Благовещенская Церковь в Витебске. Описание, история создания, интересные факты.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске является памятником архитектуры древнеполоцкого княжества XII века, который находится в центре города, на берегу реки Западной Двины. Церковь имеет богатую и интересную историю. Об этом храме, истории его строительства и касающихся его необычных фактах будет рассказано в этой статье.

История

Храм Благовещения в Витебске, как утверждают летописи XVI-XVII веков (хроника Быховца, хроника Стрыйковского), был построен приблизительно в XIV веке. Возведение церкви, согласно этим летописям, связывают с князем Ольгердом, предположительно именно он отдал приказ о строительстве.

В другом предании, которое записано в городской летописи, относящейся к XVII веку, говорится о том, что храм был возведен по повелению княгини Ольги в 974 году, одновременно с основанием Витебска. Однако следует отметить, что точная дата, имеющая документальное подтверждение о строительстве Благовещенской церкви в Витебске, не установлена.

Исследования храма

Известный русский историк архитектуры, археолог и реставратор А. М. Павлинов впервые исследовал церковь в конце XIX века. После тщательного изучения в Витебске Благовещенской церкви он предположил, что храм мог быть построен в период с X по XII век, а наиболее вероятной датой возведения он посчитал XI век.

Храм в ночное время

В начале XX века, основываясь на результатах исследований и экспертиз, доктор искусствоведения и историк архитектуры Н. И. Брунов сделал вывод, что храм был построен в XII веке. Кстати, эта гипотеза не оспорена ни одним ученым до настоящего времени.

В период с 1960 по 1990 годы были произведены различные исследован, руководителями которых выступил ряд видных ученых: П. Раппопорт, О. Трусов, Т. Бубенько и Г. Штыхов. Ими были изучены предыдущие результаты экспертиз, а также проанализированы архитектурные техника и формы, фрагменты фресок и строительные приемы древних зодчих. В результате все ученые сошлись во мнении, что витебский Благовещенский храм был построен примерно в XII веке, предположительно мастерами из Византии, с использованием византийской архитектурной техники.

Описание церкви

В отличие от древнеполоцких построек того времени, возводимых из плинфы (обожженный тонкий кирпич) с использованием техники «притапливания» соседнего кирпича, Благовещенская церковь в Витебске была построена не только при помощи плинфы, но и камня. Использование камня было нехарактерно для зодчих тех мест. Каменные блоки после тщательной шлифовки здесь уложены в один или два ряда, затем идет слой из двух-трех рядов плинфы, и опять каменные блоки.

Мозаики в нефах

Данная техника кладки говорит о неместной строительной традиции. Храм представляет собой модифицированный кубический шестистолпный тип постройки, но с небольшой шириной боковых нефов и апсид. Также церковь имеет большую удлиненность по сравнению с другими храмами того времени. Необычным является и тот факт, что фасадная и задняя часть создана из трех нефов, а боковые - из четырех.

Сегодня у храма только один большой купол, однако ученые утверждают, что изначально имелся и второй, но существенно меньшего размера.

Внутреннее убранство и фрески

Благовещенская церковь в Витебске имеет необычное внутренне убранство. Стены и потолки храма внутри расписаны многочисленными фресками из жизни святых, а также Богоматери и Христа. Арки и углы украшены растительными узорами. Но вместе с этими искусно выполненными фресками низ здания не имеет даже штукатурки. Сделано это намеренно, дело в том, что по замыслу реставраторов нижняя часть сооружения осталась в первозданном виде.

Благодаря этому видно, как именно выложены каменные блоки и плинфы. В общем подобное решение смотрится очень оригинально, а главное, что подобного больше нигде не увидеть.

Древняя кладка храма

Также в верхних частях фасадных нефов и по их центру можно увидеть искусно выполненные мозаичные панно. На них изображены Богоматерь и Благовещение. Они выполнены в иконописном византийском стиле. На фото Благовещенской церкви в Витебске можно увидеть и по достоинству оценить всю красоту фресок и мозаичных панно.

Храм с XVII по XX век

Церковь неоднократно перестраивалась и реставрировалась. В 1619 году по указу Сигизмунда III храм был передан грекокатоликам (униаты). Во время Северной войны церковь существенно пострадала, а в 1714 году был произведен масштабный ремонт. Спустя 45 лет храм реконструируется, и в его архитектурном стиле ярко проявляется позднее барокко.

Фрески и мозаики храма

В 1832 году Благовещенский храм в Витебске возвращается православным христианам, а спустя 20 лет его еще раз перестраивают.

Во время Великой Отечественной войны церковь получает значительные разрушения, но по ее окончании храм восстанавливают, а в 1953 году присваивают статус памятника истории и архитектуры. Несмотря на это, спустя восемь лет ее практически полностью уничтожают взрывом при прокладке трамвайных путей. Остаются лишь шестиметровые стены.

В 1968 году производятся археологические работы, а через девять лет - консервация руин. И лишь в период с 1993 по 1998 годы храм восстанавливают, сохраняя фрагменты первоначальной кладки.

Церковь в настоящее время

Сегодня храм полностью восстановлен, также приведена в порядок и прилегающая территория. Рядом с церковью построена звонница и деревянный храм во имя Св. Александра Невского. Разбит прекрасный парк, в котором высажены различные деревья и кустарники.

Храм Благовещения, Св. А. Невского и звонница

Помимо многочисленных туристов, здесь можно встретить паломников и местных жителей. Неподалеку отсюда находится много исторических и архитектурных памятников.

Оказавшись в Витебске и посетив его многочисленные интересные достопримечательности, обязательно следует отправиться в храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это уникальнейшее сооружение, сохранившееся до настоящего времени, обладает не только величественной красотой, но и необыкновенной аурой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.