Ни для кого не секрет, что гармоничное развитие ребёнка при помощи работы с разными видами искусств, за счет самотворчества дошкольника и дозированной помощи взрослого - достижимо. В связи с этим театральное творчество и драматизация сказок как один из его видов становится как никогда востребованным. Ведь драматизация сказок в детском саду (в старшей группе в частности) объединяет разные виды человеческой деятельности - танцевальную, песенную, музыкальную, ораторскую, изобразительную, а подготовка к показу театрализованного представления подразумевает под собой овладение выразительными средствами данного жанра.
Драматизация как приобщение к эстетике
Эстетическое воспитание подразумевает воздействие на личность ребёнка с целью формирования и развития умственных и чувственных (эмпатийных) способностей, воображения, фантазии, а также формирует правильное отношение к окружающему миру, трудовой деятельности взрослых, социальных взаимоотношений в обществе, достижениям предыдущих поколений. Великолепным способом осуществления эстетического воздействия является драматизация сказки в старшей группе, так как в инсценировке произведения нет прописанных действий героев. Текст сказки может подсказать характер персонажа, но воплощается он при помощи характерных движений, жестов, мимики, артикуляции. Дошколята свободны в выборе выразительных приёмов с опорой на жизненный опыт своей семьи, социальной группы или подражают поведению старших. Воспитательный потенциал драматизации сказок высок ещё и от того, что тематическое разнообразие литературного материала не ограничено. Можно утверждать, что драматизация сказки претендует на место ведущего вида деятельности, призванного решать задачи эстетической направленности.
Формирование эстетического восприятия, представлений и вкуса детей старшего дошкольного возраста
Основой для возникновения эстетического восприятия служат образы осязаемых объектов: их цветовые, формообразующие, звуковые, обонятельные характеристики. В связи с этим требуется обширная база сенсорно-эмоциональных впечатлений, образов, которыми умеет оперировать дошкольник. Поскольку ребёнок старшей группы воспринимает красоту как сочетание "форма - содержание", то об эстетическом восприятии следует упоминать в случае эмоциональной окраски впечатления, неравнодушном отношении к нему. На основании этого можно предположить, что формирование эстетического вкуса у детей старшей группы проходит под влиянием окружающей среды и совместной деятельности со взрослыми. Происходит это потому, что подражательный принцип обучения ещё довольно силён в дошкольном возрасте, он хорошо просматривается в играх и общении со сверстниками.
Работая в русле формирования эстетических взглядов, взрослый приучает ребёнка ощущать неповторимость мира, бережно относиться к нему. Драматизация сказки в старшей группе позволит исподволь подвести участников к пониманию устройства мира: например, цветы, растущие на клумбе, призваны дарить радость всем, кто ими любуется, и поэтому для сохранения красоты не стоит их срывать. Таким образом, эстетический вкус формируется на примере повседневной жизни и посредством изучения, приобщения к образцам искусства.
Сущность детской игры
Взрослых в основном умиляет стремление детей стать активным участником окружающей жизни, особенно тогда, когда возможности ребёнка не позволяют ему сделать это в полной мере. Но именно окружение, условия, в которых находится дошкольник, влияют на выбор ребёнком тех или иных игр и форм поведения. Детская игра качественно отличается от игр, в которые играют взрослые, она является отражением деятельности, взаимоотношений значимых взрослых и обстановки, в которой находится маленький человек. Это своеобразная переработка и «примеривание на себя» определённых ситуаций, действий, эмоциональных реакций. Именно поэтому крайне редко игра не снабжается репликами, пояснениями и эмоциональными оценками происходящего. Независимо от того, один ли ребёнок или с кем-либо, он ведёт обстоятельную беседу с игрушками, воображаемыми участниками игры (при этом озвучивает и свои реплики, и реплики воображаемого персонажа). Симбиоз "образ - действие - слово" плавно подводит дошкольника к формированию следующего вида игры – драматизации сказки в старшей группе.
Так называемая «игра в театр» становится интереснее и разнообразнее в случае высокого уровня развития ребёнка и является самым доступным видом творчества, при помощи которого, развиваются мышление, воображение, самостоятельность, активность и эмпатийность.
Игра - драматизация
Всевозможные ролевые игры можно условно поделить на несколько групп, опираясь на деятельностный принцип: первая – ребёнок «оживляет» персонажа, действует посредством игрушки, куклы, вторая – дошкольник играет сам, от первого лица, перевоплощаясь в образ персонажа. Соответственно, по уровню сложности первый вид деятельности (режиссёрская игра) проще и формируется раньше. Вместе с тем второй вид игры (драматизация) обладает широчайшим горизонтом возможностей.
При драматизации сказки в старшей группе ребёнок знакомится с таким понятием, как перевоплощение в образ персонажа. Поскольку содержание, наличие тех или иных персонажей и их действия обусловлены сюжетом сказки или литературного произведения, то и воспроизводить их нужно в точной последовательности. Следует заметить, что драматизация сказок в детском саду (в старшей группе) способствует лучшему восприятию произведений, позволяет быстрее понять логику и разобраться во взаимосвязи событий и причинной обусловленности. По возрастающей сложности можно выделить следующие виды игр - драматизаций:
- игра - имитация – это своего рода первая проба «примеривания чужой одёжки», как правило, известных персонажей, животных или людей, но на непродолжительный промежуток времени;
- ролевые диалоги или диалоги-минутки, шутки-минутки – этот способ деятельности отличается наличием взаимодействия персонажа с другими героями диалога, что существенно усложняет задачу для начинающих артистов;
- инсценировки произведений или драматизации – это качественно более сложная деятельность для дошкольников в силу ее протяжённости во времени (важно не только актёрское умение ребёнка, но и волевые качества, способность доводить начатое до логического завершения);
- постановка спектакля – от предыдущего вида отличается масштабами произведения;
- импровизации с разыгрыванием сюжетной линии без предварительной подготовки – пожалуй, самый сложный вид деятельности.
Однако не стоит забывать, что лучшая импровизация – хорошо подготовленная. Взрослый должен объяснить и детально проработать с ребёнком способы и приёмы подготовки к импровизационной деятельности.
Условия формирования успешной театральной деятельности детей старшей группы
При наличии перечисленных ниже факторов интерес дошкольников к театральной деятельности (в частности, сказок-драматизаций для детей старшей группы) будет только возрастать:
- знание содержания и текста произведения;
- поддерживание интереса к сказке при помощи различных приёмов визуализации;
- наличие костюмов (при отсутствии их подойдут отдельные элементы, например, хвост, ушки, гребешок и т.д.);
- игрушки-атрибуты персонажей.
Для того чтобы начать собственную театральную деятельность, ребёнку необходимо накопление впечатлений от просмотра драматизации в исполнении взрослых. Спектакли должны быть разнообразными и по сюжету, и по исполнению (кукольные, пальчиковые, теневые и т. д.), а также доступными для детского восприятия. Это позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жизни сценических персонажей, воплощать в жизнь понравившиеся приёмы при разыгрывании простейших ролей. Постепенно, при грамотном руководстве и поддержке взрослого, ребёнок научается самовыражаться через театральную деятельность – драматизацию сказки.
Некоторые специфические методы работы с дошкольниками
Наибольшую ценность представляют те игры, в которых дети самостоятельно могут отразить свои впечатления от прочитанного произведения, увиденного и услышанного в окружающем мире. В связи с этим занятие драматизация сказки в старшей группе вносит в повседневную жизнь детей яркие впечатления, возможность сопереживания и соучастия. Существуют несколько основных методов введения ребёнка в сферу театрального творчества:
- моделирование ситуации – здесь используются типичные модели (ситуации, этюды), через освоение которых дошкольники осваивают основные способы и приёмы новой для них деятельности;
- творческая беседа – помогает малышам освоиться с ведением диалога персонажей;
- ассоциации – любые игры и задания с таким названием призваны развивать воображение и мышление, при помощи которых возможно создавать новые образы.
Если вспомнить высказывание о том, что театр начинается с вешалки, то внешнему антуражу драматизации сказки всегда нужно уделять должное внимание и своевременно организовывать работу по подготовке костюмов, декораций, музыкального оформления и т. д. Полезно максимально вовлекать в подготовительную деятельность дошкольников. Те виды деятельности, которые детям не по плечу, выполняются взрослыми.
Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе
Работа над драматизацией сказки состоит из двух основных этапов, каждый из которых имеет деление на более мелкие.
- Первый этап включает в себя знакомство со сказкой, героями инсценировки (что собой представляют персонажи, привычки, повадки, одежда, атрибуты и как всё это отражается в репликах), распределение ролей.
- Второй этап – это работа над ролью, доведение всех компонентов спектакля до высокой степени готовности и непосредственное выступление на сцене.
Не стоит обходить вниманием и произведения, адаптированные к современной жизни ("на новый лад"), которые нравятся детям не меньше, чем драматизация сказки в старшей группе. Сценарии и тех и других составляются с учётом психологических особенностей дошкольников. Важную, если не решающую роль играет позиция взрослого по отношению к подготовке и проведению спектакля. Деятельность педагога можно охарактеризовать скорее как сопровождение, нежели управление. Делается это для того, чтобы юные таланты смогли поверить в свои силы и выработать внутреннюю позицию «я могу».
Сопровождение драматизации взрослым
Цель драматизации сказок в старшей группе детского сада – создание условий для формирования и развития эстетических чувств, мышления, сообразительности, памяти дошкольников посредством приобщения их к театральному творчеству.
Сопровождение взрослым деятельности ребёнка сводится к нескольким задачам:
- посредством специальных игровых упражнений влиять на формирование высших психических функций, которые являются залогом успешности в любой деятельности;
- помощь в развитии саморегуляции (преодолении расторможенности или зажатости двигательного аппарата);
- работа со сценическим волнением;
- непосредственное разучивание роли (включая анализ произведения, характеристики героев, отбор выразительных средств и т. п.).
Сложность сценического выступления для ребёнка заключается в сохранении образа персонажа и естественной передаче смысловой нагрузки. В то же время развитые в достаточной степени самоконтроль и дисциплинированность малыша помогут ему осмысленно играть свою роль.
Драматизация сказок детьми старшего дошкольного возраста
Все малыши начинают познание мира со сказок, и не случайно. Сказки признаны лучшими опосредованными воспитателями во всех странах. С помощью них дети усваивают азбучные истины. Например, драматизация сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе учит дошкольников делать вывод, что зло всегда возвращается злом. Эта особенность сказок позволяет прибегать к ним в решении многих задач воспитательного, эстетического, морально-нравственного толка. Поэтому драматизация сказки «Теремок» в старшей группе поможет ребятам разобраться, как следует себя вести в обществе и какие формы поведения приводят к тупиковой ситуации.
Вместо заключения
Если проанализировать все за и против разыгрывания детьми драматизаций сказок, то картина вырисовывается примерно такая:
- При полном игнорировании театральной деятельности можно сформировать у ребёнка разного рода запущенности, такие как нравственно – педагогическая, интеллектуально – педагогическая и т. п.
- При систематической работе над драматизацией сказок можно получить физически развитого, отзывчивого, любознательного и активного социализированного ребёнка.
Поэтому не стоит игнорировать такой полезный вид работы с детьми.