Деятельность любой фирмы на рынке — это сложный процесс, который зависит от множества факторов. Одним из них является контактная аудитория. Данное понятие очень объемно и вмещает в себя множество подкатегорий. Так что же такое контактная аудитория? Во-первых, контактная аудитория — это группа людей, которая объединяется по признаку общего интереса к определенной компании. Во-вторых, она напрямую влияет на достижение поставленных фирмой целей, а значит, на успешность и прибыльность бизнеса.
Важность понятия
Контактные аудитории являются одной из самых ключевых тем на курсах маркетинга, так как эта категория является одним из основополагающих в бизнесе. От нее в буквальном смысле слова зависит все.
Без четкого понимания и определения контактных аудиторий фирмы будет невозможно планировать ее дальнейшую деятельность. Это базовая составляющая как маркетинговой тактики, так и стратегии развития компании в целом.
Аудитории по характеру влияния на организацию
Как было указано выше, к контактным аудиториям относятся несколько разных категорий людей, поэтому и влияние, которое они оказывают на компанию, может быть разнообразным.
По характеру они могут быть нежелательным, искомым и благоприятным. Первый тип аудитории может нанести непоправимый вред вашей компании, поэтому данную группу людей лучше всего избегать. Хотя фирме, скорее всего, все равно придется учитывать мнение этой категории. В качестве примера нежелательной аудитории могут выступать конкуренты из того же ценового сегмента, что занимает или планирует занять фирма.
Искомой аудиторией считается та, чье внимание для организации необходимо и значимо. Примером контактной аудитории из этой категории можно назвать средства массовой информации. Например, федеральные каналы, местные газеты или большие информационные порталы в интернете. Они могут оказать как благоприятное, так и негативное влияние на деятельности фирмы, но без внимания с их стороны обойтись не получится.
Последняя и самая важная категория — благоприятные контактные группы. Одним из примеров такой аудитории можно назвать спонсоров. Они заранее благожелательно настроены по отношению к деятельности фирмы и заинтересованы в ее успешном развитии и росте.
Виды контактных групп
Всего данное понятие подразделяется на семь типов, каждый из которых по-своему влияет на деятельность компании. Контактные аудитории - это:
- Широкая общественность (данное понятие может охватывать как жителей одного города, так и всей страны).
- Контактные группы внутри фирмы или предприятия (например рабочие, обслуживающий персонал, менеджеры разных звеньев и даже совет директоров).
- Локальные контактные группы (как правило, в нее входят жители окрестных районов, местные некоммерческие и коммерческие организации).
- Общественные организации разных типов (деятельность фирмы может вызвать пристальное внимание организации по защите прав потребителей или "зеленого движения", что, в свою очередь, может повлиять на отношение других контактных групп).
- Это контактные аудитории внутри государственных учреждений (изменение законодательства или несоблюдение определенных норм может негативно повлиять на перспективы роста и прибыльность фирмы, поэтому необходимо всегда следить за деятельностью и настроениями данных групп).
- Средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные каналы, интернет-ресурсы и др.).
- Финансовые круги (они напрямую влияют на возможность компании получить денежную поддержку, субсидии и кредиты).
Целевое ориентирование
Несмотря на столь большое количество разных групп, не все они имеют одинаковое значение для деятельности компании. Основные целевые контактные аудитории - потребители. На них и направлены маркетинговые усилия компании. Хотя, конечно, таких групп может быть несколько, но именно от покупателей напрямую зависит будущая прибыль компании. Их поведение, настроение и лояльность оказывают влияние на все аспекты деятельности организации.
В большинстве случаев деятельность компании происходит по определенному алгоритму, с которым вы сможете более подробно ознакомиться, если посетите курсы маркетинга. Первым звеном в таком алгоритме являются потребители. Их нужды и ожидания - ключевые факторы при формировании ценовой политики, ассортимента товаров или разнообразия предлагаемых услуг. От их заинтересованности зависит будущее компании.
Понятие целевой аудитории и ее виды
Отличительной чертой такой группы людей является то, что они не принадлежат к компании, а влияют на нее извне. В процессе любых маркетинговых коммуникаций основной задачей является попытка повлиять на поведение целевой аудитории так, чтобы результат был максимально выгоден для самой фирмы. Это может быть как рост продаж, так и увеличение узнаваемости и преданности бренда.
Сами же целевые контактные группы могут быть представлены разными категориями людей. И пусть таких аудиторий у организации может быть более одной, но для каждой отдельной маркетинговой коммуникации выбирается определенная группа людей с похожими характеристиками. Например, это могут быть акционеры, от экономической активности которых может зависеть годовая прибыль компании. Также целевой группой определенной маркетинговой коммуникации может стать торговый персонал, правильная мотивация которого может повлиять на рост продаж, ускорение привлечения новых клиентов и эффективность работы компании в целом.
Маркетинговые инструменты для работы с целевой аудиторией
Способов влияния на нужную группу людей может быть множество. Их выбор зависит от самой контактной целевой аудитории и от того, какие цели ставит перед собой компания. Это может быть как раздача листовок, так и благотворительные балы и всевозможные массовые увеселительные мероприятия, о которых обязательно захотят рассказать местные средства массовой информации. Таким способом одновременно можно получить внимание искомых контактных аудитории в лице СМИ, потенциальных покупателей, определенных организаций и широкой общественности в целом.