Понятие крупной сделки закреплено в ст. 46 ФЗ № 14. Согласно норме ею признаются связанные друг с другом сделки, в рамках которых осуществляется приобретение, отчуждение или предполагается возможность хозяйствующего субъекта совершить косвенную или прямую возмездную передачу имущества, цена которого равна или превышает 25 % стоимости ценностей, принадлежащих обществу. Стоимость определяется по сведениям, указанным в бухгалтерской отчетности за расчетный период, предшествовавший дате принятия решения о согласовании, если в уставе не закреплен другой размер крупной сделки.
Исключения
По статье 46 крупными сделками не считаются договоры:
- Совершаемые в рамках обычной хозяйственной деятельности субъекта.
- Заключение которых обязательно для ООО в соответствии с положениями федерального законодательства и иных нормативных актов и расчеты по которым осуществляются по ценам, устанавливаемым правительством, либо тарифам, определяемым органом, уполномоченным правительством.
По закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" стоимость отчуждаемых материальных ценностей определяют по данным бухучета, а цену приобретаемого имущества – в соответствии с суммой предложения.
Согласование
На общем собрании участники общества принимают решение об одобрении крупной сделки. В нем указываются субъекты, выступающие сторонами, выгодоприобретателями в договоре, предмет, цена и прочие существенные условия. Данное требование, однако, может не выполняться, если:
- сделка должна быть совершена на торгах;
- выгодоприобретатели и стороны не могут быть определены к моменту согласования сделки.
Если в структуре хозяйствующего общества формируется совет директоров (наблюдательный совет), принятие решения об одобрении крупных сделок, связанных с отчуждением, приобретением либо возможностью прямой или косвенной передачи имущества, цена которого - 25-50 % от стоимости материальных ценностей, принадлежащих ООО, может быть отнесено к его компетенции. Соответствующее указание должно содержаться в уставе компании.
Согласно закону крупная сделка, заключенная с нарушением условий согласования, может признаваться недействительной в судебном порядке. Исковое заявление может подать само общество или его участник. В случае пропуска срок обращения в суд не подлежит восстановлению.
Случаи отказа суда
Судебная инстанция вправе отказать в удовлетворении иска о признании недействительности сделки, заключенной с нарушениями положений законодательства, при наличии любого из следующих обстоятельств:
Не доказано, что при совершении крупной сделки у общества или участника, обратившегося в суд, возникли или могут возникнуть убытки либо другие неблагоприятные последствия.
Голос субъекта, подавшего заявление о признании недействительности сделки, решение о согласовании которой принимается на общем собрании, не мог оказать влияние на результаты голосования, несмотря на то что он участвовал в нем.
К моменту разбирательства были представлены материалы, подтверждающие последующее одобрение сделки в порядке, установленном законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".
При рассмотрении дела было доказано, что другой участник сделки не знал и не должен был знать о том, что при ее заключении были нарушены требования ст. 46.
Нюансы
В уставе хозяйствующего субъекта могут закрепляться положения о том, что принятие решения о согласии на совершение крупных сделок необязательно. При этом следует учесть один нюанс.
Если крупная сделка является одновременно договором, в котором присутствует заинтересованность, порядок ее одобрения устанавливается в соответствии с положениями 45 статьи ФЗ № 14. Исключение предусмотрено для случаев, когда такая заинтересованность имеется у всех участников хозяйствующего субъекта. В этой ситуации согласование крупной сделки осуществляется по правилам ст. 46.
Специальные условия
Положения ст. 46 о правилах согласования крупных сделок неприменимы:
- К отношениям, возникающим в связи с переходом прав на имущественный комплекс в рамках реорганизации, в том числе при заключении договоров о присоединении и слиянии.
- Хозяйствующим субъектам, которые состоят из одного участника, одновременно являющегося единоличным исполнительным органом.
- Отношениям, которые возникают при переходе к ООО доли (ее части) в уставном капитале, в случаях, закрепленных ФЗ № 14.
Специальные требования к заключению крупных сделок для юрлиц закреплены законами:
- О некоммерческих организациях.
- ООО.
- АО.
- Унитарных предприятиях.
- Банкротстве.
- Автономных учреждениях.
Отграничение понятий
На практике нередко возникают сложности при дифференциации крупных сделок и договоров с заинтересованностью. Если говорить простыми словами, к числу первых относят соглашения, связанные с приобретением, отчуждением, передачей в залог, использованием и т.д. материальных ценностей, стоимость которых составляет существенную часть активов предприятия.
Сделками с заинтересованностью по общим правилам признаются договоры, участниками которых с одной стороны выступают лица, обладающие определенным влиянием на деятельность хозяйственного общества. К ним относят, в частности, субъектов, состоящих в родстве, имеющих права на доли (акции), реализующих функции управления и пр.
Конкретные критерии отграничения крупных сделок и соглашений с заинтересованностью закрепляются законом о соответствующем хозяйственном обществе. Такого рода договоры оформляются не по утверждению гендиректора, а по решению либо по предварительному согласованию коллегиального либо другого уполномоченного органа управления. В этой связи для регистрации сделок или прав юрлиц в зависимости от стоимости имущества и цены самого договора могут требоваться дополнительные документы.
Условия заключения договоров для разных организационно-правовых форм
Как выше говорилось, для каждого вида хозяйственного общества предусмотрены специальные правила оформления крупных сделок. К примеру, бюджетные учреждения должны предварительно получить согласие органа, реализующего функции учредителя. Соответствующее требование закреплено в ст. 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 13).
Автономные учреждения совершают крупные сделки по предварительному согласованию их с наблюдательным советом. Это требование установлено в частях первых статей 15 и 17 ФЗ № 174.
Что является крупной сделкой для муниципального или госпредприятия? Ею признается договор, связанный с отчуждением, приобретением либо возможностью косвенной/прямой продажи имущества стоимостью более 10 % уставного фонда или превышающей МРОТ больше чем в 50 раз.
Последствия недействительности
При удовлетворении иска о несоответствии сделки требованиям законодательства никаких обязанностей и прав, предусмотренных ее условиями, не наступает. При этом применяются последствия недействительности договора.
В качестве исключения судебная инстанция может прекратить действие соглашения не с даты его оформления (как это предусмотрено гражданским законодательством), а на будущий период – с момента вынесения соответствующего постановления. Это положение применимо только к оспоримым сделкам, если из их сути следует, что они могут быть прекращены только на предстоящее время. Речь преимущественно о длящихся соглашениях. Прекращение их действия с даты заключения или невозможно, или нецелесообразно.
Двусторонняя реституция
Она выступает еще одним важным последствием недействительности сделки (крупной в том числе). При прекращении договора его участники возвращаются в юридическое положение, существовавшее до его заключения. Это означает, что каждая сторона возвращает другой все, что было получено по условиям недействительной сделки.
Двусторонняя реституция применяется в случае, если участники полностью или частично исполнили положения договора. Если у кого-либо нет возможности вернуть полученное в натуре, он обязан возместить стоимость ценностей деньгами, если законодательство не закрепляет иные последствия.
Спорные ситуации
Стоит сказать, что правила о двусторонней реституции реализуются на практике далеко не во всех случаях. К примеру, сторона сделки не может вернуть товар, который был перепродан третьему лицу. Денежная компенсация в таких ситуациях часто не имеет смысла, так как приобретатель уже заплатил за вещь, а повторное перечисление средств продавцу будет признано неосновательным обогащением.
КС по таким ситуациям пояснил, что при признании недействительности сделок, условия которых исполнены полностью или частично, следует исходить из равного размера обязательств. Именно поэтому часто в спорных ситуациях правила о двусторонней реституции на практике реализовать невозможно.
Особенности судебной практики
Согласно пункту второму 46 статьи ФЗ № 14 при заключении крупной сделки цена отчуждаемого обществом имущества определяется по данным бухучета. Как следует из пояснений ВАС, суды, определяя категорию правоотношений, должны сопоставлять цену предмета договора с балансовой стоимостью активов предприятия. Она, в свою очередь, устанавливается по последней отчетности. Из стоимости активов при этом сумма долгов (обязательств) не вычитается. В качестве учетного периода, в соответствии с ФЗ № 129, выступает год (календарный).
Если в обществе бухгалтерский баланс отсутствует, бремя доказывания отсутствия признаков крупной сделки возлагается на хозяйствующего субъекта. Если у лиц, привлеченных к делу, имеются возражения по поводу достоверности информации, предоставленной предприятием, стоимость имущества может быть определена в рамках бухгалтерской экспертизы. Эта процедура назначается судебной инстанцией, о чем выносится соответствующее определение.
Крупная сделка для ООО: как посчитать процент?
Рассмотрим следующий пример. Предположим, что сделка совершается в отношении недвижимого объекта. Его стоимость - 45 млн р. Стоимость имущественного комплекса предприятия - 5 млн р. 1 % от этой суммы равен 50 тыс. р. Теперь найдем стоимость сделки: 45 млн / 50 тыс. = 900 %.
Расчет можно произвести и другим способом. Следует разделить стоимость объекта на цену имущества, а затем умножить на 100:
45 млн / 5 млн × 100 = 900 %.
Сделки с заинтересованностью
Для лучшего понимания различий между договорами, которые может заключать хозяйственное общество, следует рассмотреть еще одну категорию соглашений. Это важно еще и потому, что сравнительно недавно в ФЗ "Об ООО" были внесены изменения.
Из числа критериев, по которым определяется сделка с заинтересованностью, была исключена аффилированность. Вместе нее в закон был введен термин "контролирующее лицо". Это нововведение значительно сузило перечень субъектов, которых можно признать заинтересованными.
Понятие "аффилированность" представляется более широким, чем "контроль". В первом случае предполагается влияние, во втором – способность определять решения, связанные с совершением сделок.
Контролирующими лицами могут являться члены коллегиального органа управления, совета директоров, единоличный исполнительный орган, а также лицо, наделенное правом давать указания, обязательные для исполнения.
Особенности изменений в законодательстве
Понятие "контролирующее лицо", введенное в ФЗ № 14, раскрывается в нормативном акте так же, как это сделано в законе "О рынке ценных бумаг". В данном случае нормотворцы пошли по пути формализации критериев и не рассматривали надзор как основание для подконтрольности. Некоторые эксперты полагают, что это может привести к возникновению различных проблем на практике.
Необходимо отметить, что с 2017 г. РФ, регион или муниципалитет не считаются контролирующими лицами.
Основания признания
К числу сделок с заинтересованностью можно отнести договоры, заключенные субъектами, перечень которых установлен в нормах, их близкими родственниками (детьми, супругами, братьями/сестрами, в том числе неполнородными, родителями, усыновленными/усыновителями), участвующими в других правоотношениях. Эти лица могут выступать в качестве выгодоприобретателей, посредников, представителей. Для признания договора сделкой с заинтересованностью субъекты должны замещать должности в органах управления организации.
Специфика оценки имущества
Порядок определения стоимости ценностей был изменен с января 2017 г. В настоящее время правила оценки имущества не зависят от числа участников сделки. В качестве ключевого критерия определения цены выступает публичность либо непубличность хозяйственного общества.
В последнем случае стоимость ценностей, в отношении которых совершается сделка для АО, устанавливается большинством голосов на заседании совета директоров. Здесь следует сказать о существенном требовании, закрепленном законодательством. Субъекты, голосующие на заседании, не должны иметь заинтересованности в заключении сделки.
Если говорить о публичных предприятиях, то к приведенному выше требованию добавляются условия, предусмотренные в п. 3 статьи 83 ФЗ № 208.
Порядок согласования
Правила одобрения сделок для непубличных и публичных обществ различаются. Одобрять сделку может совет директоров. В таком случае организуется заседание, на котором ведется протокол. Дать согласие может и совет директоров.
В любом случае, однако, от обсуждения отстраняются лица, участвующие в заключении сделки. Их голоса во внимание не принимаются. Исключения предусмотрены в пункте 4.1 ст. 83 ФЗ № 208.
Для ООО установлены аналогичные правила. Как и в случае с крупными сделками, полномочия по согласованию договоров с заинтересованностью могут передаваться совету директоров. В уставе общества должно закрепляться соответствующее положение. При этом следует учитывать некоторые исключения, установленные в законе. В частности, общие правила согласования не распространяются на сделки, стоимость которых превышает 10 % балансовой цены активов компании на последний расчетный период.
Как правило, решение об одобрении договора принимает большинство незаинтересованных членов совета директоров. Однако в законодательстве может предусматриваться необходимость получения и большего числа голосов для согласования заключения сделки.