На протяжении долгого времени Филевская линия была главной транспортной артерией запада столицы. Однако несколько лет назад ее часть была отдана Арбатско-Покровской ветке, продолженной на северо-запад. Так есть ли необходимость в развитии наземной Филевской линии?
История строительства
Эта ветка имеет четвертый номер и красивый голубой цвет. Почти вся она - мелкого заложения или вовсе наземная. Изначально она была тесно связана с Арбатско-Покровской веткой, однако после открытия станции "Курской" этот радиус стал полностью самостоятельным.
Именно станции Филевской линии больше всего пострадали во время Великой Отечественной войны. Причиной тому послужило неглубокое заложение. В результате большая часть станций плохо переносила вражеские авиаудары. Так, была разрушена часть перегона "Арбатская"-"Смоленская" (Филевская линия), а также серьезно поврежден метромост через Москву-реку. Неудивительно, что сразу после войны началось строительство радиуса глубокого заложения, дублировавшего старый, а сохранившиеся тоннели стали использоваться для хранения вагонов.
Однако в 1955 году было решено восстановить движение по данной ветке, а также продлить ее дальше на запад. Филевская получила вторую жизнь. В дальнейшем она также сыграла свою роль при строительстве инфраструктуры делового центра на берегу Москвы-реки. С целью увеличения скорости и удешевления проекта к этому району подвели мини-ветку метро, берущую начало от станции "Киевская" Филевской линии. Так что сбрасывать эту линии со счетов еще очень рано.
Современное состояние
Сейчас Филевская линия - это в общей сложности 13 станций на двух участках. Один из них, на обоих концах соединяясь в Арбатско-Покровской, идет на запад - в Кунцево и Фили. Другой же, начинающийся от станции метро "Киевская" (Филевская линия), представляет собой небольшой участок, захватывающий деловой центр "Москва-Сити". Этот радиус крайне необходим, поскольку вовлекает важный район в транспортную сеть. В будущем планируется, что этот "аппендикс" войдет в состав новой ветки, так что доступность делового центра станет еще выше.
Некоторые части рассматриваемой линии находятся в аварийном состоянии и нуждаются в срочном ремонте, но пока столичные власти обходятся полумерами и обсуждают возможное полное закрытие ветки для проведения капитального ремонта.
Станции
В контексте Московского метрополитена Филевская бледно-голубая ветка считается достаточно короткой. У нее всего лишь 13 станций на два радиуса:
- "Александровский сад". Имеет переходы на "Библиотеку имени Ленина" и "Арбатскую", а через одну из них еще и на "Боровицкую". Этот крупнейший пересадочный узел расположен в самом центре столицы и ежедневно принимает сотни тысяч пассажиров. В непосредственной близости от станции расположены Кремль, Красная и Манежная площади.
- "Арбатская" (Филевская линия). Одна из самых невостребованных станций (чуть больше 12 тысяч человек в сутки), поскольку большинство пассажиров предпочитают соседнюю ветку, имеющую удобные переходы. Наземный вестибюль - один из символов метро - имеет форму пятиконечной звезды. Он расположен в районе начала Старого и Нового Арбата.
- "Смоленская". Находится почти вплотную с одноименной станцией АПЛ. Находится в районе пересечения Арбата и Садового кольца.
- Станция "Киевская" Филевской линии. Находится в районе одноименного вокзала, имеет переход на Кольцевую и Арбатско-Покровскую ветки. Отсюда отправляются поезда по двум направлениям - на запад в Кунцево и в ММДЦ "Москва-Сити".
- "Выставочная". Находится между деловой частью города и "Экспоцентром". В будущем после постройки Третьего пересадочного контура будет иметь переход на станцию "Деловой центр".
- "Международная". Расположена в центральном ядре ММДЦ "Москва-Сити" и, как планируется, со временем войдет в состав крупного пересадочного узла.
- "Студенческая". Находится в районе Киевской улицы, на данный момент практически оторвана от наземной сети общественного транспорта.
- "Кутузовская". Находится под одноименным проспектом, по которому и названа.
- "Фили". Находится около Багратионовского проезда. Платформа расположена на стыке тоннеля и наземного участка.
- "Багратионовская". В непосредственной близости от станции работают популярные торговые центры "Горбушка" и "Горбушкин двор".
- "Филевский парк". Находится в районе Минской улицы, названа по расположенному неподалеку зеленому массиву.
- "Пионерская". Находится на месте старой деревни Мазилово, по которой ее и хотели назвать в проекте.
- "Кунцевская". Конечная станция с переходом на Арбатско-Покровскую ветку. Находится в районе Рублевского шоссе.
Дублирование АПЛ
Не только гости столицы, но и сами москвичи нередко путаются, ведь Филевская и Арбатско-Покровская ветки частично дублируют друг друга не только в направлении, но и в названии станций. Выйдя не на той, можно заблудиться, хотя наземные вестибюли обычно тоже расположены недалеко друг от друга.
Может показаться, что Филевская линия и вовсе не нужна, однако (пусть даже по сравнению с некоторыми другими ветками эта не слишком загружена) она все-таки обслуживает заметный пассажиропоток, и потому не может быть закрыта насовсем.
Реконструкция
С 2014 года руководство метрополитена стало говорить о необходимости срочного ремонта некоторых участков ветки. Поскольку некоторые станции Филевской линии имеют наземное расположение, они сильно страдают от перепадов температуры, осадков и других факторов. На данный момент некоторые части находятся в крайне плачевном состоянии, так что есть даже планы временного закрытия ветки целиком (радиус Киевская-Кунцевская) с целью проведения капитального ремонта. Правда, это может обернуться транспортной катастрофой на западе Москвы, так что к подобному варианту прибегнут лишь в крайнем случае.
Перспективы развития
Продление ветки на восток столицы невозможно, да в этом и нет особой нужды, как считают власти. Тем не менее Филевская линия еще не исчерпала свои возможности.
Одновременно с проблемой проведения масштабного ремонта (с закрытием станций или без подобных мер) также обсуждается изменение траектории всей ветки. Возможно, Филевская станет важной частью Солнцевского радиуса или Третьего пересадочного контура.