Возрастная психология.

Возрастная психология - это одна из отраслей психологической науки. Она изучает закономерности и факты развития человека, а также его психику и ее возрастную динамику. 

Объектом изучения возрастной психологии считается нормальный, здоровый, изменяющийся и развивающийся в онтогенезе человек. Она выделяет различные возрастные изменения в поведении человека и старается их объяснить, раскрыть все закономерности приобретения им знаний и опыта. В центре внимания данной отрасти психологической науки находятся разные формы психической организации, которые типичны для отдельных периодов и этапов жизни людей. Основная ее задача - изучить и исследовать психическое развитие человека от рождения до самой его смерти. 

Предмет возрастной психологии - это возрастные периоды развития, механизмы и причины перехода от одного к другому, общие тенденции и закономерности, направленность и темп психического развития человека в онтогенезе.

Наиболее важная часть возрастной психологии - детская психология. Понятие предмета данной науки трансформировалось с течением времени из-за того, что менялась методология исследования. Вначале в конце 19 - начале 20 века ученые стремились к тому, чтобы накопить конкретные данные, эмпирические сведения, изучить феноменологию психического развития именно в детские годы. Их интересовало, что происходит в этот период в детском развитии, какие новые умения появляются у ребенка, в какой последовательности и когда. Эта задача выполнялась при помощи таких методов, как наблюдение и срезового эксперимента. 

В середине 20 века исследователи начинают уделять больше времени тому, каковы условия, факторы и движущие силы психического развития. В настоящее время можно выделить теоретические задачи возрастной психологии. Во-первых, изучить движущие силы, механизмы и источники психического развития на протяжении всего жизненного пути человека. Во-вторых, составить периодизацию психического развития людей в онтогенезе. В-третьих, изучить различные возрастные особенности, а также закономерности протекания психических процессов (внимания, памяти, восприятия), то есть как они возникают, проходят путь становления, изменяются, совершенствуются, деградируют и компенсируются. В-четвертых, установить возрастные особенности, закономерности, возможности осуществления тех или иных видов деятельности, процесса усвоения знаний. В-пятых, исследовать возрастное развитие личности.

Большое количество ученых, которые оставили весомый след в науке, обязательно занимались вопросами, которые решает возрастная психология. Большое внимание уделил детской психологии Л.С. Выготский. 

Возрастная психология имеет и ряд практических задач. Во-первых, она призвана определить возрастные нормы различных психических функций, выявить творческий потенциал человека и его психологические ресурсы. Во-вторых, создать службу контроля за всем ходом психического развития, оказания посильной помощи родителям, которые находятся в проблемных ситуациях. В-третьих, проводить возрастную и клиническую диагностику. В-четвертых, выполнять функции психологического сопровождения, помогать в периода кризиса. В-пятых, оптимально организовать учебно-воспитательный процесс. 

Возрастная психология использует знания и опыт близких ей наук: общей, генетической, педагогической и социальной психологии. Кроме того, она опирается на различные знания естественных наук: геронтологии, культурологии, педагогики, медицины, социологии, этнографии, логики, языкознания, искусствоведения, литературоведения и прочих областей науки. Возрастная психология раскрывает закономерности становления психики и делает их достоянием общественности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.