Самокритичность - это свойство, присущее человеку, который способен адекватно оценивать свое поведение в реальной жизни, признавать совершенные им ошибки, стараться исправлять их.
Определение термина
Самокритичность - это качество, для которого существует несколько определений. Например, под этим термином подразумевается трезвая оценка самой личностью разных жизненных условий, признание промахов, проступков. Такое качество проявляется в критичном отношении к собственному «я». Некоторые психологи считают, что самокритичность - это отсутствие эгоизма, наличие самоуважения.
Преимущества
Попробуем выявить те отличительные характеристики, которые можно будет считать достоинствами данного качества.
Самокритичность, скромность – это те отличительные качества, которые все реже встречаются в современном поколении.
В качестве достоинств такой личности можно отметить следующее:
- самосовершенствование предполагает определенные усилия, прикладываемые человеком для получения новых знаний;
- способность признавать собственные недостатки позволяет проводить корректировку собственных действий для достижения результатов в определенной сфере деятельности;
- люди, имеющие здоровую самооценку, анализируют свои действия, делают правильные выводы, устраняют проблемы и погрешности.
Самокритичность - это уважение не только к себе, но и к окружающим людям. Только человек, способный к самоанализу, может признавать собственные ошибки, идти на компромисс с собеседником.
Недостатки
Помимо многочисленных положительных параметров, у данного качества личности есть и определенные минусы.
Самокритичность, скромность, гордость характеризуют того человека, который чрезмерно требователен к себе. Это приводит к самоунижению, провоцирует возникновение депрессивного состояния. Возникает такая ситуация, при которой человек начинает видеть в себе только отрицательные качества, не замечает своих лучших сторон. При длительном самобичевании возникают разнообразные психические патологии, выйти самостоятельно из депрессии удается далеко не всем.
Высказывания о самокритичности
Данным качеством обладают персонажи многих литературных произведений, создаваемых отечественными и зарубежными писателями. Примеры самокритичности – высказывания великих философов, научных деятелей, художников и поэтов - свидетельствуют о том, как часто о данном качестве задумываются талантливые и одаренные люди.
Например, Сократ говорил, что он знает только то, «что ничего не знает». Особый интерес вызывает самокритичность Обломова в романе Гончарова. Главный герой этого произведения постоянно анализирует свои поступки, относится к себе с пренебрежением.
Многие люди в обществе представляют себя в роли жертвы, не хотят признавать собственные ошибки, не планируют их исправлять.
Правила
Для того чтобы развивалась самокритика, необходимо знать некоторые правила:
- трудно найти идеальных людей;
- не стоит отступать, если вы уверены в своей правоте;
- необходимо прислушиваться к интуиции;
- нужно получать удовольствие, не терять чувство юмора.
Самокритика является осознанной оценкой своих положительных характеристик как личности.
Например, план молодости, самокритичности Обломова можно считать той ценностью, которой владеют и пользуются далеко не все.
Проблемы из детства
Проблемы, связанные с самокритикой, начинаются с детства. Когда родители из лучших побуждений невольно занижают самооценку своих детей, они не догадываются, какие последствия это будут иметь для детей.
К примеру, мамы возлагают на своих малышей высокие надежды, а если они не оправдываются, принижают самооценку, критикуя их.
Малыши не понимают, почему ими не довольны, и постепенно превращаются в неуверенных в себе подростков. Безусловно, это вовсе не означает, что необходимо постоянно хвалить своих детей. Но критика должна быть разумной, чтобы не возникало проблем с психическим состоянием.
Дети, имеющие заниженную самооценку, выбирают себе для общения людей, похожих на них. При каждом промахе, неверном поступке, они будут считать себя еще более несостоятельными личностями. Таким подросткам присущи пессимизм, боязнь публичного выступления, низкая активность.
Важные моменты
У любого человека есть определенные недостатки. Снимать маску, демонстрировать свое подлинное лицо способны далеко не все. Критикуя себя, нельзя переходить определенные рамки, иначе испортится настроение, ухудшится физическое самочувствие, могут появиться депрессивные симптомы.
Самокритика должна стать некой палочкой-выручалочкой, помогающей исправлять ошибки, устранять проблемы. Именно она дает возможность для нового старта к самосовершенствованию и развитию.
Вместо заключения
Самокритика является рефлексивным отношением человека к себе, его способностью самостоятельно искать ошибки, оценивать поведение, анализировать действия. Наличие самокритики является обязательным условием психического комфорта человека.
Это реалистичный и объективный анализ своих преимуществ и недостатков, сильных и слабых качеств. Человек, способный оценивать себя объективно, без предубеждения относится к собственным промахам, старается исправить их. Такой человек не любуется своим совершенством и неповторимостью, а стремится повысить свой интеллектуальный уровень.
В повседневной жизни такое качество помогает людям достигать карьерных высот. Они уважительно относятся к коллегам, поэтому из людей с адекватной самооценкой получаются отличные руководители.
Лучшими учениками в школе являются именно те ребята, которые обладают нормальной самокритичностью. Такое качество дает им возможность задействовать дополнительные силы для приобретения знаний, они не ограничиваются «верхоглядством».
В ходе научных экспериментов, проводимых психологами, удалось установить связь между наличием у подростков самокритичности и их успешностью в школьной жизни. К сожалению, анализировать свои достижения и неудачи, делать соответствующие выводы способны только единицы школьников.
При введении федеральных образовательных стандартов второго поколения в общеобразовательные школы ситуация изменилась в лучшую сторону. ФГОС предполагает проведение на уроках, внеклассных мероприятиях рефлексии. В ее рамках ребята анализируют свою деятельность, дают ей оценку.
После детального анализа универсальных навыков, приобретенных ими в процессе урока (занятия), педагог может менять индивидуальную образовательную траекторию.
Подобное нововведение позитивно отразилось на формировании у подрастающего поколения навыков проведения самооценки, способствовало стимулированию самостоятельной деятельности школьников при получении универсальных учебных навыков и умений.
Разработчики всех нововведений, внедряемых в настоящее время в российские учебные заведения, старались максимально увеличить стремление детей к самостоятельному развитию.
С этой же целью в учебных программах по разным научным дисциплинам в школах РФ появилась обязательная проектная и исследовательская деятельность. В процессе проведения самостоятельных экспериментов дети получают не только коммуникативные навыки, важные знания, но и учатся проводить самооценку.