Ли Страсберг – режиссёр, основатель Театрального института своего имени для профессиональной подготовки актёров. В числе его учеников несколько десятков кинозвёзд первой величины. В каждой киностудии, расположенной в Голливуде, непременно отыщутся последователи теории мэтра, а некоторые его приверженцы и сами передают опыт, полученный у Страсберга, молодому поколению.
Краткая биография
Родился маэстро 17 ноября 1901 года в местечке Булданово Тернопольской области. Этот небольшой населённый пункт находится на Украине. Семья была небольшая, чисто еврейская с ортодоксальными устоями. Родители – Боруз-Меир и Ида Страсберги – вскоре вместе с сыном переехали в США. Там он провёл всё детство и юность.
1931 год стал временем становления Ли как режиссёра. Им была создана творческая театральная группа Group Theatre. Параллельно Ли Страсберг преподавал в школе артистического мастерства, что называлась «Студией актёров». В 1952-м он стал её руководителем, положив в основу обучения студентов систему Станиславского. «Актёрская студия Ли Страсберга» сразу стала популярной в творческой среде. Заведение окончили многие известные артисты, которые впоследствии стали звёздами Голливуда. Среди них выделяются такие знаменитые люди: Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Аль Пачино, Пол Ньюман, Мэрилин Монро и Джейн Фонда. В 1966 году в Лос-Анджелесе была создана «Западная студия актёров». А тремя годами позже режиссёр основал Институт театрального искусства Ли Страсберга.
Страсберг в качестве исполнителя ролей
Время от времени он выступал в том или ином фильме в качестве актёра. Это было ему необходимо, чтобы прочувствовать роль изнутри, понять, что ощущает исполнитель, находясь в том или ином образе. За роль второго плана в фильме Фрэнсиса Копполы «Крёстный отец» Ли Страсберг номинировался на премию «Оскар» и «Золотой глобус».
Однако всё внимание Страсберга было обращено на его институт театра. С самого начала деятельность учебного заведения была ограничена крайне небольшим набором учащихся. Те немногие счастливчики, прошедшие конкурс и получившие законное право посещать лекции, не шли ни в какое сравнение с огромным количеством желающих занять место в аудитории. Отбор был чрезвычайно строгий. К примеру, Джек Николсон проходил прослушивание пять раз, Дастин Хоффман – шесть, а многие актёры и вовсе уходили разочарованными. Две вакансии достались Мартину Ландау и Стиву МакКуину, притом что на два места было подано более четырёх тысяч заявок.
Чехов
Ли Страсберг много времени и сил отдавал театрам на Бродвее. Вскоре он стал одним из самых популярных постановщиков. В 1964-м Ли показал свой последний спектакль на этой сцене – по мотивам повести Чехова «Три сестры». Лейтмотив пьесы, как известно, – всеобщее разочарование, минорная атмосфера, нарастающая с каждым годом, а также тоска и безысходность.
Русский менталитет легко справляется с подобными проблемами. Наш народ привык, что веселье случается, но не так часто. Большую часть времени приходится скучать. Перед Страсбергом встала нелёгкая задача: заставить грустить на русский манер улыбчивых американских актёров. Тем не менее спектакль получился.
Предложение Аль Пачино
В 1974 году один из актёров «Крёстного отца» – Аль Пачино, который изобразил на экране персонажа Майкла Корлеоне, – пригласил маэстро сыграть в сиквеле фильма второстепенную, но очень заметную роль. За созданный образ Ли Страсберг получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В 1979 году режиссёр снялся в качестве персонажа Сэма Керкланда в фильме «Правосудие для всех». Режиссёром картины стал Норман Джуисон, главную роль сыграл Аль Пачино.
Методы Ли Страсберга
Знаменитые, многократно проверенные принципы обучения актёрскому мастерству мэтр сводит к двум основополагающим методикам: постоянной импровизации и эмоциональной памяти, натренированной и безотказной. Используя эти техники, артист может сколько угодно расширять свой диапазон, а значит, его возможности как исполнителя становятся практически неограниченными.
Ли Страсберг, метод актёрского мастерства которого основан по большей части на постулатах русского театрального искусства, успешно развивает теорию Станиславского, его глубинную драматургию. Истинного драматического искусства в Америке нет (слезливые мелодрамы не в счёт). Поэтому Ли Страсберг со своими оригинальными теориями очень удачно занял почётное место в отдельной нише. И не зря его учение и практические методы пользуются сегодня таким повышенным спросом.
Фильмография
За свою карьеру Ли Страсберг как педагог подготовил десятки киноактёров, многие из которых и сегодня входят в первую двадцатку суперзвёзд Голливуда. Кроме того, режиссёр сам снимался в кинокартинах, если его персонаж соответствовал сюжетной линии проекта. Ниже приводится список фильмов с участием Ли Страсберга в качестве актёра.
- «Буря в стакане»(1937), роль Уилли;
- «Крёстный отец 2» (1974), персонаж Хаймана Рота;
- «Третий человек» (1949), роль военного полицейского;
- «Макбет» (1961), персонаж Сейтона;
- «Длинный день» (1962), роль сержанта Фостера;
- «Перевал Кассандры» (1976), персонаж Гемана Каплана;
- «Правосудие для всех» (1979), роль Сэма Киркланда;
- «Променад» (1979), персонаж Дэвида Розена;
- «Красиво уйти» (1979), роль Вилли.
Дебютная кинокартина Ли Страсберга «Буря в стакане», где он сыграл микроскопическую роль, не оказала на его карьеру никакого влияния. И тем не менее эта кинолента входит в его фильмографию.
Личная жизнь
В 1926 году режиссёр сочетался законным браком с Норой Крекян. Они прожили вместе недолго: через три года женщина умерла. Второй избранницей мэтра стала драматическая актриса и педагог Паула Миллер. Этот брак тоже стал быстротечным. В 1966 году Паула скончалась от онкологической болезни. Однако в этом супружестве родилось двое детей: Сюзанна и Джон. Третья жена Ли Страсберга – Анна Мизрахи – была моложе супруга на сорок лет. От неё у мэтра появилось ещё двое сыновей. Таким образом, у Ли Страсберга имелось четверо наследников.
Большое значение в личной жизни режиссёра имела звезда Голливуда – актриса Мэрилин Монро. Их связывала многолетняя дружба. После своей трагической смерти Монро оставила Страсбергу две трети состояния. Он же скончался 17 февраля 1982 года в Нью-Йорке от сердечного приступа. По иронии судьбы, за один день до смерти Ли Страсберга ввели в американский Зал театральной славы.