Чтобы разобраться во всем многообразии различных мировых верований, необходимо коснуться такого вопроса, как типология религии. Эта статья будет интересна не только специалистам данной области, но и людям, которые просто хотят понять мировоззренческие взгляды тех, кто живет с ним бок о бок в многонациональной стране.
Прежде всего, нужно сказать о том, что такое типология. Это разделение какого-либо явления на отдельные категории, согласно существенным отличительным признакам.
Множество подходов
Далее будет рассмотрен вопрос о типологии религии и классификации ее.
Все предпринимавшиеся когда-либо попытки систематизировать верования можно причислить к одному из представленных ниже пунктов. Итак, вот эта несложная классификация типологий религии.
- Эволюционный подход.
- Морфологический подход.
Ряд ученых рассматривал все верования с древнейшего и до настоящего времени как эволюцию религиозного сознания. Первобытные мистические культы они причисляли к примитивным образцам культуры, которые позже были усовершенствованы.
Такая типология религии монотеизм и политеизм описывает как следующую ступень развития человеческого сознания. Эти ученые связывают появление данных верований с завершением формирования некоторых процессов мышления, таких как синтез, анализ и так далее.
Данная типология религии получила название эволюционного подхода.
Однобожие и многобожие
Монотеизм и политеизм, их сущность будут описаны ниже. Теологи, придерживающиеся эволюционной точки зрения, говорят о том, что второе из этих явлений возникло раньше. Поклонение силам природы, которое существовало в первобытном мире, постепенно привело к тому, что человек стал отождествлять каждую стихию с личностью конкретного бога, ее покровителя.
Каждое племя также имело своего небесного заступника. Постепенно это божество приобретало первичное значение по отношению к другим. Так возник монотеизм - поклонение одному-единственному богу. В качестве примеров политеистических религий можно привести поклонение сонму древнегреческих олимпийских богов. Они, как правило, не многим отличались по своему поведению и внешним характеристикам от простых смертных людей.
Эти боги так же, как и человек, не обладали нравственным совершенством. Им были присущи все пороки и грехи, характерные для людей.
Вершиной развития религиозного сознания, по мнению ученых, разрабатывающих эту типологию религии, является монотеизм - вера в единого бога.
Среди философов, придерживавшихся эволюционной точки зрения на религию, был выдающийся мыслитель Гегель.
Морфологический подход
Говоря о типологии религий и ее классификации, стоит упомянуть о том, что другие, не менее именитые ученые, были склонны разделять все верования, основываясь на отдельных характеристиках самих религий. Этот поход получил название морфологического, то есть рассматривающего отдельные составные части учений.
Согласно этим принципам типологии, многообразие религий и их разновидностей рассматривалось неоднократно в истории науки. Далее будут приведены сведения о таких попытках систематизировать верования.
Область распространения
Согласно территориальному признаку, разделяет все верования еще одна типология религий. Родоплеменные, национальные, мировые религии - таковы ее пункты.
Все древнейшие культы, существовавшие у первобытного человека до появления государственности, имели распространение, как правило, в рамках сравнительно небольших групп людей. Поэтому они называются родоплеменные. Другая трактовка этого термина говорит, что его имя указывает на первобытнообщинный строй, при котором люди создавали подобные культы.
Национальные религии
Они появились в эпоху образования первых цивилизаций, то есть, с началом государственности. Как правило, эти верования носили ярко выраженный национальный характер. То есть, они предназначались для какого-либо конкретного народа, учитывали его традиции, обычаи, менталитет и так далее.
Обычно нации, носители таких религий имели представление о своей богоизбранности. Например, иудаизм заключает в себе учение о том, что Всевышний оказывает свое покровительство в первую очередь евреям.
Мировые религии
Излагая вопрос о типологии религии кратко, невозможно обойти вниманием верования, которые не содержат в себе каких-либо национальных черт, и предназначены для людей, живущих в разных уголках мира, не зависимо от их моральных убеждений, культурных особенностей и среды их обитания.
Такие религии называются мировыми. В настоящий момент к ним можно причислить христианство, ислам и буддизм. Хотя многие ученые говорят о том, что последнюю из перечисленных религий следует относить к философским концепциям. Это объясняется тем, что в классическом варианте буддизма отрицается существование бога как такового.
Поэтому его часто называют самым атеистическим вероучением.
Проще простого
В настоящий момент не существует какой-либо единой, общепринятой типологии религии.
Верование человека - явление столь многогранное, что все его нюансы не умещаются ни в одной из существующих классификаций.
Наиболее кратко типология религии может быть представлена следующим образом. Многие люди разделяют для себя все существующие в мире верования на истинные и ложные. К первым они, как правило, относят в полной мере только свою религию, а иногда и некоторые родственные ей, но, с рядом оговорок. На принципе «верности» основан ряд других типологий религии, самой известной из которых является мусульманская. Согласно этой теории, существует три вида верований.
К первому из них, которые принято называть истинной религией, исламские богословы причисляют только мусульманство.
Ко второму типу относятся так называемые покровительственные, или религии книги. К ним причисляют христианство и иудаизм. То есть к данной группе относятся те религии, которые полностью или частично признают Ветхий Завет. В теологии есть и другое название для этой группы. Так, некоторые ученые именуют их авраамическими по имени Авраама - человека, который первым принял закон от Бога.
Все остальные верования относятся, согласно этой классификации, к ложным.
Таким образом, можно утверждать, что на принципе истинности основываются многие типологии религии и их классификации.
Отношение к Иисусу Христу
Внутри этой «исламской» типологии религии второй ее пункт, который включает в себя авраамические верования, может в свою очередь разделяться на подпункты, в зависимости от отношения той или иной религии к личности Иисуса Христа. Например, в иудаизме Сын Божий не почитается. Иисус Христос в этой религии считается лжепророком, а само христианство - назарейской ересью.
Ислам же считает Спасителя великим праведником.
Эта религия ставит Иисуса Христа на второе место по значимости после пророка Мухаммеда.
Кардинальное отличие от христианства в данном вопросе заключается в том, что ислам не признает божественной природы Спасителя, а считает его лишь одним из числа наиболее почитаемых праведников, святость которых позволила Богу послать им свое откровение. Христиане же считают Иисуса не просто одним из людей, а личностью, в которой божественная сущность соединилась с человеческой. Приверженцы этой религии воспринимают Его, как Спасителя, без которого никто из когда-либо живших людей не смог бы попасть в Царствие Божие из-за своей падшей, греховной природы.
Таким образом, согласно этой типологии религии отношения к Христу, все авраамические верования могут быть разделены на следующие группы:
- Религии, признающие Иисуса Христа и его божественную сущность.
- Верования, почитающие Спасителя, но отвергающие учение о его неземной природе.
- Религии, не признающие Иисуса Христа, считающие его лжепророком.
Типология религии по Осипову
Виднейший православный богослов, преподаватель Московской духовной академии, Алексей Ильич Осипов в своих лекциях дает свою классификацию верований.
Его типология религии основывается на отношении человека к Богу.
Согласно этой системе, все существующие верования можно разделить на следующие подгруппы:
- Мистические культы.
- Юридические религии.
- Религии предопределения.
- Синергии.
По словам профессора, одна и та же религия может быть одновременно причислена к нескольким пунктам данной классификации. Далее будет рассмотрена кратко эта типология религий.
Мистические культы
Для религий этого типа характерно практически полное отрицание существования Бога в том смысле, в котором его рассматривает христианство. То есть для людей с мистическим сознанием не существует божества, обладающего личностью, способного на творческие акты, а также по своей воле участвующего в жизни человечества. Огромную роль в таких религиях играют различные ритуалы, обряды и так далее. Для приверженцев верований этой группы произнесение заклинаний, выполнение тех или иных действий само по себе имеет сакральное значение. Правильное отправление культа влечет за собой благоприятные изменения в жизни человека. При этом сам верующий чаще всего не должен прилагать никаких духовных усилий, кроме контроля над верным исполнением обрядов.
Стремления, идеалы и цели жизни для приверженцев подобных верований ограничиваются видимым, материальным миром.
К таким религиям можно отнести шаманские верования народов севера, культ Вуду, религии американских индейцев и так далее. Также к этой группе причисляют различные виды язычества, такие как вера в пантеон греческих и римских богов, древнеславянские культы и так далее.
Юридические религии
Вторым пунктом этой типологии религий являются верования, основанные на так называемом юридическом восприятии действительности. То есть, верующие люди, причисляющие себя к таким конфессиям, рассматривают все происходящее в этом мире как наказание или награду, которую Господь Бог посылает своим детям, то есть людям. А соответственно, для того чтобы удостоиться милости Всевышнего, необходимо совершить определенные высоконравственные поступки. А в случае, если человек нарушает законы, данные ему свыше, он подвергается наказанию, соразмерному тому злодеянию, которое было совершенно. Поэтому люди, которые реализовали свой жизненный потенциал, имеют престижную работу, определенное финансовое состояние и так далее, заслуживают уважения собратьев по вере. Это объясняется тем, что согласно данному мировоззрению, лицо, которому были ниспосланы свыше материальные блага, вне всякого сомнения, является достойным их, поскольку Господь проявляет свою милость лишь к тем, кто исполняет все заповеди и законы духовной жизни.
К таким религиям можно отнести иудаизм, который соответствует всем критериям этого пункта данной типологии религий. Известно, что в древней иудеи существовал особый чин духовенства, который назывался фарисейством. Его представители славились беспрекословным следованием заповедям. Эти люди были одним из наиболее уважаемых общественных классов. Правда, стоит сказать и о том, что наряду с ними также существовали и другие религиозные деятели, как, например саддукеи, которые отрицали все существовавшие правила. Эти направления мирно уживались в рамках одной религии - иудаизма.
Западное христианство
Элементы юридического типа присутствуют и в современном католицизме, а также некоторых других направлениях так называемого западного христианства.
Например, в основе католического вероучения лежит понятие о заслугах перед Господом Богом. Так, человек, совершающий какой-либо поступок, который одобряется религиозной моралью, считается благодетелем. Его чувства, помыслы, а также мотивы совершения данного поступка обычно не учитываются. Важен лишь сам факт того, что действие произведено. Данный религиозный догмат нашел воплощение в таком феномене, как индульгенция. Как известно, в средневековых католических странах человек, неуверенный в достаточном количестве собственных благородных поступков, мог купить бумагу, свидетельствовавшую о том, что ему приписываются благодеяния, которые были совершены святыми людьми. Согласно католическому учению, у некоторых праведников количество добрых дел превышает число, необходимое для спасения. Поэтому заслуги угодников могут послужить на благо их менее благочестивых собратьев по вере.
Такие избыточные благодеяния носят обычно название сверх заслуг. Помимо всего прочего, к ним причисляют пострижение в монахи. Поэтому некоторые католические святые в своих молитвах приносили Богу прошения не о спасении собственной души, вместо этого они просили Всевышнего о помиловании других, в том числе, и носящих священнический чин.
Предопределение
Многообразие религий и принципы их типологий были отражены в научных трудах многих богословов. К одной из наиболее популярных классификаций относится система профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. Третий пункт этой типологии занимают религии предопределения. Как правило, в этих верованиях нет культа почитания святых, иконописных изображений и так далее. Отрицается также необходимость борьбы с человеческими грехами. Так, одна из религий данного типа, протестантизм, говорит об отсутствии необходимости покаяния.
Приверженцы этой веры объясняют данное обстоятельство тем, что, по их мнению, Христос, придя в мир, искупил все прошлые, настоящие и будущие грехи человечества. Этим самым, по словам протестантских богословов, Спаситель предоставил каждому уверовавшему в него, возможность в будущей жизни войти в Царствие Небесное. К таким религиям, кроме упомянутого протестантизма, можно отнести буддизм, поскольку сами приверженцы этого вероучения и их духовные наставники призывают к тому, чтобы забыть о своих несовершенствах, а сосредоточиться только на сильных сторонах своего характера и личности.
Синергия
Это слово в переводе с греческого означает "сотрудничество". Религии, рассматривающие взаимоотношения человека и Бога как проявление именно такого принципа, составляют четвертую группу данной классификации. Примером подобных верований может быть православие.
В этом направлении христианства цель человеческой жизни заключается в существовании по тем заветам, которые дал человечеству Иисус Христос, то есть в борьбе с собственными грехами, с падшей природой.
Но, согласно данному вероучению, такая деятельность не может принести положительного результата без помощи свыше, без общения с Богом и без совершения таинства причащения. Все это, в свою очередь, возможно только при наличии у человека веры, благоговения перед Всевышним и раскаяния за свои грехи. В подтверждение этого тезиса православные проповедники обычно приводят слова из Евангелия, где Господь говорит о том, что он стучит в дверь человеческих жилищ, и те люди, которые откроют ему, будут праздновать и веселиться с ним. Это говорит о том, что Всевышний не может идти против свободной воли человека, люди сами должны выйти навстречу Ему, то есть жить по заповедям Божьим, так как сам Спаситель сказал, что Его любит тот, кто исполняет заповеди.
Региональные особенности
В настоящей главе будет представлена еще одна классификация верований. Эта типология религий основана на географических особенностях существования конфессий.
В данной системе существует огромное множество пунктов. Например, выделяют африканские религии, верования народов Крайнего Севера, североамериканские религии и так далее.
Разделение по таким критериям интересно, прежде всего, не с точки зрения особенностей местности, в которой обитают последователи той или иной религии, ее рельефа и полезных ископаемых, в с позиции рассмотрения социокультурных нюансов.
Такие сведения в огромной степени полезны для расшифровки смысла трудных для восприятия частей религиозной литературы. Так, например, человек, не знакомый с характером жизни и быта древних евреев, вряд ли сможет понять, почему в Ветхом Завете рекомендуется приносить в жертву именно годовалого ягненка.
Дело в том, что древний Израиль был по сути своей животноводческим государством. То есть основным источником доходов и пропитания было выращивание домашнего скота. В основном это были овцы. В первый год жизни животные требуют наиболее бережного отношения к себе и ухода. Поэтому особь, достигшая годовалого возраста, воспринимается в этих условиях почти как член семьи. Принесение в жертву такого питомца - дело нелегкое с эмоциональной точки зрения.
Классификация по источнику религиозных знаний
Типология религии по происхождению говорит о том, что все верования можно разделить на естественные и откровения.
К первым следует причислить те из них, которые обожествляют различные силы природы. Знание их сущности проистекает из повседневных наблюдений.
Религия откровения - вероучение, согласно которому все необходимые законы жизни были раскрыты людям самим Богом. В настоящее время известны в типологии религии 3: христианство, ислам и иудаизм.
Классификация государств
В данной статье нельзя обойти еще один важный вопрос. Для полного понимания проблемы классификации вероучений нужно знать и типологию государств по отношению к религии.
Атеизм
Первым пунктом в типологии государств по отношении к религии стоят страны, отвергающие поклонение богу.
В них в более или менее жесткой форме проводится антирелигиозная политика. В таких странах нередко существуют организации, призванные разрабатывать мероприятия по борьбе с различными духовными культами и их служителями. Иногда в атеистических государствах предпринимаются такие радикальные меры, как репрессии священнослужителей.
Примерами таких стран могут быть СССР, северная Корея и некоторые государства так называемого социалистического лагеря.
Светские страны
Существуют также государства, которые не запрещают их гражданам иметь какие-либо религиозные убеждения, участвовать в обрядах, богослужениях и так далее. Власти не препятствуют строительству культовых учреждений, храмов. Однако в данных странах церковь полностью отделена от государства и не имеет политической силы. В свою очередь, правительство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций, за исключением случаев, когда нарушается законодательство. Подобной страной в настоящее время является Российская Федерация.
Клерикальные страны
Такое название имеют государства, где представители церкви играют определенную политическую роль. Как правило, в них существует религия, которая занимает привилегированное положение, по отношению к остальным. В качестве примера можно назвать Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, где англиканская церковь имеет определенную политическую власть.
Теократия
Такой политический режим существует в странах, где власть полностью сосредоточена в руках церкви. Глава единственной официальной религиозной организации является одновременно и политическим лидером.
Самый яркий пример такой страны - малое государство Ватикан. Как известно, в этой стране Папа Римский является в одно и то же время верховным правителем и главой католической церкви.
Заключение
В данной статья была рассмотрена проблема типологии религии и ее оснований (различных существенных признаков вероучений). Это явление, как и сама вера - понятие весьма сложное и многогранное. А поэтому, не существует единой общепринятой типологии. Некоторые из имеющихся на сегодняшний день вариантов были рассмотрены в отдельных главах.
Сложность, а, по мнению многих ученых, и невозможность создания универсальной типологии, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о том, что же следует называть религией. Является ли, например, католицизм отдельной верой или это только одно из направлений христианства? Не менее сложно бывает причислить в типологии религии к монотеизму и политеизму ту или иную конфессию.