За последние десятилетия в мире произошли радикальные изменения политических режимов. Многие страны перешли от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. В связи с этим актуально рассмотреть основные формы правления современных государств, чтобы разобраться в их особенностях.
Понятие и виды форм государственного правления
Форма государственного правления – это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию.
Существует несколько критериев классификации форм правления:
- способ замещения высшей должности в государстве (наследственный или выборный);
- соотношение компетенции высших органов государственной власти;
- степень участия населения в формировании органов власти.
По этим критериям выделяют две основные формы правления – монархия и республика.
Историческое развитие монархий
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору) и передается по наследству.
Первые монархии возникли в рабовладельческих государствах Древнего Востока и носили характер деспотий. В них вся полнота власти сосредотачивалась в руках правителя, а подданные полностью зависели от его воли. Примерами деспотий были Древний Египет, Ассирия, Персия.
Деспотия – абсолютная неограниченная монархия, при которой население лишено прав и подчиняется произволу правителя.
Параллельно существовала теократическая традиция, когда монарх отождествлялся с божеством или его представителем на земле. Элементы теократии присутствовали в Древних Египте, Китае, Риме.
В 16-17 веках в Европе утвердились абсолютные монархии, где вся полнота власти юридически и фактически была сосредоточена в руках короля. Классический пример – Франция эпохи Людовика XIV.
В 18 веке появилась идея просвещенного абсолютизма – формы правления, при которой монарх должен заботиться о благе подданных и развитии государства, опираясь на достижения науки и культуры Просвещения.
В 19-20 веках в большинстве европейских стран монархии трансформировались в конституционные, где власть монарха была ограничена парламентом и правительством.
Современные монархии: абсолютные и конституционные
В настоящее время различают абсолютные и конституционные (ограниченные) монархии.
Абсолютные монархии характеризуются неограниченной властью монарха, который является и главой государства, и главой исполнительной власти. К абсолютным относятся монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ) и некоторые другие государства Азии и Африки.
В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена конституцией и парламентом. Среди них различают:
- Дуалистические, где за монархом сохраняются важные властные функции (Иордания, Марокко).
- Парламентские, в которых монарх выполняет главным образом представительские и церемониальные функции (Великобритания, Швеция, Испания).
Абсолютные монархии | Конституционные монархии |
|
|
Таким образом, главное отличие этих монархий в объеме властных полномочий, закрепленных за монархом. В абсолютных монархиях монарх сосредотачивает всю полноту власти, в то время как в конституционных его власть существенно ограничена.
Понятие и история республиканской формы правления
В отличие от монархии, республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются на определенный срок и несут ответственность перед населением.
Первые республики появились еще в античности – это были города-государства Древней Греции и Римская республика. В Средние века существовали республиканские государства в Италии, а также Швейцария и Нидерланды.
Особое развитие республиканская форма правления получила в 19-20 веках после буржуазных революций в Европе и Америке. К основным признакам современной республики относятся:
- выборность и сменяемость высших органов государственной власти;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- верховенство закона;
- наличие конституции, закрепляющей права и свободы граждан.
Виды современных республик
Среди республик различают президентские и парламентские, а также смешанные (полупрезидентские) республики.
В президентских республиках президент обладает значительным объемом власти, он возглавляет исполнительную власть и формирует правительство. К таким республикам относятся США, Мексика, Бразилия.
В парламентских республиках ведущую роль играет парламент, который формирует правительство, контролирует его деятельность и может отправить в отставку. Примеры – Германия, Индия, Турция.
Полупрезидентские (смешанные) республики сочетают черты обеих этих моделей. К ним относят Францию, Польшу, Россию и некоторые другие страны.
Особые формы территориально-государственного устройства
Помимо основных форм правления, существуют и особые формы территориально-государственного устройства – унитарные государства, федерации и конфедерации.
В унитарных государствах нет политической самостоятельности территориальных частей. Примеры – Франция, Италия, Швеция.
Федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают определенной самостоятельностью. К федерациям относятся Россия, Германия, Индия, США.
Еще одной особой формой территориально-государственного устройства является конфедерация – союз суверенных государств, создаваемый для достижения политических и экономических целей. Историческим примером конфедераций являются США до 1789 года, Германия до 1871 года.
Факторы, влияющие на форму правления
На форму правления того или иного государства влияет множество факторов:
- исторически сложившиеся традиции организации государственной власти;
- особенности политической культуры общества;
- уровень экономического и социального развития;
- религиозные, культурные и этнические факторы.
Так, монархии чаще сохраняются в странах с сильными консервативными традициями и слабым уровнем политической культуры (монархии Персидского залива). А демократические республики, как правило, формируются там, где высок уровень развития гражданского общества.
Достоинства и недостатки основных форм правления
Основные формы правления имеют как достоинства, так и недостатки. Монархии часто критикуют за закрытость власти и возможную некомпетентность монарха. Но у них есть и плюсы – обеспечение стабильности благодаря наследованию власти и наличие символа единства нации в лице монарха.
Республиканская форма правления отличается большей демократичностью и соответствием духу времени. Однако ей тоже свойственны недостатки, например, политическая нестабильность из-за периодической смены лидеров и органов власти.
Тенденции развития форм правления в современном мире
В современном мире наблюдаются следующие тенденции в развитии форм правления:
- Постепенный упадок монархий и распространение республиканской формы правления. Если в начале 20 века большинство стран мира были монархиями, то к концу 20 века преобладали уже республики.
- Демократизация политических режимов, переход от авторитарных и тоталитарных систем к демократии. Происходит смягчение авторитарных режимов или вовсе их свержение («арабская весна» 2011 года).
- Попытки найти оптимальное сочетание президентской и парламентской моделей республиканского правления, развитие смешанных (полупрезидентских) республик.
Такие процессы обусловлены рядом факторов – глобализацией, информатизацией общества, ростом гражданской активности. Люди все меньше готовы мириться с закрытыми автократическими режимами и требуют предоставления им демократических прав и свобод.
Перспективы дальнейшей трансформации форм правления
В обозримой перспективе, по мнению экспертов, будут продолжаться процессы демократизации режимов с переходом к республиканской форме правления. Абсолютные монархии, скорее всего, сохранятся только на Ближнем Востоке ввиду сильных религиозных и культурных традиций региона.
Что касается республик, то вектором развития станет сближение парламентских и президентских моделей в рамках полупрезидентских систем. Такой компромисс позволит найти баланс между сильной исполнительной ветвью власти в лице президента и эффективным парламентским контролем.
Конечно, эволюция политических систем – процесс нелинейный. Нельзя исключать и обратные сценарии, связанные с возрождением авторитарных тенденций. Но в целом основной тренд таков - движение к все большей открытости и подотчетности органов власти, росту влияния гражданского общества.
Выбор оптимальной формы правления для конкретных стран
При выборе оптимальной формы правления конкретные страны должны учитывать целый комплекс факторов:
- Свои исторические, культурные и религиозные особенности, уровень развития экономики и гражданского общества;
- Геополитическое положение, характер внешних угроз;
- Сложившиеся политические традиции, предпочтения элит и населения.
Для одних стран оптимальным вариантом может быть парламентская республика или конституционная монархия, в то время как другие государства в силу своей специфики выберут сильную президентскую власть.
Главное, чтобы выбранная форма правления отвечала чаяниям и интересам большинства населения, обеспечивала стабильное и эффективное функционирование политической системы страны. В этом залог устойчивого и поступательного развития любого государства.
Тенденции развития форм правления в современном мире
В современном мире наблюдаются следующие тенденции в развитии форм правления:
- Постепенный упадок монархий и распространение республиканской формы правления. Если в начале 20 века большинство стран мира были монархиями, то к концу 20 века преобладали уже республики.
- Демократизация политических режимов, переход от авторитарных и тоталитарных систем к демократии. Происходит смягчение авторитарных режимов или вовсе их свержение («арабская весна» 2011 года).
- Попытки найти оптимальное сочетание президентской и парламентской моделей республиканского правления, развитие смешанных (полупрезидентских) республик.
Такие процессы обусловлены рядом факторов – глобализацией, информатизацией общества, ростом гражданской активности. Люди все меньше готовы мириться с закрытыми автократическими режимами и требуют предоставления им демократических прав и свобод.