Бестиарий - это что такое? Популярные бестиарии

Слово "бестиарий" происходит от латинского bestia, что означает "зверь". Изначально бестиарии были статьями зоологического характера, где описывались различные животные, а также прилагались иллюстрации. Сегодня же бестиарий - это энциклопедия существ той или иной вселенной: литературной, игровой или кинематографической. Практически каждый уважающий себя автор, творящий в стиле фэнтези, имеет собственный бестиарий. Есть он у Лавкрафта, Толкиена, Дж. Роулинг, Сапковского и других популярных писателей. Рассмотрим самые интересные бестиарии современности.

бестиарий книга

Бестиарий мифических существ Говарда Лавкрафта

Говард Лавкрафт - американский писатель, родоначальник жанра хоррор, а также создатель одной из самых сложных мифологий в современной литературе, которая известна как бестиарий существ "Мифы Ктулху". Писатель и его последователи придумали десятки загадочных существ, богов и прочих чудовищ, которые обитают в бескрайних мирах их книг. Рассмотрим самых знаменитых и необычных тварей из бестиария Лавкрафта.

Дагон

Дагон является одним из второстепенных богов в мифах Ктулху. Вместе со своей супругой Гидрой он покровительствует расе глубоководных, которые гордо называют их отцом и матерью. Как и сами глубоководные, Дагон внешне похож на гуманоида с чертами рыбы и амфибии, однако отличается гигантскими размерами.

Гончие псы Тиндала

Этих существ создал древний бог Тиндал, однако после смерти последнего от рук Дагона псов усыновила Шубнигура. Она научила своих подопечных всем навыкам, необходимым для выживания, и стала для них настоящей матерью. Но спустя много тысячелетий псов забрал Ктулху и перенес их в Эрлайх. С тех пор эти твари стали его верными соратниками. Говорят, что еси псы почуяли свою жертву, то будут преследовать её бесконечно долго, до тех самых пор, пока не достигнут своей цели.

бестиарий лавкрафта

Старцы

Старцы - это разумная инопланетная раса, которая прибыла на Землю задолго до появления на ней людей. Родная планета их пострадала в результате техногенного кризиса, поэтому пришельцы создали на Земле благоприятные условия для существования. Старцы размножаются спорами, однако только в том случае, когда заселяют новые территории. Изначально они могли путешествовать в космосе с помощью крыльев, однако со временем те атрофировались, и старцы были вынуждены остаться на Земле.

Шогготы

Это уникальные монстры в бестиарии Лавкрафта. Существа эти состоят из протоплазмы и похожи на бесформенных угрей. Они могут отращивать на время органы, необходимые для осуществления тех или иных действий. Шогготы - искусственные создания старцев, которые были выведены для тяжкого физического труда. Изначально не обладая сознанием, они действовали, внимая внушению старцев, однако в процессе эволюции научились думать и управлять собственной формой. В результате нескольких войн шогготы победили старцев и стали свободными.

Гатаноа

Эти древние существа появились на нашей планете задолго до возникновения человеческой расы. Они бессмертны и живут под землёй в районе Новой Зеландии. Согласно легенде, один взгляд на это создание сулит безумие и смерть, поэтому древние люди ежегодно совершали жертвоприношение, чтобы избежать гнева гатаноа.

Цаттогуа и Азатот

О цаттогуа известно немногое: он похож на чёрную жабу и обитает со своей свитой в тёмной пещере. Мифическая Гиперборея и Атлантида поклонялись этому божеству как одному из верховных.

монстры бестиарий

Азатот - это самый главный бог пантеона мифов Ктулху. Согласно легенде, он обитает в самом сердце вселенной, а вокруг него пляшут младшие боги. Азатот является самой чудовищной сущностью во всей вселенной. Не покидая трона, он приходит во сне или страшных видениях. От одного только звука его имени обычные люди содрогаются от ужаса.

Йог-Сотот и Ктулху

Эти существа - одни из сильнейших, согласно бестиарию Лавкрафта. Йог-Сотот восседает над богами, являясь хранителем порталов между мирами, он отражает само мироздание. Это существо находится вне нашей вселенной и способно воплощаться во всех временах и во всём пространстве одновременно. По легендам, Йог-Сотот способен повелевать временем.

бестиарий мифических существ

Ктулху - это самый известный персонаж из бестиария мифических существ Лавкрафта. Он спит на дне океана, однако даже в этом состоянии может воздействовать на разум человека. Ктулху воплощает в себе черты осьминога, человека и дракона: голова со щупальцами, тело гуманоида и пара рудиментарных крыльев.Он спит на вершине подводного города Рлайх в Тихом океана. Если звёзды расположены благоприятно, Рлайх поднимается над водой, и Ктулху становится свободным.

Бестиарий Сапковского Анджея

Цикл произведений "Ведьмак" польского автора Анджея Сапковского приобрёл необычайную популярность после выхода легендарной игры "Ведьмак: Дикая охота". Во вселенной Ведьмака встречается столько разных чудовищ, что автор посвятил бестиарию книгу, причём довольно увесистую. Игра и правда вышла занимательной: огромный открытый мир, множество вариантов развития сюжета, великолепная графика и, конечно же, огромное количество чудовищ, с которыми предстоит столкнуться главному герою Геральту. Если вы хотите отлично разбираться во вселенной Ведьмака, бестиарий, составленный автором, придётся как нельзя кстати. В качестве примера опишем несколько наиболее часто встречающихся тварей.

Гуль

Гуль - это демон, похожий на кладбищенского упыря. Гули обычно обитают на старых кладбищах и в местах, где совершалась чёрная магия. Такие злые чары оскверняют землю, и она становится проклятой. На такую землю любят приходить гули, либо они встают из могил, если это кладбище. Как именно, никто не знает, и это неудивительно... Как гласит бестиарий Ведьмака, даже если бы кто-то и знал правду, его бы не было в живых. Согласно поверью, гули когда-то были людьми, которые питались трупами, в результате чего и превратились в ужасных тварей. Вечно голодные, они питаются только человеческим мясом, поэтому убивают людей и оставляют недоеденные останки в своих склепах.

бестиарий сапковского

Гнильцы

Это существа, лишь отдалённо напоминающие человека: разлагающаяся кожа, в некоторых местах и вовсе отсутствующая, распухшая голова... Неприятное зрелище. Эти труповидные создания пожирают мёртвую плоть, останки, однако не брезгуют и свежим мясом. Их часто можно встретить на поле брани после сражения, а также возле поселений, охваченных эпидемиями. Как правило, трупоеды ходят толпой, появляются внезапно, а при угрозе так же внезапно исчезают, из-за чего их крайне трудно истребить.

Интересно, что монстры бестиария Сапковского очень похожи на персонажей славянской мифологии, которую мы рассмотрим немного позже.

Настольная игра "Бестиарий Сигиллума"

Эта игра представляет собой мрачный мистический мир, придуманный простым энтузиастом из Новосибирска. Выполнена в стиле мрачного фэнтези, игра с виду похожа на настоящий гримуар с кожаным переплётом и изображением загадочной сигилы в середине. В начале игры игрок выбирает 3 карточки существ, которыми будет управлять. В данном случае знание бестиария - это практически гарантия победы, поэтому рассмотреть его стоит повнимательнее.

бестиарий сигиллума

Итак, в игре представлено 9 существ, условно разделенных на 3 класса: танки, дамагеры и поддержка. Все они имеют свои сильные и слабые стороны, а также примерную боевую направленность. Каждый персонаж обладает умением нападения и 2 умениями поддержки.

  1. Манус (механическая длань). Это робот, покрытый металлическими пластинами с шипами, класса танк. Помимо навыков нападения, манус может скрывать союзников за дымовой завесой, уменьшая видимость противника.
  2. Церберус (потусторонний страж). Это трёхглавый пёс с огромными лапами и острыми длинными когтями. Обладает отличными навыками нападения и относится к классу дамагеров.
  3. Иллесебра (искусительница). Очень похожий на суккуба персонаж. Это женщина в довольно вызывающем наряде, обладающая навыком гипноза и способная управлять разумом противника. Искусительница может заманить врага в свои сети, а также усилить защиту союзника. Относится к классу помощников.
  4. Саксум (монолит). Это каменный голем, который способен взрываться, поражая врагов каменными осколками. Может усиливать защиту, находясь в гористой местности.
  5. Террариус (воин преисподней). Мощный персонаж класса танк. Раскаляет пространство вокруг себя, сжигая врагов, а также уничтожает противника раскалённым молотом.
  6. Жнец. Силён только в тандеме с союзниками. Ослабляет защиту противника, находясь в лесу, способен заставить противника бежать с поля боя.

В целом "Бестиарий" - это достаточно сложная настольная стратегия, где полностью отсутствует эффект случайности. Игроки просчитывают свои действия на несколько ходов вперед, и от их логики и смекалки зависит победа.

Славянский бестиарий

В славянской мифологии насчитываются десятки существ, которых выдумали древние люди, чтобы объяснить непонятные им явления природы и непознанный мир. Славянский бестиарий - это собрание старинных поверий и легенд, известных нам еще с детства. Напомним о некоторых мифических созданиях.

  1. Фараонки - духи воды обоих полов, тип русалок, полулюди - полурыбы. Эти сверхъестественные существа были при жизни египтянами, которые гнались за Моисеем и евреями. Ходят легенды, что фараонки привязываются к проходящему кораблю и спрашивают у испуганных мореплавателей, когда Судный день. Если им не ответить, фараонки не отстанут. Услышав, что конец света скоро, фараонки радуются. Если же ответить, что нескоро, от обиды они могут потопить корабль, поэтому моряки предпочитали их обманывать.
     бестиарий мифических
    Интерес фараонок к концу света связан с преданием, что они обречены находиться в этом облике до Судного дня.
  2. Соловей-разбойник - персонаж восточнославянской мифологии, который сидит в засаде на большой дороге и убивает всех проходящих по ней диким свистом. Изображался либо человеком, либо загадочным громадным существом с птичьими крыльями, под которыми гнётся дерево. Былины гласят, что Соловей-разбойник имеет свой дом, двор и терем, где живут его родственники. Исследователи фольклора считают, что в этом персонаже воплотился собирательный образ врага Руси определённого периода истории. Согласно преданию, победил Соловья Илья Муромец.
  3. Росомаха - дух в обличии женщины-зверя, обитающий в ржаном или конопляном поле. В белорусских и северно-русских поверьях её описывают как демоническое существо, обнажённую деву с длинными волосами, которые она расчёсывает щучьим гребнем, а рядом с ней - плачущий ребёнок. Завидев людей, росомаха сразу прячется, однако ночью она выходит на охоту. Если создание встречает нескольких людей, то нападает на самого молодого, стариков же не трогает. Росомаха душит свою жертву, прогрызает череп и высасывает мозг.
  4. Змей-Горыныч - сказочный образ русских былин в виде огнедышащего дракона с несколькими головами, обычно от 3 до 12. Живёт существо в горах, рядом с огненной рекой Смородиной, и охраняет мост, по которому умершие попадают в потусторонний мир. В былинах также говорится, что Горыныч охотится на красивых девушек, чтобы лакомиться ими и держать людей в страхе. По легенде, побеждает змея Добрыня Никитич.
  5. Кикимора - мифическое существо женского пола. Живёт в жилищах людей и приносит мелкие неприятности хозяйству и людям. Согласно преданиям, кикимора поселяется в домах, где кто-нибудь повесился, умер ребёнок или не был отпет покойник. Также известны поверья, согласно которым в кикимор превращались дети, похищенные или обменянные нечистой силой. Они любят шутить с людьми, например, появляться под видом оставленного на дороге ребёнка, а после того, как их подбирают, они со смехом убегают.
    славянский бестиарий
    Живут кикиморы на чердаках, под полом или в чулане, не дают спать хозяевам, мешая плачем или шуршанием, могут бить посуду и даже задушить спящих.
  6. Мороз или Студенец, Морозко, Зюзя - персонаж славянского сказочного фольклора календарных обрядов, персонификация природной стихии. Это старик с длинной белой бородой, который приходит с Севера и приносит с собой зимнюю стужу. Во время Святок и на Пасху славне совершали ритуал приглашения Мороза за праздничный стол, чтоб тот не морозил будущий урожай. Со временем образ злого Студенца трансформировался в доброго Деда Мороза.
  7. Волколак - оборотень, способный принимать обличие волка. Встречается также в бестиарии Сапковского. В народных поверьях существует 2 типа волколаков: злые колдуны, превращающиеся в волков и нападающие на людей, а также заколдованные люди, принимающие образ зверя в ночное время. Они страдают от своего обличья и насланных на них чар, но вреда окружающим обычно не приносят. Колдуны и ведьмы, желая превратить кого-либо в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают заклинание.
  8. Василиск имеет петушиную голову, крылья дракона и змеиный хвост, иногда лягушачьи лапы или когти тигра. На голове его красный гребень, похожий на корону, а тело покрыто чешуёй. Василиск может выглядеть и как огромная ядовитая ящерица, которая способна убивать с помощью взгляда или дыхания. Существо не раз упоминается в старинных библейских сюжетах, его часто можно встретить на гербах городов, например на гербе Москвы, где святой Георгий пронзает копьём змея, очень похожего на василиска.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.