Барьеры общения

Всю получаемую нами при общении информацию мы воспринимаем, исходя из нашего опыта, существующих установок, а также сквозь призму нашего субъективного отношения к собеседнику. И зачастую мы слышим совсем не то, что до нас пытался донести наш партнер. Часто же точно выразить свою мысль невозможно и вовсе в силу переполняющих эмоций. Подобные преграды, ведущие к недопониманию и делающие невозможным общение на пользу и в удовольствие, – это и есть барьеры общения.

Типы барьеров

Есть немало категорий и признаков, по которым можно классифицировать барьеры общения. Мы не будем подробно рассматривать существующие классификации, а лишь назовем и поясним самые распространенные типы.

1. Барьеры восприятия

Это такие барьеры общения, как барьер речи, первого впечатления и многие другие. Чтобы быть понятым, нужно уметь внятно изложить свою точку зрения. Слова, особенно в деловом общении, должны быть логически обоснованными, а манера говорить – уверенной. Чем лучше говорящий владеет своими эмоциями, тем больше шансов, что он сможет передать то, что хочет сказать. Кроме того, особенности дикции могут как испортить впечатление от любой тщательно подготовленной речи, так и серьезно препятствовать ее пониманию. И если оба собеседника заинтересованы в общении, одному придется приспосабливаться к особенностям речи, а второму следует задуматься о работе над проблемным аспектом (занятия по риторике, аутотренинги, работа с логопедом).

Часто барьеры общения возникают и в результате первого впечатления (обычно складывающегося из невербальных сигналов), когда эффективной коммуникации препятствует необоснованное негативное отношение к собеседнику. В вас вполне могут вызвать неприязнь определенные внешние черты делового партнера, однако нужно отдавать себе отчет, что это не должно влиять на предмет вашего обсуждения.

Немалое влияние оказывают также существующие установки, искажающие восприятие информации. Мы обладаем разной системой ценностей и вкладываем разный смысл в одни и те же слова. Если вы знаете о существующих различиях между вами и собеседником и можете их учесть (то есть использовать понятные для другого человека и наиболее точные слова), барьеры общения частично будут преодолены.

Отдельно можно упомянуть и такое затрудняющее общение качество, как неумение слушать, а также присущую каждому фильтрацию услышанного: мы слышим то, что хотим услышать.

2. Барьеры взаимодействия

Это психологические барьеры в общении, которые связаны с разной мотивацией, разной нравственной позицией, уровнем компетентности и стилем вести переговоры. Так, трудно взаимодействовать с человеком, который ожидает от общения с вами совсем другого результата. И если один настроен на решение конкретной проблемы, а другой – на праздную беседу, разговор может не удовлетворить обоих. В таких случаях целесообразно сразу обозначить свои задачи.

Столь же трудно найти общий язык и с тем, чей уровень компетентности в конкретном вопросе существенно отличается, что может очень раздражать или стать поводом для отказа от общения вообще.

3. Барьеры отрицательных эмоций

Сюда можно отнести как барьеры в общении, возникающие под влиянием глубоких стрессов и тяжелых событий, когда человек замыкается в себе и уклоняется от общения, так и барьеры, вызванные сильными эмоциями (гнев, страх). Негативно влияют на межличностное взаимодействие и глубокие комплексы отрицательных эмоций (например, стыд или чувство вины), а также плохое настроение, которое может быть не только преходящим, но и «хроническим».

Можно перечислить еще множество групп и видов барьеров в общении, однако при столкновении с каждым из них в зависимости от значимости конкретного человека для вас и целей вашего взаимодействия есть выбор: вы можете попытаться смириться с ситуацией или отказаться от общения вообще. Есть случаи, когда барьер можно устранить, если оба партнера в этом заинтересованы.

Если же вы обладаете достаточной самокритичностью и чувствуете, что причиной возникновения подобных барьеров являются ваши действия, то вы уже на середине пути к их устранению. Не ленитесь работать над собой и обращаться за содействием к тому, кто может вам в этом помочь.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.