправлялись в СССР по ленд-лизу. Паровозы верой и правдой служили вплоть до 1965 года.
- Служебная автомотриса модели «АС-14» - это железнодорожный вагон, снабженный двигателем, машина поступила в музей в 2010 году. В первые модели самоходных вагонов двигатели не устанавливали, для них выделялся отдельный паровоз, в одном из таких вагонов располагался штаб В. Блюхера, командующего дальневосточной Краснознаменной армией.
- Локомобиль – паровой двигатель для приведения в действие различных механизмов (насосов, электрогенераторов и т. д.). Представленный экземпляр был выпущен в 30-е годы прошлого века, конструкция столь надежна, что работала постоянно, пока не стала частью музейной экспозиции. Установку и сейчас можно запустить в любой момент, если найдется ей применение, в последние годы ее использовали в качестве котла отопления.
- Железнодорожная цистерна – старейший экспонат выставки, ее изготовили еще до революции, о чем свидетельствует способ сборки при помощи заклепок.
Сегодня более 20 уникальных экспонатов установлены на выставочной площадке музея Амурского моста. Практически все они доступны для внутреннего осмотра, что особенно интересно для детей – можно побывать в кабине машиниста, покрутить ручки, ударить в станционный колокол и провести в музее несколько часов.
Вокзал
На территории комплекса музея истории Амурского моста в Хабаровске привлекает внимание небольшой деревянный дом – это копия вокзала 19 века. За основу были выбраны чертежи 1897 года, по которым был построен первый стационарный вокзал. Он украшал станцию Вяземская Уссурийской железной дороге.
Современное здание построили в 2010 году, уменьшив первоначальный объем вокзала в 1,5 раза. В помещениях расположена постоянная экспозиция, посвященная истории строительства, эксплуатации и реконструкции Амурского моста. Также здесь представлены материалы и экспонаты, освещающие развитие Дальневосточного железнодорожного пути, рассказывается о строительстве тоннелей, мостов, технике и оснащении строителей.
На стендах музея истории Амурского моста представлены костюмы и подводное оборудование, чудом сохранившееся с 1929 года. Экспонаты постоянно прибавляются, интересны несколько макетов, дающих представление о том, как строился мост с правого и левого берега. Подробно можно рассмотреть, что представляют собой кессоны и почему они были так важны при постройке моста.
Подводный тоннель
Часть экспозиции музея Амурского моста в Хабаровске посвящена 7-километровому подводному тоннелю. Его проложили под рекой Амур, решение о прокладке принималось в 1936, строительство началось через год, движение по секретному объекту запустили в 1941 г.
В послевоенные годы подводное сооружение выполняло функции дополнительного пути Транссибирской магистрали, периодически пропуская пассажирские составы. Завершение реконструкции Амурского моста послужило поводом для начала ремонтных работ в тоннеле. За все время своего существования его ни разу не подвергали капитальному ремонту, кое-где появились течи, а некоторое оборудование работает с момента запуска. С 2015 года проводится реконструкция, дата открытия пока не уточняется.
На заметку
Одним из самых больших плюсов экспозиции является ее насыщенность и свободное посещение всех объектов музея Амурского моста. Фото и видеосъемка также не требуют оплаты. Важным условием является предварительная договоренность с администрацией о визите и желании провести фотосессию.
Режим работы музея Амурского моста в Хабаровске:
- Среда, четверг, пятница – экспозиция открыта для посещения организованными группами по предварительной договоренности.
- Суббота, воскресенье музей работает с 10:00 до 16:00.
- Понедельник, вторник – выходные, санитарные дни.
Доехать до места можно на общественном транспорте до остановки "Завод "Балтимор"" на автобусе (№ 15, 16 или 16в), маршрутном такси (№68).
Адрес
Музей Амурского моста интересен взрослым и детям. Рекомендуется посещать в составе группы и обязательно с экскурсией, в этом случае визуальный ряд дополнится многими историческими знаниями.
Адрес музея истории Амурского моста: улица ВОХР, 1А.
Чтобы понять значимость и значительность мостового сооружения в Хабаровске, стоит подняться на смотровую площадку мемориальной части моста. Оттуда открывается захватывающий дух вид на Амур и новый мост, построенный благодаря современным технологиям, но имеющий в основе разработки дореволюционного времени.
В 1907 году, и даже в 1916 ничего подобного не было, Амурский мост стал самой протяженной искусственной переправой в Европе. Он был построен руками множества рабочих, благодаря таланту инженеров и упорству всей команды.