НИИ “Аргон” (Москва, Варшавское шоссе, 125) - предприятие по разработке бортовых ЦВМ и средств вычислительной техники

2022 год знаменателен для НИИ “Аргон” - исполнилось 75 лет с момента основания этого легендарного научно-исследовательского института, внесшего неоценимый вклад в развитие отечественной вычислительной техники.

Истоки: создание СКБ-245

Все началось в далеком 1948 году с создания Специального конструкторского бюро No 245 (СКБ-245) - именно это подразделение Министерства промышленности средств связи СССР положило начало будущему НИИ “Аргон”. Первым руководителем СКБ-245 стал Гавриил Нестерович Поваров - талантливый инженер и организатор производства.

Разработчики ЭВМ в 1954 году НИИ АРГОН

Уже в 1951 году коллектив молодых инженеров СКБ-245 под руководством Поварова создал электронно-вычислительную машину «Стрела» - первую отечественную ЭВМ, запущенную в серийное производство. Вслед за «Стрелой» последовали и другие успешные разработки - ЭВМ «Урал-1», а затем машины М-20 и М-220, которые использовались в системах противовоздушной обороны страны.

ЭВМ Урал-1

«Аргон» - пионер бортовых ЦВМ

Начиная с 1964 года профиль деятельности института резко меняется - теперь задачей ставится разработка бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) для ракетно-космической отрасли и авиации. Само название «Аргон» как раз и символизирует смену курса: АРГОН расшифровывается как «Автоматические Расчетные Гибкие Основы Навигации».

«Аргон» становится головной организацией страны в этой перспективной области. И уже в 1966 году создается первая отечественная бортовая ЦВМ «Аргон-11С», предназначенная для использования на пилотируемых космических кораблях серии «Союз». Этой разработкой институт задал высочайшую планку качества для всех последующих поколений БЦВМ.

Бортоая ЭВМ разработанная в 1977 году

Первое поколение «Аргонов»

В 1966-1980 годы коллектив НИИ «Аргон» создал целую линейку БЦВМ первого поколения, работавших на ламповой элементной базе, а затем на первых советских микросхемах. Это машины, предназначенные для космических аппаратов («Аргон-12С», «Аргон-16»), бортовые компьютеры для авиации и подвижных наземных комплексов («Аргон-15»), ракетная БЦВМ «Аргон-17», «Аргон-1М» и другие.

Огромное количество систем использовало БЦВМ «Аргон» в те годы. Это и единая система управления всеми родами Вооруженных Сил СССР, и системы для новых зенитно-ракетных комплексов ПВО, и автоматизированные системы управления воздушным движением, и бортовые компьютеры для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.

Унифицированные БЦВМ второго поколения

С середины 1970-х годов институт начинает разработку принципиально нового поколения БЦВМ - унифицированных машин, которые могут применяться в различных областях - авиации, наземных комплексах ПВО, космических системах.

Были созданы два семейства унифицированных БЦВМ:

  • Машины серии А-30, А-40 и А-50, ориентированные на обработку больших объемов данных в автоматизированных системах управления Вооруженных Сил;
  • БЦВМ архитектуры «Поиск» (индексы Ц100, Ц101, Ц102), предназначенные для новейших на тот момент истребителей МиГ-29 и Су-27.

Применение этих новых БЦВМ позволило существенно повысить эффективность и боевые возможности авиационных и наземных комплексов Вооруженных Сил СССР в 1970-1980-е годы.

Урал-1, ЭВМ НИИ Аргон, 1956 г.

Технологии 1990-х - борьба за выживание НИИ

Наступившие в 1990-е годы перемены в стране не лучшим образом сказались на положении НИИ «Аргон». Резкое сокращение государственного финансирования оборонной промышленности поставило под вопрос само выживание института.

Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях сотрудники НИИ продолжали работу над новыми перспективными разработками. Были заложены основы для создания БЦВМ следующего, третьего поколения.

Специализированный вычислительный комплекс для ПВО 5Э61 (1962 г.)

«Аргон» обеспечивает российские модули МКС

Несмотря на экономический кризис 1990-х годов, НИИ «Аргон» сохранил свой научный потенциал и школы разработки бортовой техники. Это позволило предприятию внести вклад в программу Международной космической станции (МКС).

«Аргон» создал бортовые системы для российских модулей МКС - «Звезда», «Пирс» и других. Это обеспечило долговременную безопасную работу станции на орбите.

Новые горизонты: спутники «Ямал»

В 2000-е годы НИИ «Аргон» активно развивает новое перспективное направление - создание бортовой аппаратуры для отечественных телекоммуникационных спутников. Так появились приборы для космических аппаратов серии «Ямал» нового, пятого поколения.

Бортовая аппаратура НИИ «Аргон» обеспечивает высокую надежность спутников при длительной работе на орбите. Эти разработки существенно повысили возможности российской орбитальной группировки по предоставлению спутниковой связи и передаче данных.

сотрудник НИИ Аргон

«НИИ» сегодня и завтра

За 75 лет легендарная истории НИИ «Аргон» прошел славный путь - от первых встраиваемых вычислительных модулей для систем ПВО до построения высоконадежных компьютеров нового поколения для освоения космоса.

Сегодня по адресу на Варшавском шоссе, 125 в Москве по-прежнему кипит научная и конструкторская работа. Институт продолжает разрабатывать перспективные проекты, определяющие будущее отечественных информационных и вычислительных технологий.

Коллектив НИИ гордится своей историей и традициями. И с оптимизмом смотрит в будущее, готовя новые разработки, достойные великих достижений прошлого.

НИИ АРГОН

Высокие стандарты качества

Одним из ключевых факторов успеха НИИ «Аргон» на протяжении десятилетий было безукоризненное качество выпускаемой продукции. Институт всегда придерживался самых высоких стандартов в этой области.

Еще первая созданная в 1966 году БЦВМ «Аргон-11С» прошла уникальную на то время программу наземно-климатических испытаний. Это позволило полностью подтвердить работоспособность компьютера в условиях космического полета.

Жесткие требования заказчиков

Высочайшие стандарты качества для изделий «Аргона» диктовались в первую очередь жесткими требованиям заказчиков из Министерства обороны и предприятий авиакосмической отрасли.

БЦВМ НИИ «Аргон» эксплуатировались на самых ответственных объектах - самолетах, ракетах, космических аппаратах. От их безупречной работы зависели жизни людей и боеготовность страны.

Признание на международном уровне

Высочайшее качество и надежность продукции НИИ «Аргон» неоднократно получали признание на международном уровне. Так, в 1999 году на Всемирном салоне изобретений в Брюсселе институт был награжден Золотой медалью за разработку технологии производства высоконадежных БЦВМ.

Собственные инновационные решения

Для достижения высочайшего качества и надежности бортовой техники в НИИ «Аргон» активно внедряли собственные инновационные решения. К примеру, была разработан технология проектирования отказоустойчивых БЦВМ, позволяющая многократно повысить время их безотказной работы.

Традиции, определяющие будущее

Строгое следование высочайшим стандартам качества и постоянный инновационный поиск - эти традиции, заложенные в НИИ «Аргон» за 75 лет работы, по-прежнему определяют и будущее института.

Они позволяют успешно конкурировать с ведущими мировыми разработчиками вычислительной техники и создавать по-настоящему надежные решения для ответственных применений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.