Психология – это наука, изучающая различные психические процессы, явления и состояния. К познавательным психическим процессам относятся ощущения, представления, восприятие, воображение, речь, мышление, запоминание, воспроизведение, сохранение и пр. В этой статье мы подробнее остановимся на таком познавательном психическом процессе, как ощущение. Виды его разнообразны, и разными учеными классифицируются по разным признакам. Мы проведем обзор работ некоторых из них.
Что представляют собой ощущения?
Они являются отражением отдельных свойств явлений и предметов, которые в данный момент воздействуют на те или иные органы чувств. У ощущений есть свои особенности: они непосредственны и сиюминутны, а еще для того, чтобы они возникли, необходимо воздействие. Например, человек притрагивается к предмету, пробует на вкус, положив на язык что-то, нюхает, поднося его к ноздрям. Такое непосредственное воздействие называется контактным. Оно раздражает определенные клетки рецептора, которые являются чувствительными к тому или иному раздражителю. Это означает, что психологические процессы “ощущение” и “раздражение” тесно взаимосвязаны друг с другом, при этом второй представляет собой физиологический процесс, во время которого в нервных клетках организма возникает возбуждение. Оно передается по специальным нервным волокнам, которые называются афферентными, в соответствующий участок головного мозга, где процесс из физиологического превращается в психический, а индивид ощущает то или иное свойство предмета или явления.
Сенсибилизация и синестезия
Ученные установили, что органы чувств человека способны изменять свои характеристики, чтобы приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды. В данном контексте хочется обратить внимание на такое понятие, как сенсибилизация. Это есть повышение чувствительности в результате возникновения других раздражителей или в результате взаимодействия нескольких ощущений. Так, довольно часто под воздействием одного раздражителя возникают ощущения, типичные для иного раздражителя. Специалисты считают, что подобные явления связаны с синестезией. Данное понятие переводится с греческого как “единовременное ощущение” или “совместное чувство”. Оно представляет собой психическое состояние, во время которого раздражитель действует на тот или иной орган чувств и, независимо от воли человека, может вызвать не только соответствующий данному органу вид ощущения, но и добавочный, который характерен для другого органа чувств. Так, например, есть теория, проверенная на опытах, согласно которой цветовые сочетания имеют влияние на чувствительность к температурам: зеленый и синий принято называть холодными тонами (смотря на них, человек может испытывать ощущение прохлады), а вот желто-оранжевое сочетание, наоборот, вызывает ощущение теплоты. Дизайнеры интерьеров всегда учитывают это при составлении дизайн-проекта.
Критерии классификации
Поскольку ощущений у человека великое множество, то психологи решили подразделить их на несколько групп. Они довольно вместительные, однако все соответствуют тем или иным признакам. Именно по ним и проводится классификация видов ощущений. Итак, к критериям относятся:
- место расположения рецепторов;
- наличие или отсутствие непосредственных контактов между рецептором и раздражителем, вызывающим то или иное ощущение;
- время его возникновения в профессии эволюции;
- модальность раздражителя.
Систематизация ощущений по Ч. Шеррингтону
Этот английский ученый считает, что основные виды ощущений в психологии – интерорецептивные (органические), проприорецептивные и экстерорецептивные. Первые сигнализируют о тех состояниях, которые происходят в живом организме, например, болезненность, жажда, голод и т. д. Они относятся к наименее осознаваемым и наиболее диффузным формам ощущений, и практически всегда сохраняют в сознании близость к эмоциональным состояниям. Вторые располагаются в мышцах и сухожилиях, например, на стенках желудка. Они помогают головному мозгу получить информацию о положении частей тела и их движениях, то есть составляют афферентную основу движений человека. Следовательно, этот вид ощущений играет наиважнейшую роль для регуляции движений. К ним относятся статическое ощущение, то есть равновесие и кинестетическое или двигательное ощущение. Рецепторы данной чувствительности называют тельцами Паччини. А вот экстерорецептивные виды ощущений возникают, когда на рецепторы, расположенные в верхних слоях кожи, воздействуют внешние стимулы. А они, в свою очередь, могут быть самыми разнообразными.
Виды чувствительности по Хэду
Согласно теории этого выдающегося британского невролога, чувствительность бывает всего лишь двух видов: протопатическая и эпикритическая. Первая - более простая, даже примитивная и аффективная. К данной группе относятся органические чувства, то есть голод, жажда и др. А вот эпикритическая - она более тонко дифференцирующая, рациональная. К ней относятся основные виды ощущений: зрение, обоняние, слух, осязание и вкус.
Другие классы ощущений
В психологии также выделяют дистантные и контактные классы ощущений. К первым относятся визуальные и слуховые, причем зрительные передают 85 процентов информации об окружающем нас мире. Контактными, естественно, являются осязательные, обонятельные и вкусовые. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что каждый из видов ощущений дает нам специфическую информацию о том или ином явлении или предмете внутри или вокруг нас. Однако если приступить к их более глубокому изучению, то можно понять, что все они объединены чем-то закономерным.
Общие характеристики
Психологи считают, что все, а не только основные виды ощущений, имеют общие закономерности. К ним относятся так называемые «пороги ощущений». Иначе они называются уровнями чувствительности, которая, в свою очередь, является способностью к распознаванию качества и величины раздражителя. «Порог ощущений» - это психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителя. Эти пороги очень важны для всех видов ощущений человека.
Мера чувствительности
Есть несколько степеней ощущений, а значит, - порогов. Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, вызывающая легкое, едва заметное ощущение, а наибольшая величина раздражителя, соответственно, называется в психологии верхним порогом чувствительности. Чтобы было понятно: за этим порогом свет как раздражитель ослепляет, и на него уже нет возможности смотреть. Важность порогов заключается в том, что они помогают людям улавливать даже незначительные перемены в параметрах внутренней и внешней среды, например силу вибрации, уровень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, уровень тяжести и прочее. Независимо от видов ощущения и восприятия пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. С чем же связана их величина? Считается, что наибольшее влияние на повышение степени чувствительности имеет характер трудовой деятельности человека, его профессия, интересы, мотивы, степень тренированности, как физическая, так и интеллектуальная.
Восприятие
Принято считать, что ощущение тесно взаимосвязано с другим, более сложно организованным психологическим процессом, - восприятием. Что оно собой представляет? Восприятие – это целостное отражение явлений и предметов, явлений окружающего нас мира при их воздействии (непосредственном) в данный момент на органы чувств и вызывающих различные виды ощущений. Восприятие делится на следующие виды: слуховое, осязательное, зрительное, обонятельное, вкусовое и двигательное (кинестезическое).
Связь между восприятием и степенью чувствительности
Если помните, в главе о мерах чувствительности мы рассказывали о том, что, перейдя через абсолютный верхний порог, свет может ослеплять или, например, от чересчур громкого звука можно оглохнуть. Связано ли это с процессом восприятия? Конечно же, да, однако здесь не все однозначно, поскольку это не всегда бывает объективно, и не во всех случаях трезво оценивается интенсивность того или иного раздражителя. При резком физическом или эмоциональном переутомлении восприимчивость, вне зависимости от силы раздражителя, может повыситься, и тогда у человека возникнет острое раздражение относительно самых обычных вещей. При одних и тех же обстоятельствах может также встречаться и понижение восприятия - гипостазия, острой формой которой являются галлюцинации.
Иллюзии и галлюцинации
Иногда в сознании человека возникают какие-то образы, несмотря на то что каких-либо внешних раздражителей, вызывающих их, нет. Эти мнимые восприятия называют галлюцинациями. Однако их нужно отличать от иллюзий, которые, по сути, являются ошибочными представлениями относительно реально существующих вещей и явлений. Острое раздражение, галлюцинации и иллюзии являются состояниями, которые могут сопровождать процесс ощущений. Виды органов чувств, участвующих в нем, не так важны. Это может быть и зрение, и обоняние, и слух и т. д.
Понятие “ощущение”: виды, свойства и физиологическая основа
Давайте еще раз приведем определение данного понятия. Ощущение является познавательным психическим процессом отражения тех свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в определенный момент. Физиологической основой ощущения являются анализаторы - каналы, через которые человек получает информацию об окружающем мире. Они состоят из трех частей:
- Нервные окончания, которые иначе принято называть рецепторами.
- Проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в головной мозг.
- Центральные корковые отделы анализаторов, в которых происходит обработка сигналов, исходящих от рецепторов.
Эффективность этого сложного процесса во многом зависит от свойств видов ощущений, и к ним относятся интенсивность, длительность, латентность и последствие ощущения.
Интермодальные ощущения
Есть ощущения, которые не связаны с определенной модальностью, поэтому их принято называть интермодальными. Это вибрационная чувствительность, в которой участвуют как тактильно-моторные, так и слуховые ощущения. Согласно известному психологу Л. Е. Комендантову, тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия именно звука. В жизни глухих, а также слепоглухонемых людей такая чувствительность играет большую роль. Они могут почувствовать приближение грузового автомобиля за несколько минут до того, как он станет виден.