Договориться иногда бывает сложно. Даже, если это два человека, прийти к однозначному решению порой так трудно! Что же говорить, когда пытаются договориться две организации? Или даже две страны? А если две разные политические системы? Неудивительно, что прежде чем договор будет заключен, он проходит несколько стадий своего развития, каждая из которых характеризуется определенными способами выражения согласия или несогласия сторон. Что такое подписание договора? Или, что значит "соглашение парафировано"? Это то же самое, что подписано, или нет?
Попробуем разобраться. Для начала - в терминологии
Итак, что означают различные термины права, подразумевающие способ закрепления между сторонами условий договоренности? Попробуем разобраться в смысловой нагрузке общеизвестных и часто употребляемых слов. Например, что такое подпись и чем она отличается от росписи. Как вообще правильно сказать: подписаться или расписаться под договором? А как используется монограмма? Что такое визирование документа? Каким может быть параф, и что значит словосочетание "парафировать соглашение"?
Без понимания значений этих терминов: подписать, завизировать, парафировать, значение слова "договор" не раскроется до конца. А, следовательно, и невозможно будет постичь основ договорной работы, к какой бы отрасли права она ни относилась.
Подпись - что это такое?
Согласно закону (см. ст. 160 ГК РФ) любой контракт скрепляется подписью. Отсутствие
ее на документе означает, что соглашение не достигнуто и может повлечь за собой предсказуемые юридические последствия, вплоть до признания сделки недействительной.
Но, к сожалению, в законодательстве РФ нет единого нормативного акта, который бы давал точное определение и однозначно регламентировал использование подписи. Как следствие, часто подпись подменяют парафом. Поэтому стоит понять, что означает слово "парафировать", и чем оно отличается от слова "подписать".
Подпись - это совокупность графических символов, служащая для идентификации человека как физического или юридического лица. Согласно словарю Ожегова, подпись - это собственноручно написанная фамилия. Это же косвенно подтверждает п. 3 160-й статьи ГК РФ. А первый пункт 19-й статьи этого Кодекса однозначно говорит о том, что любые свои права гражданин приобретает только под своим именем, фамилией и отчеством.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, юридически грамотно называть подписью только собственноручно написанное гражданином его полное имя.
Попутно поясним, что слово "роспись" вообще к заключению договоров не имеет никакого отношения. Ибо, в отличие от слова "подпись", оно образовано не от глагола "расписаться", а от похожего на него глагола "расписать" (в значении "украшать, разрисовывать").
Неудивительно, что, не вникая в эти тонкости, подпись у нас путают, например, с парафом, из чего логично вытекает неполное понимание того, что такое "подписанный документ" и чем отличается от него "парафированный документ".
ЭЦП
В эпоху развития электронного документооборота получила распространение электронная цифровая подпись. Назначение ее, по сути, то же, что и у обычной подписи - удостоверить, что документ не содержит искаженной информации, и что он заверен лицом - владельцем сертификата-ключа подписи.
Но, надо сказать, что при всей нашей любви и уважении к возможностям информационных технологий вряд ли в ближайшее время мы сможем избежать составления документов в письменном, бумажном виде. А, значит, и регламента подписания договоров с использованием обычной подписи тоже пока никто не отменял. В целях парафирования ЭЦП не применяется.
Что же такое параф?
Если отвечать коротко, то параф - это то, что мы привыкли называть подписью. Можно выделить его следующие составляющие:
- Монограмма. Это начальные буквы (одна, две или три) фамилии, имени и отчества человека, имеющие общие элементы.
- Средняя часть. Состоит из строчных букв. Как правило, это следующие после начальной буквы фамилии.
- Росчерк. Обычно это более или менее художественный элемент, являющийся продолжением последней буквы средней части.
Параф характеризуется уникальным для данного субъекта набором символов и соответствующим оформлением. Собственно, слово "параф" и означает "росчерк", изначальная цель которого - защита подписи от подделки. Но понятно, что, уникализируя само изображение подписи, росчерк часто сводит на нет ее читаемость и правильное понимание, что не работает на его юридическую силу.
Из сказанного понятно, что "парафировано" - это совсем не то же самое, что "подписано". Параф не заменяет подпись.
Где употребляется параф, и что такое парафировать?
В современной юридической практике параф и парафирование чаще всего употребляются применительно к международному праву, в частности, в дипломатической и внешнеторговой деятельности. Что значит "парафировать договор"? Это означает его предварительное подписание в том случае, если основные положения договора уже согласованы сторонами, но окончательное утверждение по каким-либо причинам пока отложено. Иногда парафировать договор требуется в силу того, что, будучи полностью урегулированным уполномоченными на то лицами, он нуждается в одобрении глав правительств стран, участвующих в соглашении.Для того чтобы парафировать соглашение, уполномоченные лица ставят под текстом договора только параф. Это может быть монограмма или росчерк, или часть фамилии, но не полная подпись или печать. Часто в этом случае используются только инициалы подписывающего лица. В некоторых случаях параф проставляется не только в конце всего текста договора, но и на каждой его странице.
Резюмируя...
Теперь, когда мы разобрались в том, что значит парафировать документ, есть смысл сделать некоторые важные выводы:
- Подпись - это совсем не то же самое, что параф. Соответственно, использование того и другого весьма различно.
- Параф не подменяет собой подпись. Мало того, если документ заверен инициалами с росчерком в отсутствие полностью написанного имени заверителя, то такой документ может при необходимости считаться неподписанным.
Юридическое значение парафирования
Как ясно из вышесказанного, парафирование не подменяет собой подписания согласованного документа. После того, как будут устранены причины, по которым заключение договора было отсрочено, он подписывается сторонами в установленном законом порядке.
Парафирование не является обязательным этапом заключения соглашения сторон. Обязательным является подписание, вне зависимости от того, было ранее парафировано это соглашение или нет. И только подпись в точном правовом смысле этого слова закрепляет за сторонами их права и обязанности в соответствии с текстом заключенного договора.В чем же тогда юридический смысл парафирования? Оно подтверждает, что все согласования по тексту сторонами уже пройдены и договор составлен. После парафирования подписавшие документ лица связаны обязательством принимать переговоры, результатом которых и является парафированный документ, как состоявшиеся и законченные. Но момента юридической ответственности сторон при этом не наступает, текст не является обязательным к исполнению, и в дальнейшем, до подписания, еще может редактироваться. Возможность внесения изменений в текст соглашения после его парафирования сохраняется. Но эти изменения не могут вноситься только одной стороной договора.
Использование парафирования в хозяйственной деятельности
Сегодня парафирование применимо в основном в международном праве, и нормы этого
юридического действа прописаны в нормативных актах, так или иначе связанных с правовым регулированием ВЭД. Но кто сказал, что этот удобный инструмент достижения договоренности доступен только дипломатам?! И почему нельзя, к примеру, парафировать контракт между двумя или более субъектами хозяйственной деятельности внутри государства?Можно! Мало того, в некоторых случаях это рекомендовано экспертами. К примеру, подобный опыт подписания договоров имеется у разного рода СП.
Почему важно соблюсти некоторую паузу между согласованием и окончательным подписанием документа?
Все дело в специфике нашего делопроизводства. Допустим, вы взялись организовать совместное предприятие. Какие работы вам предстоит проделать?
- Начало - полдела, и началом будет подготовка коммерческого предложения или технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта СП.
- После этого необходимо найти заинтересованных в таком вашем предложении предприятия за рубежом и ознакомить их с подготовленным коммерческим предложением.
- Потом привлечь потенциальных инвесторов из-за рубежа, провести необходимые переговоры с последующим составлением протокола намерений.
- Подготовить, согласовать и подписать всеми заинтересованными сторонами учредительные документы будущего СП.
- Зарегистрировать свое совместное предприятие, открыть счета в банке и развернуть производственную деятельность.
Стоит иметь в виду, что во время государственной регистрации СП может возникнуть необходимость внесения поправок в уже подписанные документы. Такие, к примеру, как долго и трудно согласовываемый договор о совместной хозяйственной деятельности.
Может получиться так, что договор вступит в силу до государственной регистрации, а в ее процессе выяснится, что учтено было не все. И вот вам опять нужно собираться с силами и партнерами, чтобы провести переговоры заново. Вот в этом случае и можно порекомендовать парафировать договор, чтобы при необходимости безболезненно внести в него все поправки уже непосредственно перед государственной регистрацией СП.
Чтобы из договора ничего не пропало
К сожалению, при заключении договоров любого рода между партнерами по бизнесу
никогда нельзя быть полностью уверенным в том, что одна или даже несколько страниц тщательно подготовленного, согласованного и подписанного одной стороной документа не будут подменены перед окончательным подписанием другой из сторон.
Чтобы избежать этого, имеются некоторые методические рекомендации. Так, договор можно прошить, листы его пронумеровать и скрепить бумажной печатью с указанием количества листов (не страниц). Эти сведения о документе подтверждаются печатями и подписями. При этом оттиск печати должен захватывать часть текста с наименованием должности ответственного лица и, собственно, бумажную печать, закрепляющую концы нити, которой прошит документ.
А еще поможет парафирование...
Вторая методическая рекомендация для того чтобы избежать возможной подделки договора - парафирование или визирование каждой его страницы. Это могут делать уполномоченные специальным приказом по организации лица.
Кстати, "визировано", учитывая нашу суровую действительность, в этом случае предпочтительнее, чем "парафировано", это факт. Ибо визирование может осуществляться не только при помощи обычной подписи, но и посредством печати или штампа, в котором будет указано наименование организации, полные фамилия, имя, отчество и должность (структурное подразделение) ответственного лица, номер страницы и общее количество страниц в документе.