Есть в нашей армии оружие отличное, а есть – просто устрашающее в своей эффективности. К последней категории относится установка залпового огня «Буратино». Сами производители говорят, что после одного залпа в радиусе трех километров не остается ничего живого, даже бактерий.
Сегодня нас интересует несколько другое. Почему же установка залпового огня «Буратино», эффективность которой просто поражает воображение, на вооружении нашей армии находится едва ли не в единичных экземплярах? Кроме того, что этот комплекс вообще собой представляет? Для ответа на этот вопрос и была написана настоящая статья.
При чем тут химики?
В середине 1980 годов работы по созданию термобарических снарядов объемного взрыва всецело завладели вниманием генералов. И недаром! Как-никак, эффект от взрыва таких боеприпасов по внешнему виду и последствиям сходен с действием небольшого тактического ядерного заряда. Практически все рода войск «выстроились в очередь», страстно желая принять что-то подобное на вооружение. Впрочем, пехота быстро дождалась портативных «Шмелей», а вот всем остальным пришлось подождать создания тяжелых залповых систем.
Специально для ВВС вскоре была создана уникальная бомба ОДАБ-500. А вот РХБЗ, как это ни странно, решили пойти по своему пути. Точно неизвестно, для чего химическим войскам такая система. Можно только предположить, что она предназначается для выжигания опасного химического оружия противника до того, как тот успеет его применить.
Омским конструкторам и их пермским коллегам из знаменитой Мотовилихи была поставлена задача. В первом варианте новая установка называлась ТОС, а вот второй - установка залпового огня «Буратино» ТОС-1. Что ни говори, а зря наших военных обвиняют в отсутствии юмора…
Опыт боевого применения
Первый «дебют» состоялся в 1988-89 годах при действиях ограниченного воинского контингента на территории Афганистана. Тогда ракетная установка «Буратино» (две единицы) была задействована в Чарикарской долине, а также в Южном Саланге («Тайфун»). Уже тогда были созданы предписания, указывающие на недопустимость долгого нахождения на огневой позиции. Как правило, машины наносили удар, после чего тут же уходили с «засвеченной» точки.
К слову говоря, установка «Буратино» была настоятельно рекомендована к принятию на вооружение именно после этих полевых испытаний. В Чечне это оружие впервые было использовано во время второй кампании, в марте 2000 года (штурм Комсомольского). Как говорят обе стороны конфликта, основной эффект оказался психологическим: боевики настолько «прониклись» увиденным, что стали уходить с позиций уже только при появлении слухов о том, что будет использована установка «Буратино».
Общие сведения об устройстве
Если судить по внешности, то на первый взгляд «Буратино» напоминает обычное шасси танка Т-72, на котором установлен пакет трубчатых направляющих (30 штук). Ракеты (калибром 220 мм, кстати), заправлены особой объемно-детонирующей боевой смесью. Отличаясь тем самым от систем РСЗО («Град», «Смерч»), эти ракеты имеют минимальное количество топлива. Связано это с тем, что дальность запуска не превышает 3,5 километра. Для улучшения точности наведения пусковая установка смонтирована на поворотной платформе.
Сегодняшний день
Именно за столь малую дальность действия установка «Буратино», фото которой есть в статье, была неоднократно раскритикована некоторыми экспертами. К счастью, отечественная промышленность все же не стоит на месте, а потому к настоящему времени разработаны новые типы снарядов, которые летят уже на шесть километров.
Наведение на цель выполняется экипажем, который для данной цели использует лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Сама система огня «Буратино» (система управления огнем, точнее) – полуавтоматическая, наведение на цель выполняется в ручном режиме.
Секретность – превыше всего!
Несмотря на то что установка залпового огня «Буратино» довольно активно участвовала в афганских событиях, оружие долгое время скрывалось под десятками грифов «Секретно». После того как «Буратино» очень «порадовал» боевиков в селе Комсомольском, секретность была снята. Смысла держать ее дальше не было, так как залпы ТОС-1 транслировались по всем федеральным каналам.
Сейчас описание «Буратино» можно легко отыскать даже на зарубежных форумах, не говоря уже об отечественных ресурсах.
Нереализованные перспективы
Некоторые источники сообщают, что одно время ходил слух о создании в Омске ТОС на базе танка Т-80 - единственного в СССР, имевшего газотурбинную силовую установку. Учитывая характеристики данного шасси, можно бы было надеяться на резко возросшую подвижность и маневренность получившейся машины. Кроме прочего, планировалось дополнительно вооружить «Буратино» 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом. В этом случае залповый огонь «Буратино» мог бы быть дополнен «салютом» из дополнительного вооружения.
Теоретически все проведенные мероприятия могли бы несколько повысить боевое могущество и эффективность системы. Доподлинно неизвестно, продвинулась ли данная разработка дальше предложений или макетов. Впрочем, многие эксперты не без оснований считают, что подобная модификация не дала бы ничего хорошего. Во-первых, сразу же возникает вопрос целесообразности размещения боевой машины на шасси Т-80, который использовался далеко не так широко, как его «коллега», Т-72.
Отрицательные стороны подобной модификации
Несмотря на многие положительные стороны газотурбинной силовой установки, ее обслуживание и ремонт обходятся намного дороже. Кроме того, горестный опыт 1995 года (штурм Грозного) наглядно показал, что использовать солдат срочной службы в качестве операторов такого рода техники не следует. Учитывая, что именно призывники составляют костяк современной российской армии, такая модификация вряд ли была бы востребованной.В настоящее время на вооружении нашей армии все же имеется значительное количество газотурбинных Т-80, но все же их количество не слишком значительно. Довольно глупо переделывать эту технику в тяжелые огнеметные системы, когда на складах имеются тысячи устаревших модификаций Т-72.
Как это работает?
Сказав немало лестных слов о боевом могуществе ТОС-1 «Буратино», пора поведать о том, на каких принципах основана сама работа системы.
Если говорить совсем просто, то боеприпасы объемного взрыва сперва создают облако легковоспламеняющегося аэрозоля, а затем поджигают его. Могут использоваться как жидкости, так и мелкодисперсные порошковые смеси металлов. Чтобы смесь была полностью гомогенной, в конструкцию боеприпаса включают специальные перемешивающие устройства, которые работают до подлета к цели. Конструкторам приходится решать немало труднейших задач. Одной из наиболее сложных является препятствование преждевременному воспламенению смеси сразу после разрушения оболочки снаряда.
Этим требованием ракетная установка «Буратино» резко отличается от РСЗО, снаряды которых как раз таки должны детонировать сразу после контакта с целью.
Отличия от обычных боеприпасов
От стандартных взрывчатых веществ, которые обычно используются в боеприпасах, аэрозоль отличается медленной скоростью распространения взрывной волны (около 3000 м/с), а также большим временем ее существования. Именно поэтому такая смесь воздействует на большую площадь. Что же касается термобарического эффекта, то связан он с тем, что в момент взрыва весь кислород, который есть в поражаемой области, вступает в реакцию с компонентами аэрозоля.
Тяжелая бронетехника, оказавшаяся в зоне поражения, приходит в полную негодность, а БТР, БМП и подобные машины превращаются в груды металлического хлама.
Плюсы и немало минусов
Кроме химиков, ТОС «Буратино» поступила на вооружение саперов, которые с ее помощью должны уничтожать укрепления хорошо окопавшегося противника. Броня позволяет подогнать установку на дистанцию прямого выстрела, после чего полностью уничтожить опорную точку несколькими ракетами. Отличное танковое шасси дает ей подвижность, сравнимую с маневренностью БТР и БМП.
Несмотря на все вышеперечисленное, не стоит считать ТОС «Буратино» каким-то «чудо-оружием». Большие габариты и слабая броня – не самое лучшее сочетание на поле боя. И если экипаж все же защищен сравнительно неплохо, главная опасность – в хаотическом разлете ракет от поражения пусковой установки даже пулей станкового пулемета. Только представьте себе, сколько бед способны натворить три десятка термобарических ракет, разлетевшихся в расположении своих же частей!
А потому в той же Чечне «Буратин» выпускали только под прикрытием двух-трех танков. «Сделав дело», вся компания аккуратно отползала в укрытие. Впрочем, труд огнеметчиков на войне никогда не был прост: только сравните человека с огнеметом за спиной, который аккуратно подползает к вражескому ДОТУ с описанной нами системой, и вы поймете, как же много между ними общего!
Так почему их так мало?
В настоящее время нельзя с уверенностью говорить, сколько же ТОС-1 «Буратино» имеется в нашей армии, но, по всем признакам, их не так уж и много. Так почему же оружие, обладающее столь высокими характеристиками, не стоит массово на вооружении? Все дело в том, что это – специфический «инструмент» для отдельных операций. При массированных боевых действиях РСЗО куда удобнее и безопаснее, так как позволяют вести огонь с закрытых позиций.Зарубежные контракты
В общем-то, сразу после рассекречивания машины предпринимались неоднократные попытки сбыта ТОС за рубеж. Сперва дела в этом направлении шли не слишком успешно. Во многом это было связано с тем, что на экспорт предлагался устаревший вариант, который заказчикам был далеко не так интересен.
Уже в 2010 году в Иордании рекламировалась ТОС с новыми снарядами (смотри выше), дальность которых составляла уже шесть километров. Местная армия очень заинтересовалась новым образчиком вооружения. В частности, предполагалось изучить возможность модернизации силами российских специалистов танков М-60, на шасси которых иорданцы желали установить отечественную разработку.
В принципе, в этом нет ничего экстраординарного, так как залповая система «Буратино» – фактически боевой модуль, который можно установить на любую подходящую по массе бронемашину. Так, в Иордании для этих целей могли быть использованы шасси танков "Тарик" или "Халид". Кроме того, шасси недавно приобретенных английских "Челленджер-1" ("Аль-Хусейн") для этой цели также подходит прекрасно.
Первый покупатель
Как бы там ни было, но первым покупателем стал Казахстан, который на протяжении вот уже 25 лет неоднократно показывает себя в качестве надежного торгового и стратегического партнера. Сперва казахские военные закупили три ТОС. Это был специальный вариант: от базового он отличался тем, что в качестве шасси был использован Т-90.