В конце тридцатых годов танки СССР обладали всеми признаками современной бронетехники конца двадцатого-начала нынешнего веков. К таковым относятся следующие: длинноствольная пушка, дизельный двигатель, мощное противоснарядное бронирование, выполненное без заклепок, и задняя трансмиссия. В течение всей Второй Мировой войны ни одна страна не создала ни одного образца боевой техники, соответствовавшего всем этим четырем критериям, лишь во второй половине пятидесятых зарубежные конструкторы поняли то, что советским танкостроителям было ясно уже в середине тридцатых годов.
Основой танкового парка Советского Союза по состоянию на 1941 год были легкие БТ-7 (быстроходные). Такое положение дел вполне соответствовало наступательному характеру военной доктрины: врага готовились бить на его территории. Эти машины обладали высокими скоростными (до 80 км/ч) и маневренными характеристиками, были колесно-гусеничными. Воевать на бездорожье они практически не могли, но, как и все танки СССР, имели мощный двигатель, работающий на дизельном топливе, задние ведущие катки, 45-мм пушку, способную поражать любой зарубежный аналог своего времени, и пулемет. Задний привод обеспечивал более низкий профиль, что понижало уязвимость, так как не требовалось вести карданный вал к передним каткам.
Несмотря на главенствующую роль наступательной стратегической идеи, танки СССР были не только легкими, но и средними, и тяжелыми. Т-34, лучший в классе средних, обладал в первой модификации 75-мм орудием, кроме этого, лобовое бронирование было толстым, располагалось оно под отражающим углом. Как и в танках БТ, его ходовая часть включала опорные катки на наклонно-пружинных рессорах. Такую схему изобрел американский инженер Кристи, она стала лучшей в практике мирового танкостроения и остается таковой по сей день. В 1943 году появилась модификация Т-34-85, с 85-мм пушкой и литой башней.
После нападения Германии на СССР, именно среднее и тяжелое танкостроение стало магистральным направлением развития конструкторских разработок.
Тяжелые танки СССР Второй Мировой войны не знали себе равных. КВ и появившиеся на фронте в 1944 году ИСы стали идеальным инструментом для взлома эшелонированной обороны противника. Башенное орудие калибра 122 миллиметра не давало шансов ни одному немецкому танку на победу в артиллерийской дуэли, а броневая защита толщиной до 120 мм делала 46-тонного гиганта практически неуязвимым.
По сравнению с немецкими, танки СССР обладали намного лучшей проходимостью, были удобнее в эксплуатации, а по причине правильной компоновки - еще и легче, имея при этом лучшие боевые качества. Их было намного проще транспортировать, переправлять через мосты как обычные, так и понтонные. Нужно отметить и тот факт, что немецким конструкторам так и не удалось до конца войны создать танковый дизельный двигатель, который можно было бы сравнить с нашим 600-сильным В-2-34.
В послевоенные десятилетия советские заводы продолжали строить танки. СССР произвел их больше всех других стран, вместе взятых. Т-54, Т-62, Т-72 и другие образцы бронетехники советских времен стали шедеврами конструкторской мысли и объектом заимствования технических идей для танкостроителей всего мира.