Образ китайских львов (ши-цза, или в устаревшей транскрипции, ши-цзы) является довольно распространенным художественным мотивом в Поднебесной, несмотря на то что эти животные никогда там не жили. Еще в древности китайцы ценили качества царя зверей. Всему миру хорошо известны танец льва и китайские львы-стражи.
Императоры получали животных в качестве дани от вассальных королевств, но представления о них продолжали иметь фантастический оттенок, поэтому в китайской традиции львы больше напоминают собак, чем огромных кошек. Жители Поднебесной долгие годы почитают царя зверей. Например, в процессе выведения собак породы пекинес их старались сделать похожими на львов, а их традиционное название ши-цзу и вовсе переводится как «собака-лев».
История появления
Считается, что во время правления императора Чжана в Восточной Хань в 87 году нашей эры король Парфии преподнес ему льва. На следующий год в качестве подарка привезли еще одно животное из Центральной Азии, из страны, известной как Юэджи. Самые ранние каменные львы были сделаны в начале династии Восточная Хань (25 - 220 г. н. э.), в период появления в древнем Китае буддизма. Согласно буддийским представлениям, лев считается символом благородства и достоинства, животным, которое может защитить истину и оберегать от зла.
По этим причинами было популярно украшать каменными ши-цзу мосты. Наиболее знаменитым из них является Лугоу, другое его название - мост Марко Поло. Он был построен между 1189 и 1192 годами в Пекине. На столбах моста размещено 485 львов.
Символика изображения
Изображения льва обычно связаны с буддизмом. По обе стороны от входа в храм было принято ставить статуи. С правой стороны располагался лев-самец, прижимающий лапой шар, с левой – самка, под лапой которой чаще всего лежал львенок.
Символика знака китайского льва связана с тем, что он является особым животным для жителей Поднебесной и имеет особое значение для культуры. Его признают королем в животном мире, поэтому изображение ассоциируется с силой и престижем. Шар под его лапой символизирует единство империи, а куб или детеныш под лапой львицы - процветающее потомство.
Каменные львы также использовались для обозначения статуса чиновников. Количество завитушек на львиной гриве обозначало степень старшинства: у ши-цзу высокопоставленного чиновника было до 13 завитушек. С понижением ранга число завитушек уменьшалось на одну. Чиновникам ниже седьмого класса не разрешалось иметь каменных львов перед домами. Образ царя зверей использовался некоторыми чиновниками как эмблема.
Львы в Поднебесной являются символом силы, величия и мужества, способным оберегать от злых духов. Их считали защитниками и покровителями императорской семьи. Самка защищает строение внутри, а самец – снаружи. Такое представление связано с китайской легендой, в которой сказано, что лев был девятым сыном дракона, лучшим наемным охранником, поэтому его обычно видели перед королевскими дворцами и резиденциями.
Каменные львы в разных династиях
Существуют различные стили изображений китайских львов-стражей. Они зависят от временного периода, правящей имперской династии и региона Китая. Эти стили различаются художественными деталями и украшениями.
Во время правления разных династий каменные львы имели свои отличительные особенности. Так, во времена династий Хань и Тан они были сильными и бесстрашными; в период династии Юань – изящными, но мощными. При Мин и Цин они казались более кроткими и нежными. Кроме того, у каменных львов есть очевидные региональные различия. В целом, изображения львов из северного Китая более простые, а статуи с юга более яркие и живые по сравнению со множеством аналогичных скульптур.
Изготовление
Львы традиционно изготавливались из декоративного камня, например из мрамора, гранита, бронзы или железа. Из-за высокой стоимости этих материалов и затрат труда, необходимого для производства, их традиционно покупали богатые и аристократические семьи.
Расположение статуй
Как правило, на входе в здание всегда ставят пару львов: самку с правой стороны, а самца – с левой, согласно китайской традиционной философии Инь и Ян.
Однако есть исключения: например, ши-цзу перед храмом Гуань Юй на перевале Цзяю или каменные львы, стоящие перед конфуцианскими храмами в провинции Цюйфу и провинции Шаньдун. Можно увидеть знаменитые скульптурные композиции перед площадью Тяньаньмэнь, Алтарем земли в парке Чжуншань и Пекинским университетом, а также перед мостом Лугоу в Пекине.
Место в китайской культуре
Каменный лев является традиционным украшением в китайской архитектуре. Его изображение можно встретить возле императорских дворцов, храмов, буддийских пагод, мостов, мавзолеев, особняков, в садах и т. д. В Китае царь зверей является символом безопасности и удачи. В Поднебесной существует обряд под названием "кайгуан" (буддийский обряд освящения). Если его не проводили над скульптурой льва-стражника, она оставалась всего лишь художественным произведением, а не талисманом.
Согласно легендам, лев был ввезен в Китай во времена династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Для китайской культуры он скорее мифическая фигура, чем реальное животное. Так же как и цилинь, (мифическое животное, химера), лев считается божественным зверем. После своего появления он постепенно стал талисманом, так как жители Поднебесной считают, что он может отгонять злых духов. Китайских львов-стражей еще называли «собака Фу», или "небесная собака Будды".
Самец символизирует энергию Ян и соответствующие качества. Самка является проявлением женской энергии Инь.