Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими.
Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.
Ведение биологии в рамках школьной программы
Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы?
На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.
Главный критерий урока
Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше.
Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету.
Уроки биологии: виды
Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных:
- беседа;
- проблемный урок;
- комбинированный урок;
- экскурсия;
- лекция;
- семинар;
- ролевая игра;
- зачет;
- киноурок;
- урок с использованием интернет-ресурсов;
- лабораторная работа;
- обобщающий урок;
- зачет;
- контрольно-проверяющий урок;
- конференция.
Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.
Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету.
Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету.
Используемые методы
Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают:
- Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге.
- Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия).
- Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося.
- Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы.
- Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.
- Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя.
- Энергосберегающие технологии.
План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации.
Современные программы по биологии
Сегодня есть несколько авторов, которым отдается предпочтение при выборе учебника биологии для урока. Среди них следующие:
- А. И. Никишов;
- В. В. Пасечник;
- И. Н. Пономарева;
- Н. И. Сонин;
- Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева;
- Л. Н. Сухорукова и другие.
Каждый из авторов составляет не просто учебник, но и целый комплект пособий к нему. Это:
- рабочие тетради для учащихся;
- дневник наблюдений (не у всех);
- методическое пособие для учителя;
- рабочая программа и поурочное планирование на год.
Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала.
Технологическая карта урока: составление
Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Согласно им план урока по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты:
- Тема урока.
- Цель занятия.
- Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и УУД (универсальные учебные действия) - в другой.
- Основные понятия данной темы.
- Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы.
- Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная.
План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия:
- организационный момент, включающий обозначение темы и ее актуальность;
- целеполагание;
- первичное усвоение и применение знаний, осмысление;
- итоги занятия;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. План-конспект урока по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.
Анализ результатов урока
Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения.
Формы анализа могут быть разные. Например:
- самоанализ;
- комплексный анализ;
- методический разбор и прочие.
Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие.
Современный учитель биологии
Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть профессиональными компетенциями. Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества.
Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.
Профессиональные компетенции
Можно выделить 6 основных:
- Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения.
- Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке.
- ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении.
- Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению.
- Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся.
- Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками.
Личные качества преподавателя
Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей:
- чувством юмора;
- эмоциональностью;
- выразительностью речи;
- творческим началом;
- организаторскими способностями;
- дисциплинированностью;
- настойчивостью;
- целеустремленностью.
В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога, соответствующего требованиям ФГОС.
Тесты: суть и значение
Одна из самых главных форм контроля знаний, которая применяется повсеместно на каждом уроке, - тесты по биологии. И это вполне объяснимо. Во-первых, такая проверка экономит время на занятии. Практически любой план урока по биологии включает в себя данную форму работы. Во-вторых, дает возможность охватить вопросами больший объем пройденного материала. В-третьих, позволяет увеличивать накопляемость оценок. Но самая главная причина не в этом.
Форма экзаменов ГИА и ЕГЭ подразумевает основную часть именно в виде теста. Поэтому важно подготовить учащихся заранее к такой форме проверки. Сделать так, чтобы к выпускному классу они уже свободно владели методикой написания подобных работ и считали ее обычной.
Тесты по биологии, как и по любому другому предмету, учитель составляет самостоятельно либо пользуется уже готовыми формами из методических пособий. В любом случае желательно включать в вопросы те, которые встречаются в экзаменационных работах. Сам бланк тестов должен быть максимально приближен по оформлению к таковому на итоговой аттестации.